Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2083

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Настоящая статья предлагает поделить членов товарищества собственников жилья на группы в зависимости от назначения помещений (жилые или нежилые), которыми они обладают на праве собственности. И следовательно, предусматривает возможность проведения голосования по указанным группам, что может быть отражено в уставе товарищества.


Статья 147. Правление товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 147


1. Правление товарищества собственников жилья является его коллегиальным исполнительным органом. Исполнительный орган подотчетен высшему органу управления товарищества собственников жилья и призван осуществлять волю товарищества, выраженную в решениях общего собрания членов товарищества собственников жилья, при ведении текущих дел данного товарищества.

Коллегиальный исполнительный орган товарищества собственников жилья - правление товарищества осуществляет текущее руководство деятельностью этого товарищества. К компетенции правления товарищества относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также органов управления товарищества собственников жилья, определенную законом и уставом данного товарищества.

2. Порядок избрания членов правления определяется уставом так же, как срок и порядок прекращения деятельности членов правления. Количественный состав правления также устанавливается уставом и должен зависеть от числа членов товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья избирает правление из числа членов товарищества.

3. Правление товарищества собственников жилья должно избрать из своего состава председателя товарищества, который является единоличным исполнительным органом.

4. Правление товарищества подотчетно высшему органу управления товарищества - общему собранию членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества принимает решения по вопросам, относимым к его компетенции, и при необходимости представляет их на утверждение общему собранию членов товарищества собственников жилья. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья - правления товарищества, а также порядок принятия им решений могут устанавливаться помимо учредительного документа товарищества - его устава - внутренними документами этого товарищества - положениями, регламентами и другими. Поскольку правление товарищества собственников жилья подчиняется высшему органу управления этого товарищества, указанные внутренние документы принимаются таким высшим органом управления товарищества.

5. Инициатором созыва заседания правления товарищества собственников жилья может быть единоличный исполнительный орган товарищества, избранный правлением товарищества, - председатель правления товарищества. Порядок и сроки созыва указанного заседания должны быть определены в уставе товарищества.


6. Настоящая статья устанавливает кворум заседания правления товарищества собственников жилья - в таком заседании необходимо участие большинства членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом. Все решения правления оформляются письменно и подписываются председателем и секретарем или тем лицом, которое вправе вести заседание правления в отсутствие председателя. В решении указывается, кто и как голосовал по каждому вопросу. Все протоколы заседаний и решения правления хранятся товариществом, пока оно существует.


Статья 148. Обязанности правления товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 148


Настоящая статья приводит перечень обязанностей коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья - правления товарищества. Этот перечень не является исчерпывающим и в большей степени отражает компетенцию правления товарищества.

Указанные настоящей статьей вопросы, решение которых входит в обязанность правления товарищества собственников жилья, может также решить общее собрание членов товарищества собственников жилья, которое имеет право решать вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества (ч. 4 ст. 145 настоящего Кодекса).


Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 149


1. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается правлением товарищества из своего состава и на срок, определенный уставом данного товарищества.

Председатель правления товарищества является единоличным исполнительным органом товарищества. Являясь единоличным исполнительным органом, председатель правления товарищества должен иметь компетенцию, разграниченную с компетенцией правления товарищества, что должно быть отражено в уставе товарищества.

Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

2. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо - товарищество собственников жилья приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы и прежде всего через свой исполнительный орган. Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно председатель правления товарищества представляет товарищество собственников жилья в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей данного товарищества (сделки), тем самым обеспечивая выполнение решения правления товарищества собственников жилья. Также председатель правления товарищества осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Кодексом или уставом товарищества к компетенции высшего органа управления этого товарищества или к компетенции коллегиального исполнительного органа данного товарищества.


Председатель правления товарищества собственников жилья, выступающего в силу настоящего Кодекса от имени такого товарищества, должен действовать в интересах представляемого им товарищества добросовестно и разумно.

Отсутствие в настоящей статье положений об ответственности председателя правления товарищества не исключает этой ответственности. В уставе товарищества следует определить условия и размер такой ответственности, а также порядок взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью председателя правления товарищества.


Статья 150. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 150


1. Настоящая статья относит к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья избрание еще одного органа товарищества - ревизионной комиссии (ревизора), в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и уставом данного товарищества.

Настоящий Кодекс ставит определенные условия при избрании ревизионной комиссии. Ее члены не могут быть одновременно членами правления товарищества собственников жилья.

Количество членов ревизионной комиссии товарищества, порядок ее работы, другие вопросы функционирования данного органа должны разрешаться в уставе товарищества собственников жилья.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества избирается на срок не более чем два года. Данный орган не осуществляет самостоятельную организационную и исполнительно-распорядительную деятельность, а реализует лишь одну специфическую функцию управления - контроль над финансово-хозяйственной деятельностью товарищества собственников жилья. Настоящий Кодекс не относит ревизионную комиссию к органам управления товарищества (см. ст. 144 настоящего Кодекса).

2. В целях осуществления руководства за своей деятельностью ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя ревизионной комиссии.

3. Реализуя свою задачу - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества собственников жилья, его ревизионная комиссия (ревизор) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже одного раза в год, представляет высшему органу управления товарищества заключение о бюджете этого товарищества, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов, а также отчитывается перед высшим органом управления товарищества о своей деятельности.

Помимо полномочий ревизионной комиссии (ревизора), установленных настоящим Кодексом, в уставе и внутреннем документе товарищества собственников жилья, регулирующем порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора), имеет значение закрепить права и порядок действий ревизионной комиссии (ревизора) товарищества при контроле за ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности, в том числе при проверке достоверности данных, содержащихся в бухгалтерских документах, в частности при проверке результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств товарищества и т.д. При этом нужно руководствоваться общими правилами, установленными в Федеральном законе РФ "О бухгалтерском учете" и подзаконных правовых актах, действующих в этой сфере.


Акты проверок ревизионной комиссии подлежат хранению в товариществе до тех пор, пока оно существует.


Статья 151. Средства и имущество товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 151


1. В соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Вместе с тем собственник помещения в многоквартирном доме не вправе отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение (ч. 4 ст. 37 настоящего Кодекса).

Таким образом, указанное имущество членов товарищества собственников жилья не может быть передано в собственность товариществу собственников жилья.

Товарищество вправе приобрести в собственность помещения в многоквартирном доме, не относящиеся к общей долевой собственности, принадлежащие на праве собственности лицам, которые использовали их для иных целей, чем проживание (при условии что это нежилые помещения, например первый этаж дома, в котором расположены магазин, химчистка, ателье, и т.п.).

Движимым имуществом считается в соответствии с ГК имущество, не относимое к недвижимости, в том числе деньги, ценные бумаги и т.д.

2. Настоящая статья перечисляет средства, которыми может обладать товарищество собственников жилья. Указанные средства, полученные товариществом, могут быть израсходованы на предусмотренные уставом цели.

3. Решением общего собрания членов товарищества собственников жилья в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества.

Положения о специальных фондах, их размерах и порядке образования должны быть включены в устав товарищества собственников жилья.

4. Правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.

Порядок распоряжения правлением средствами товарищества, находящимися на счетах в банках, определяется положением о правлении.


Статья 152. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 152


1. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность товарищества собственников жилья является специальной. Оно создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.


ЖК РФ устанавливает, что для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.

2. В соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В настоящей статье установлен закрытый перечень видов хозяйственной деятельности, которой может заниматься товарищество.

3. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между ее участниками. Часть 3 настоящей статьи предусматривает распределение полученных товариществом собственников жилья доходов на цели, предусмотренные настоящим Кодексом и уставом товарищества.


Раздел VII. ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ


Комментарий к разделу VII


О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг см. также Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392.

Оплате жилья и коммунальных услуг и установлению основных понятий в данной сфере были посвящены ст. ст. 55 - 59 ЖК 1983 г., ст. ст. 1, 4, 15 Основ. ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" дополнил Основы статьями, регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг (ст. 15.1), порядок оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами (ст. 15.2), финансовую помощь на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства (ст. 15.3), субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 15.4), ответственность граждан в данной сфере (ст. 15.5); меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 15.6; в редакции ФЗ от 22.08.2004).

Таким образом, детальное регулирование отношений по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в принципе не является новым для российского жилищного законодательства.

В Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 N 425, были сформулированы основные меры, направленные на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг. Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Концепции, в частности, были названы снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. В качестве основных способов достижения данных целей были указаны прежде всего: