ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2151
Скачиваний: 1
- полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности (см. ст. 8 Кодекса).
Обратим внимание, что особенности правового института ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности регламентированы положениями гл. 8 (ст. ст. 58 - 62) Кодекса.
7. Технические характеристики благоприятных условий жизнедеятельности человека, включенных в шестой принцип, обусловлены правовым содержанием технических регламентов и принимаются непосредственно лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Поэтому логичным представляется включение в систему принципов градостроительного законодательства обязательного соблюдения технических регламентов при осуществлении градостроительной деятельности (седьмой принцип), реализуемого посредством саморегулирования, правовые механизмы которого регламентированы нормами гл. 6 (ст. ст. 55.1 - 55.23) Кодекса.
Общие правила технического регулирования определены положениями ФЗ "О техническом регулировании". Определения понятий "техническое регулирование", "технический регламент" даны в ст. 2 указанного Закона.
Немаловажную роль в правовой сфере технического регулирования играют нормативные правовые акты Таможенного союза, высшими органами которого являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств. Стороны Таможенного союза учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза (см. Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.)), а также приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17).
Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. При этом следует указать на то, что в Таможенном союзе формируется единая система технического регулирования. Единые технические регламенты планируется разработать до 1 января 2012 г. После вступления в силу единого технического регламента Таможенного союза на территориях стран-участниц соответствующие обязательные требования, установленные национальным законодательством, применяться не будут.
Из перечня нормативно-правовых актов, регламентирующих техническое регулирование Таможенного союза, основным документом является решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе". Указом Президента РФ от 24 января 2011 г. N 86 инициировано формирование единой национальной системы аккредитации, основанной в том числе на принципе создания условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - основными торговыми партнерами РФ. При этом до 1 января 2012 г. образуется Федеральная служба по аккредитации с функциями по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц, которая находится в ведении Министерства экономического развития РФ.
Важность аспектов технического регулирования отражается и в основополагающих стратегических (программных) нормативных актах РФ.
Так, в положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в целях определения путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе сформулировано, что в числе основных приоритетов социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала выступают выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья.
Следует добавить, что в сфере градостроительной деятельности применяются нормы соответствующих технических регламентов:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Федеральный закон "О безопасности зданий и сооружений";
- Технический регламент "О безопасности машин и оборудования", утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753;
- Технический регламент "О безопасности лифтов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 782);
- Технический регламент "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2010 г. N 65);
- Технический регламент "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870).
8. В соответствии с восьмым принципом градостроительная деятельность должна осуществляться также с соблюдением всех необходимых требований в области безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны. Помимо этого при осуществлении градостроительной деятельности должно обеспечиваться предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приниматься меры по противодействию террористическим актам.
Основы правового регулирования мер безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, мер по обеспечению предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мер по противодействию террористическим актам регламентированы внушительным рядом соответствующих нормативных правовых актов, среди которых отметим основные:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ);
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений");
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремизму";
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О борьбе с терроризмом";
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности";
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2009 г. N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы";
- Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам".
Следует добавить, что с учетом важности мероприятий по обеспечению соблюдения правил технического регулирования (в том числе в области строительства) положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (большая часть положений данного Закона вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, текст Закона опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 г. N 159) усилена административная ответственность за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов. Например, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий (ст. 9.4 КоАП РФ) повлекут наложение штрафа в размере от 1000 до 2000 руб. (ранее - от 500 до 1000 руб.). При этом продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества (ст. 14.4 КоАП РФ) повлечет штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (в прежней редакции - от 1000 до 1500 руб.). Помимо этого КоАП РФ дополнен новыми статьями, предусматривающими ответственность, в том числе за:
- недостоверное декларирование соответствия продукции;
- нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов;
- нарушение порядка реализации (маркировки) продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
- представление недостоверных результатов исследований (испытаний);
- нарушение правил выполнения работ по сертификации;
- нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля в сфере технического регулирования.
9. Девятый принцип - осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности - конкретизирует второй принцип баланса экологических и других факторов в нормах рассматриваемого законодательства.
Основы правового регулирования охраны окружающей среды регламентированы положениями ФЗ "Об охране окружающей среды". В ст. 1 указанного Закона приведены такие определения, как охрана окружающей среды, окружающая среда, природная среда, негативное воздействие на окружающую среду, вред окружающей среде, экологический риск, экологическая безопасность и др.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований (нормативов и нормативных документов) в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Экологический контроль согласно положениям гл. XI (ст. ст. 64 - 69) ФЗ "Об окружающей среде" осуществляется в формах государственного контроля, производственного контроля и общественного контроля. При этом в порядке ст. 69 ФЗ "Об окружающей среде" осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности согласно положениям ФЗ "Об окружающей среде" обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Важность соблюдения требований охраны окружающей среды и экологической безопасности подтверждается наличием в Кодексе ряда соответствующих норм императивного характера, например:
- одним из факторов, определяющих назначение территорий в правовом механизме территориального планирования, согласно ч. 1 ст. 9 Кодекса обозначены экологические аспекты;
- документы территориального планирования в порядке п. 2 ч. 10 ст. 10 Кодекса должны содержать, в частности, соответствующие карты (схемы) границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды, карты (схемы) границ зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;
- подготовка проектов схем территориального планирования РФ осуществляется согласно ч. 3 ст. 11 Кодекса, в том числе с учетом федеральных программ в области экологического развития РФ;
- подготовка схем территориального планирования субъектов РФ осуществляется согласно ч. 2 ст. 15 Кодекса, в том числе с учетом программ в области экологического развития субъектов РФ;
- необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются согласно ч. 5 ст. 47 Кодекса в зависимости от сложности экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
Предметом государственной экспертизы, в частности, является оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности. Кроме того, допускается в порядке ч. 6 ст. 49 Кодекса проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности (с выдачей соответствующих заключений).
В соответствии с ч. ч. 6.1 - 6.2 ст. 49 Кодекса в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", обязательно осуществляется государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий. Согласно ч. 7 ст. 54 Кодекса в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется государственный экологический контроль.
Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.