Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2069

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Порядок ведения технического учета устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (бюро технической инвентаризации - БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики, также осуществляют техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).


Статья 20. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям


Комментарий к статье 20


Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным законом требованиям осуществляется на уровне федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ.

К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в свою очередь обязаны выполнять предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о введении и об отмене ограничительных мероприятий (карантина) в соответствующем субъекте Российской Федерации, организовывать и контролировать выполнение указанных мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



Статья 21. Страхование жилых помещений


Комментарий к статье 21


В целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, может осуществляться страхование жилых помещений в соответствии с законодательством.

ЖК РФ определяет страхование жилых помещений как право, а не как обязанность граждан и юридических лиц.

Страхование жилых помещений в настоящее время осуществляется на основании Закона РФ от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 года) и на основании Гражданского кодекса РФ (глава 48).

Страхование жилых помещений осуществляется на основании договора имущественного страхования, обязательно заключенного в письменной форме гражданином или юридическим лицом со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление страхования имущества. Иск по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, может быть предъявлен в течение двух лет.


Глава 3. ПЕРЕВОД ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

И НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ


Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение


Комментарий к статье 22


1. Собственник жилого помещения может использовать свое жилье не только по его прямому назначению - для проживания (статья 17 настоящего Кодекса), но и вправе размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения и организации, при условии перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Так, статья 288 ГК РФ возлагает решение указанного вопроса на ЖК РФ.

ЖК РФ допускает перевод не только жилого помещения в нежилое, но и нежилого помещения - в жилое, если будут соблюдены все требования непосредственно ЖК РФ, а также требования градостроительного законодательства.

Градостроительное законодательство состоит из Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и других законов и иных нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и субъектов РФ. К примеру, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 3 октября 2001 года N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" (с изменениями и дополнениями от 12 февраля 2003 года). Разумеется, нормативные правовые акты субъектов РФ и принятые на их основании правовые акты органов местного самоуправления применяются постольку, поскольку не противоречат ЖК РФ и Вводному закону (ст. 4 Вводного закона).

Кроме Градостроительного кодекса РФ существуют и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие как градостроительную деятельность (деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства), так и непосредственно определяющие порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые. Так, распоряжением мэра Москвы от 11 ноября 1994 года N 560-РМ "Об упорядочении перевода жилых помещений в нежилой фонд и оформления документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах" (с изменениями от 31 июля 1996 года) утвержден Порядок перевода жилых помещений (домов) в нежилой фонд в г. Москве.


Указанным распоряжением устанавливаются основания для перевода жилых помещений вне зависимости от нахождения их в государственной (муниципальной) собственности, собственности общественных объединений или частных лиц, а также находящихся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, министерств, государственных комитетов и ведомств, в нежилой фонд. Такими основаниями могут быть: признание жилых помещений (домов) непригодными для постоянного проживания; признание жилых помещений (домов) временно непригодными (до устранения причин, обусловливающих непригодность) для проживания; признание в исключительных случаях факта целесообразности изменения функционального назначения жилых помещений, расположенных на первых этажах строений, в целях улучшения жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, получения дополнительных средств для расширенного воспроизводства жилищного фонда и т.п.

2. ЖК РФ установил ограничения в общем правиле о переводе жилых помещений в нежилые. При этом, как следует из определения статьи 15 ЖК РФ, в качестве жилых помещений имеются в виду все виды жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям.

Прежде всего, помещение должно иметь технические возможности. Перевод квартиры в нежилое помещение не допускается, если доступ к такому помещению невозможен без использования помещения, обеспечивающего доступ к другим жилым помещениям. Иными словами, оно должно иметь отдельный вход, чтобы не мешать жителям этого дома.

Не допускается переводить часть жилого помещения в нежилое помещение. В случае постоянного проживания в нем собственника этого помещения или иного лица на другом законном основании перевод жилого помещения в нежилое недопустим. А также переводимое помещение должно быть свободно от обязательств (не являться предметом залога, аренды, найма и др.), то есть юридически свободным.

3. ЖК РФ устанавливает дополнительные ограничения к общим положениям закона о переводе жилого помещения в нежилое помещение для квартир, расположенных в многоквартирных домах. В настоящей статье указано, что в многоквартирном доме перевод квартиры разрешается, если она находится на первом этаже или выше первого, но только в том случае, если помещения, расположенные под ней, не являются жилыми. При этом можно предположить, что ЖК РФ подразумевает все этажи, расположенные выше, к примеру даже не второй, а седьмой и одиннадцатый. Однако следует иметь в виду, учитывая вышеизложенное, что в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению. Кроме того, также в соответствии с настоящей статьей, под таким переводимым помещением должны находиться нежилые помещения. Поэтому стоит толковать данную норму относительно нижних этажей многоквартирного дома.


С другой стороны, если на нижнем этаже всего одна квартира, то можно весь жилой дом сделать нежилым строением.

4. Перевод нежилого помещения в жилое помещение возможен при условии:

- если переводимое помещение отвечает установленным законом требованиям, применимым к жилому помещению (санитарным и техническим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности и др.), либо есть возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям;

- если право собственности на переводимое нежилое помещение не обременено правами каких-либо лиц, какими-либо обязательствами, например по договору найма, аренды, залога и др.

Только указанные выше ограничения для перевода нежилых помещений в жилые устанавливает настоящий ЖК РФ.


Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение


Комментарий к статье 23


1. Вопросы, связанные с переводом жилых помещений в нежилые помещения и переводом нежилых помещений в жилые, рассматриваются органами местного самоуправления. В городе Москве, например, осуществляет перевод помещения из жилого в нежилое и наоборот орган местного самоуправления - орган исполнительной власти города.

2. Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое может осуществляться только на основании заявления. При этом заявление вправе подать только собственник или уполномоченное им лицо. Заявление подается в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения.

Заявитель (собственник переводимого помещения или уполномоченное им лицо) предоставляет перечисленные в настоящей статье документы. Помимо заявления о переводе помещения, документов о праве собственности, плана переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажного плана дома, в котором располагается переводимое помещение, предоставляется проект переустройства или перепланировки переводимого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке. Проект заказывается в специализированной лицензированной организации (например, в частной архитектурной организации, получившей лицензию Москомархитектуры).

3. Перечень документов, указанных в настоящей статье, является исчерпывающим, то есть никто не вправе требовать от заявителя иные документы, помимо перечисленных.

Заявителю взамен представленных документов орган, осуществляющий перевод помещений, выдает расписку, в которой указаны данные заявителя, перечень предоставленных документов и дата получения решения о переводе или мотивированного отказа.

4. Решение о переводе помещения или об отказе в его переводе принимается органом, осуществляющим такой перевод, не позднее чем через 45 дней после подачи документов.

ЖК РФ не акцентирует внимание на том, что 45 дней - рабочие, значит, подразумеваются календарные дни.


5. Не позднее чем через три рабочих дня после принятия решения орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю или уполномоченному им лицу по расписке документ (или направляет по почте, если заявитель не явился), подтверждающий принятое им решение - согласие или отказ на перевод помещения. Форму и содержание этого документа устанавливает Правительство РФ, но его пока нет. О решении орган местного самоуправления информирует и собственников помещений, которые примыкают к переводимому помещению.

6. Если в переводимом помещении необходимо произвести ремонт, переустройство или перепланировку, в документе, выдаваемом органом местного самоуправления, должны быть перечень работ и требование об их проведении.

7. В соответствии с пунктом 7 настоящей статьи документ, который выдан органом, осуществляющим перевод помещений (в городе Москве выдают городские власти), подтверждает окончание перевода помещения и является юридическим основанием для использования помещения по новому назначению в том случае, если помещению не требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ. Однако на практике перевод заканчивается внесением изменений в документы, хранящиеся в органах государственного учета. Известно, что регистрация прав осуществляется при наличии сведений из БТИ. Может получиться так, что у физического или юридического лица есть право собственности на жилое помещение, а оно фактически уже нежилое. Таким образом, процедура перевода помещения не завершена.

8. Если орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений, указал в выдаваемом документе с учетом предоставленного заявителем при подаче документов проекта переустройства и (или) перепланировки помещения перечень работ, выполнение которых обязательно для использования переводимого помещения по новому назначению, то такой документ служит юридическим основанием для проведения соответствующих переустройства, перепланировки помещения.

9. В соответствии с настоящей статьей подтверждением завершения указанных в выдаваемом органом местного самоуправления документе переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ является акт приемочной комиссии, сформированной таким органом. Акт приемочной комиссии также является подтверждением перевода помещения и юридическим основанием использования переведенного помещения по его новому назначению. На практике, как указывалось выше, перевод заканчивается внесением изменений в документы, хранящиеся в органах государственного учета. Хотя ЖК РФ и обязывает орган, осуществляющий перевод помещений, направлять акт приемочной комиссии в организацию по учету объектов недвижимого имущества, но лишь после внесения изменений в документы о собственности на помещение, перевод помещения можно считать законченным.