ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1119
Скачиваний: 1
Появление единых федеральных Правил предоставления коммунальных услуг в обновленном, соответствующем правовым реалиям виде позволяет жильцам любого населенного пункта России узнать свои права и обязанности при получении и оплате коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг направлены на создание условий для бесперебойного обеспечения жилых помещений необходимыми элементами благоустройства и всестороннего соблюдения прав как потребителей, так и поставщиков такого рода услуг.
О значимости рассматриваемого документа говорит уже тот факт, что им установлены единые принципы обеспечения коммунальными услугами жилых помещений. Так, пункт 9 Правил гласит, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Помимо этих существенных гарантий рассматриваемый документ содержит еще достаточно много важных для большинства граждан положений, например, порядок расчета, перерасчета и внесения платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы в случае предоставления некачественных коммунальных услуг или предоставления их не в полном объеме, особенности предоставления конкретных видов коммунальных услуг.
Словом, Правила предоставления коммунальных услуг должны находиться "на видном месте" в каждом жилом помещении. Именно этот документ поможет защитить права жильцов в части качественного и полноценного предоставления коммунальных услуг.
Пункт 2 статьи 157 посвящен не менее важному элементу, используемому при расчете платы за коммунальные услуги, а именно тарифам. Тариф - это стоимость коммунальной услуги в расчете на одну единицу потребления за расчетный период. С использованием тарифов и одного из двух уже рассмотренных нами способов определяется размер платы за коммунальные услуги.
Законодатель установил, что тарифы за коммунальные услуги устанавливаются в зависимости от их вида на двух уровнях власти: на уровне субъекта Российской Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта, и на местном уровне - соответствующими органами местного самоуправления.
Для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, как и в других случаях, тарифы на все виды коммунальных услуг определяются органами государственной власти субъекта РФ, т.е. местное самоуправление в указанных городах лишено полномочий по определению тарифов.
В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования этим помещением, образование или ликвидация ТСЖ, ЖК, иного потребительского кооператива не может являться основанием для изменения платы за коммунальные услуги.
Если потребителю оказываются коммунальные услуги ненадлежащего качества или с перерывами, которые превышают установленную продолжительность, то размер платы за такие услуги подлежит изменению в меньшую сторону. Именно на основании п. 4 комментируемой статьи граждане вправе требовать, а поставщики обязаны произвести перерасчет платы за услуги, которые не соответствуют требованиям качества либо в поставках которых имелись перерывы сверх допустимых.
Стоит указать, что согласно уже упомянутым Правилам предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами надлежащего качества признаются услуги, отвечающие требованиям самих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Если предоставляемые коммунальные услуги не соответствуют перечисленным требованиям, их можно признать некачественными и потребовать изменения платы за них в меньшую сторону.
В Правилах же можно узнать предельно допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг. Например, если перерыв в подаче холодной воды в жилое помещение превышает суммарно 8 часов в течение одного месяца, то размер платы за холодное водоснабжение подлежит уменьшению на 0,15 процентов за каждый час превышения.
Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
Комментарий к статье 158
Пунктом 1 комментируемой статьи на собственников жилых помещений в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание своего жилого помещения, а также на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Размер таких расходов определяется с учетом доли собственника в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме, принимая решение об оплате услуг по капитальному ремонту такого дома, должно принимать во внимание предложения управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов, а также другие предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта.
Согласно п. 3 ст. 158 ЖК РФ каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по оплате капитального ремонта жилого дома. Такая обязанность возникает одновременно с приобретением права собственности на жилое помещение.
При переходе права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит также и обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт, не исполненная предыдущим собственником.
Данная норма создает определенные трудности при приобретении в собственность жилых помещений в многоквартирных домах. Приобретателю помещения рекомендуется убедиться, что прежний собственник оплатил расходы по капитальному ремонту. В противном случае у будущего собственника имеется три возможных варианта действий:
а) предложить прежнему собственнику оплатить расходы самостоятельно до отчуждения жилого помещения;
б) взять обязанность по оплате расходов на себя и исполнить ее за счет собственных средств;
в) предложить прежнему собственнику уменьшить стоимость жилого помещения на сумму расходов по оплате капитального ремонта.
Конечно, всегда сохраняется возможность отказаться от приобретения жилого помещения.
Согласно п. 4 комментируемой статьи размер платы на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах определяется органами местного самоуправления, если собственники жилых помещений в этих домах на своем общем собрании не установили размер данной платы.
Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Комментарий к статье 159
Статья 159 ЖК РФ регулирует одну из наиболее актуальных и новых сфер жилищных отношений - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (РГ. 2006. 31 декабря. N 297) в статью 159 ЖК РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. Ниже приводится таблица изменений, внесенных в комментируемую статью.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Статья 159 ЖК РФ │
├────────┬───────────────────────────────┬───────────────────────┤
│ N │ Текст до 1 января 2008 г. │ Текст после 1 января │
│ пункта │ │ 2008 г. │
├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤
│пункт 3 │Субсидии предоставляются орга- │Субсидии предоставляют-│
│ │ном местного самоуправления или│ся органом исполнитель-│
│ │управомоченным им учреждением │ной власти субъекта │
│ │гражданам, указанным в части 2 │Российской Федерации │
│ │настоящей статьи, на основании │или управомоченным им │
│ │их заявлений с учетом постоянно│учреждением гражданам, │
│ │проживающих совместно с ними │указанным в части 2 │
│ │членов их семей │настоящей статьи, на │
│ │ │основании их заявлений │
│ │ │с учетом постоянно │
│ │ │проживающих совместно │
│ │ │с ними членов их семей │
├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤
│пункт 8 │Финансирование расходов на пре-│Финансирование расходов│
│ │доставление субсидий осуществ- │на предоставление │
│ │ляется из местных бюджетов за │субсидий осуществляется│
│ │счет субвенций, предоставляемых│из бюджетов субъектов │
│ │местным бюджетам из бюджетов │Российской Федерации │
│ │субъектов Российской Федерации,│ │
│ │а для городов федерального зна-│ │
│ │чения Москвы и Санкт-Петербурга│ │
│ │- из бюджетов данных субъектов │ │
│ │Российской Федерации. Субъектам│ │
│ │Российской Федерации на цели, │ │
│ │указанные в настоящей части, │ │
│ │из федерального бюджета может │ │
│ │передаваться финансовая помощь,│ │
│ │рассчитанная исходя из феде- │ │
│ │ральных стандартов, устанавли- │ │
│ │ваемых Правительством │ │
│ │Российской Федерации │ │
├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤
│пункт 10│Размер субвенции из бюджета │Утрачивает силу в │
│ │субъекта Российской Федерации │полном объеме │
│ │рассчитывается исходя из │ │
│ │статистической информации о │ │
│ │распределении населения муници-│ │
│ │пального образования относи- │ │
│ │тельно уровней среднедушевых │ │
│ │доходов и из региональных │ │
│ │стандартов: │ │
│ │1) нормативной площади жилого │ │
│ │помещения, используемой для │ │
│ │расчета субсидий; │ │
│ │2) стоимости жилищно-коммуналь-│ │
│ │ных услуг, дифференцированной │ │
│ │по муниципальным образованиям; │ │
│ │3) максимально допустимой доли │ │
│ │расходов граждан на оплату │ │
│ │жилого помещения и коммунальных│ │
│ │услуг в совокупном доходе семьи│ │
├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤
│пункт 11│Орган местного самоуправления │Орган местного │
│ │вправе применять при расчете │самоуправления может │
│ │субсидий отличные от установ- │установить для расчета │
│ │ленных региональных стандартов │субсидий отличные от │
│ │стандарты нормативной площади │установленных регио- │
│ │жилого помещения, используемой │нальных стандартов │
│ │для расчета субсидий, стоимости│стандарты нормативной │
│ │жилищно-коммунальных услуг и │площади жилого помеще- │
│ │максимально допустимой доли │ния, используемой для │
│ │расходов граждан на оплату │расчета субсидий, │
│ │жилого помещения и коммунальных│стоимости жилищно- │
│ │услуг в совокупном доходе │коммунальных услуг и │
│ │семьи, если это улучшает поло- │максимально допустимой │
│ │жение граждан, получающих такие│доли расходов граждан │
│ │субсидии. Дополнительные рас- │на оплату жилого поме- │
│ │ходы на предоставление указан- │щения и коммунальных │
│ │ных в настоящей части субсидий │услуг в совокупном │
│ │финансируются за счет средств │доходе семьи, если это │
│ │местного бюджета │улучшает положение │
│ │ │граждан, получающих │
│ │ │такие субсидии. Допол- │
│ │ │нительные расходы на │
│ │ │предоставление указан- │
│ │ │ных в настоящей части │
│ │ │субсидий финансируются │
│ │ │за счет средств │
│ │ │местного бюджета │
└────────┴───────────────────────────────┴───────────────────────┘
Согласно п. 1 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии возникает у граждан при наличии следующего условия: расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размеры региональных стандартов и допустимой доли расходов на оплату жилого помещения устанавливаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особая методика расчета стандартов и нормативов, используемых для определения права на жилищные субсидии, установлена законодателем для семей, среднедушевой доход в которых меньше прожиточного минимума.
Для таких граждан устанавливаются поправочные коэффициенты, равные отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму.
В пункте 2 ст. 159 ЖК РФ определены категории пользователей жилых помещений, которые при наличии указанных условий вправе претендовать на получение жилищных субсидий. К ним относятся:
пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (наниматели по договорам социального найма и найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде);