Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2046

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Норма ЖК РФ обязывает соблюдать при эксплуатации помещения после его перевода требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные. Такие требования устанавливаются федеральными законами, такими как ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ и прочими, и созданными в соответствии с ними подзаконными правовыми актами.


Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение


Комментарий к статье 24


1. Орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю документ, подтверждающий его решение о согласии на перевод помещения либо мотивированный отказ в таком переводе.

Отказ в переводе помещения может быть мотивирован по основаниям, исчерпывающий перечень которых указан в настоящей статье ЖК РФ. Только по перечисленным в Кодексе основаниям заявителю могут отказать в переводе помещения. По другим основаниям, возможно, перечисленным в других нормативных правовых актах, например субъектов РФ, возможен отказ только в части, не противоречащей настоящему Кодексу (ст. 4 Вводного закона). Однако это не лишает возможности получить отказ в переводе помещения по широкому кругу причин, прямо не указанных в настоящей статье, но тем не менее подразумеваемых.

Одним из оснований отказа является непредставление определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, имеются в виду документы, необходимые для перевода помещения. В случае если заявитель представил все необходимые указанные в законе документы, но в одном из них обнаружилась ошибка, например в заявлении, то такое заявление считается неподанным и заявитель получит отказ по той причине, что документы, определенные ЖК РФ, не представлены (представлены в неполном объеме). Также такое основание для отказа в переводе помещения, как несоблюдение предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения, может рассматриваться довольно-таки широко, учитывая количество нормативных правовых актов, например, о градостроительной деятельности, требования которых требуется соблюсти при переводе помещений.

2. Отказ в переводе помещения должен быть обоснован органом местного самоуправления, осуществляющим перевод помещений, и указывается в принятом им решении со ссылкой на нарушения, исчерпывающий перечень которых указан в настоящей статье.

3. Решение об отказе принимается в течение 45 дней со дня предоставления заявителем документов и выдается заявителю или уполномоченному им лицу по расписке либо направляется по почте по адресу, указанному в представленном заявлении, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.


Основания отказа в переводе помещения, указанные в документе, выдаваемом органом, осуществляющим перевод помещений, будут являться предметом в судебном споре, если заявитель или уполномоченное им лицо будет обжаловать в судебном порядке принятое таким органом решение. Оспаривание решений органов местного самоуправления осуществляется в общем порядке в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ или главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ в зависимости от подведомственности конкретного дела.


Глава 4. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ


Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения


Комментарий к статье 25


Статья дает определение переустройства жилого помещения.

1. В это понятие входит замена, демонтаж или установка инженерного оборудования, которые, как правило, влекут за собой изменение назначения помещений или увеличение нагрузок на общедомовые сети (например, при замене газовых плит на электрические) и другое. Переустройством (переоборудованием) считается также устройство туалетов, ванных и кухонь в квартирах без отделки. Все указанные выше изменения вносятся в технический паспорт жилого помещения.

2. Перепланировка - это все, что связано со стенами и горизонтальными перекрытиями. При этом изменения, затрагивающие несущие стены, потолки и полы, требуют внесения в технический паспорт жилого помещения.

Из статьи 19 ЖК РФ следует, что технический паспорт жилого помещения - это документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям, то есть санитарным и техническим правилам и нормам.

Из настоящей статьи понятно, что любые перечисленные в ней действия, не требующие изменений в техническом паспорте жилого помещения, не могут рассматриваться как переустройство или перепланировка такого помещения.

Статьей 12 ЖК РФ (п. 10) установлено, что определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной власти РФ.


Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения


Комментарий к статье 26


1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения только тогда не будут считаться самовольными, противоправными, а проведенными с соблюдением требований законодательства, когда будет получено на то согласование с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

К примеру, в городе Москве все полномочия по выдаче разрешений на внутриквартирное переустройство перешли к Мосжилинспекции на основании Постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы". Инспекторов Мосжилинспекции обязали принять все необходимые документы в режиме "одного окна" и в течение установленного законом времени выдать разрешение на перепланировку (переустройство) помещения или мотивированный отказ.


2. Право выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения имеет только собственник или уполномоченное им лицо. Не обладают таким правом наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, если только они не уполномочены собственником на совершение этих действий.

Наниматель жилого помещения, занимающий его по договору социального найма, может быть заявителем в случае, если он уполномочен на представление предусмотренных настоящей статьей документов наймодателем. В соответствии с ГК РФ (ст. 672) договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством, а также к такому договору применяются правила ст. ст. 674, 675, 678, 680 и других статей ГК РФ. Статья 678 ГК РФ указывает на то, что наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.

Помимо согласия наймодателя нанимателю переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения потребуется предоставить также согласие всех членов семьи (в том числе временно отсутствующих), занимающих помещение на основании договора социального найма.

Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения (его форма утверждается Правительством РФ), а также документы, исчерпывающий перечень которых дан в настоящей статье, подаются в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Из всех требуемых документов (правоустанавливающие документы на помещение, его технический паспорт и другие), исчерпывающий перечень которых дан в настоящей статье, особым является проект переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Он должен быть подготовлен и оформлен в установленном порядке.

Для того чтобы подготовить проект, нужно обратиться в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление такой деятельности. Лучше всего, конечно, сходить в ДЕЗ или управляющую компанию и узнать, кто делал проект дома, в котором находится переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение. Дело в том, что проект перепланировки (переустройства) лучше всего заказывать в той же самой проектирующей организации, поскольку ее специалистам известны все слабые места этого дома и им будет проще получить все необходимые согласования. Затем заключается договор между организацией-проектировщиком и собственником либо иным уполномоченным им лицом переустраиваемого (перепланируемого) помещения. В договоре необходимо указать пункт о том, что все необходимые согласования проектировщик получает сам, иначе собственнику помещения либо уполномоченному им лицу нужно будет лично получать их в Мосгорэкспертизе.


По проекту выполняются следующие работы.

При перепланировке:

- устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (когда помещения объединяются по горизонтали);

- устройство проемов в перекрытиях (когда помещения объединяются по вертикали);

- установка внутренних лестниц;

- устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен;

- изменение конструкций полов (с увеличением нагрузок);

- изменение формы оконных и наружных проемов;

- ликвидация оконных и наружных дверных проемов;

- устройство оконных и наружных дверных проемов;

- изменение входов в здание;

- устройство входов в здание;

- пристройка тамбуров входов;

- ликвидация балконов, тамбуров, козырьков;

- изменение формы балконов, лоджий, тамбуров и козырьков;

- остекление лоджий и балконов;

- замена столярных элементов фасада;

- изменение материалов и пластики внешних конструкций;

- объединение лоджий (балконов) с внутренними помещениями (при наличии разрешения Москомархитектуры);

- другие работы, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

При переустройстве:

- замена технологического, инженерного и сантехнического оборудования (под новое функциональное назначение помещения);

- устройство туалетов, ванных комнат, кухонь;

- перестановка нагревательных (отопительных) сантехнических и газовых приборов (кроме переноса радиаторов в застекленные лоджии и на балконы);

- установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;

- замена и (или) установка дополнительного инженерного оборудования, увеличивающая энерго-, водопотребление, с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (за исключением устройства полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления);

- установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн и других);

- другие работы, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Собственнику переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, которое находится в доме, являющемся памятником архитектуры, истории и культуры, нужно предоставить в орган, осуществляющий согласование, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры.

3. ЖК РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки. Таким образом, местное законодательство не может устанавливать свои правила, вносить в этот перечень изменения и требовать от заявителя предоставления каких-либо других документов.

В подтверждение принятия документов у заявителя орган, осуществляющий согласование, выдает ему расписку с перечнем принятых документов. В такой расписке обычно указывается дата не только получения вышеупомянутым органом представленных документов, но и получения согласования.


4. Не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов должно быть принято решение о согласовании или об отказе в согласовании.

5. При положительном решении заявитель не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения получает соответствующий документ, форму которого устанавливает Правительство РФ. Если заявитель не явился лично для получения указанного документа, орган местного самоуправления, осуществляющий согласование, направляет документ в день предполагаемого получения заявителем документов по адресу, указанному в заявлении.

6. Документ, выдаваемый органом, осуществляющим согласование, на основании принятого решения о согласовании, служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.


Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения


Комментарий к статье 27


1. Не позднее 45 календарных дней может быть принято решение и об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Такой отказ должен быть мотивированным, тем более что настоящий Кодекс определяет исчерпывающий перечень оснований отказа в согласовании. Отказано заявителю в согласовании может быть только в трех случаях. Указанные в настоящей статье ЖК РФ основания отказа не могут быть изменены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Причины отказа толкуются довольно-таки широко, поэтому, несмотря на то что их всего три, орган, осуществляющий согласование, может отказать заявителю по многим причинам, которые прямо не указаны в статье, но подразумеваются (смотрите также комментарий к статье 24 настоящего Кодекса). Например, такое основание для отказа в согласовании, как несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, уже дает основание полагать, что это будет основная причина отказа в согласовании. Дело в том, что большинство субъектов РФ принимало свои нормативные правовые акты, регулирующие проведение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, которые также должны учитываться при составлении проекта. Однако настоящий Кодекс все же возлагает все полномочия относительно регулирования вопросов перепланировки и (или) переустройства на органы государственной власти РФ, поэтому смеем надеяться, что будут приняты законы на федеральном уровне, устанавливающие единые правила для всей России.

2. Решение об отказе в согласовании представляет собой определенный письменный документ, форма которого может утверждаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку ЖК РФ не акцентирует внимание на форме такого решения. Однако обязательным условием содержания такого документа, какой бы формы оно ни было, являются указание на основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и ссылка на нарушения, предусмотренные настоящей статьей.