Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 16 ФЗ "О защите инвалидов" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг., согласно которой:

- на I этапе (2011 - 2012 гг.) планируется подготовить соответствующие нормативные правовые акты и методические документы, выполнить ряд первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и приступить к их внедрению, реализовать необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, выполнить обследование и паспортизацию этих объектов;

- на II этапе (2013 - 2015 гг.) планируется осуществление работ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- прогнозируемый объем финансирования мероприятий программы в 2011 - 2015 гг. составляет 46888,33 млн. руб. (см. также Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 июля 2011 г. N 712н "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" в части реализации в 2011 - 2012 гг. пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации").

Обеспечение доступности зданий (сооружений) для маломобильных групп населения согласно нормам ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" включает соблюдение особых требований для этой категории пользователей зданиями (сооружениями), а именно:

- обязательный учет при разработке мероприятий по эвакуации людей особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 17);

- установление проектных значений параметров и других проектных характеристик здания (сооружения), а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности с учетом безопасного строительства и эксплуатации здания (сооружения) для жизни и здоровья инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 5 ст. 15);


- обоснование характеристики или параметров систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 5 ст. 17);

- сведение к минимуму вероятности наступления несчастных случаев и нанесения травм людям с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при расчете параметров элементов строительных конструкций (ч. 1 ст. 30);

- установление достаточной ширины дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 3 ст. 30);

- обеспечение проектными решениями зданий (сооружений) их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. ч. 7, 8 ст. 30);

- обязательное наличие в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам (ч. 14 ст. 30).

Следует отметить, что обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к эксплуатируемым объектам градостроительства представляет непосредственную реализацию положений ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании"), где указано, что в технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Добавим, что в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р), в части обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями включен лишь один нормативный правовой акт - СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принят Постановлением Госстроя от 16 июля 2001 г. N 73).

4. Установив согласно комментируемому пункту приоритет осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (четвертый принцип), законодатель подтвердил исключительно нормативный характер градостроительной деятельности, основополагающими документами которой среди множества других установлены документы территориального планирования, правила землепользования и застройки и документация по планировке территории (см. п. п. 2 и 8 рассматриваемой статьи).


5. Закрепленный в п. 5 комментируемой статьи принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия (пятый принцип) подчеркивает публичный характер градостроительной деятельности и реализует конституционное права граждан РФ:

- на ознакомление граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления согласно ст. 24 Конституции РФ с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан, если иное не предусмотрено законом;

- на свободу в порядке ст. 29 Конституции РФ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

- на участие согласно ч. 1 ст. 32 Конституции РФ в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- на обращения в соответствии с нормами ст. 33 Конституции РФ в государственные органы и органы местного самоуправления.

Публичность градостроительной деятельности достигается главным образом открытым (гласным) содержанием ее информационного обеспечения в соответствии с положениями гл. 7 Кодекса (ст. ст. 56 - 57).

Свобода доступа к непосредственному осуществлению градостроительных мероприятий посредством участия (членства) граждан в саморегулируемой организации регламентирована положениями гл. 6.1 (ст. ст. 55.1 - 55.23) Кодекса.

6. Шестым основополагающим принципом градостроительного законодательства обозначена ответственность органов, обладающих властными полномочиями, за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, к которым помимо уже указанных относится реализация прав граждан:

- на благоприятную окружающую среду (см. ст. 42 Конституции РФ);

- на выбор места жительства;

- на соблюдение санитарных и экологических правил;

- на доступное (рациональное) размещение оздоровительных и рекреационных учреждений, предприятий социального, культурно-бытового обслуживания населения, мест работы и отдыха.

Основы правового регулирования деятельности органов государственной власти изложены в ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ, согласно которым:

1) государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти;

2) государственную власть в РФ осуществляют:

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство РФ;

- суды РФ;

3) государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

При этом государственному регулированию общественных отношений способствует деятельность органов местного самоуправления, не являющихся в порядке ст. 12 Конституции РФ органами государственной власти.


Согласно преамбуле к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти (в том числе и функции органов государственной власти) основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя России и представляет собой форму осуществления своей власти народом на всей территории страны, которая гарантирована Конституцией РФ, где в ч. 2 ст. 3 регламентируется, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основы правового регулирования местного самоуправления регламентированы нормами ст. ст. 130 - 133 Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления"), согласно которым местное самоуправление представляет собой самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальные образования в порядке ст. 2 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" подразделяются на:

- городское поселение;

- сельское поселение;

- муниципальный район;

- городской округ;

- внутригородскую территорию города федерального значения.

Пределы вопросов ведения муниципальных образований обусловлены объемом деятельности по решению вопросов местного значения. Самостоятельность местного самоуправления в работе по вопросам местного значения, а также в деятельности по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью гарантируется ч. 1 ст. 130 Конституции РФ.

Порядку и принципам правового регулирования вопросов местного значения посвящены положения гл. 3 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", в которых законодателем подробно регламентированы:

- вопросы местного значения поселения (ст. 14);

- вопросы местного значения муниципального района (ст. 15);

- вопросы местного значения городского округа (ст. 16);

- полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (ст. 17);


- принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления (ст. 18).

К вопросам местного значения согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", в частности, отнесены:

1) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

2) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки;

3) утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

4) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

5) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

При этом перечень вопросов местного значения не ограничивается законодателем и может быть расширен иными вопросами, не отнесенными к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенными из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Отметим, что для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики применяется Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО ОК 33-2005).

Положения комментируемого Кодекса, как и в целом действующего законодательства, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3, ст. 12, ч. 2 ст. 40, ст. ст. 71 - 73, ст. ст. 130 - 133 Конституции РФ о предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления определяют границы их ответственности за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, в пределах обозначенных полномочий, в сфере градостроительной деятельности, которые разделяются на:

- полномочия органов государственной власти РФ в сфере градостроительной деятельности (см. ст. 6 Кодекса);

- полномочия субъектов РФ (см. ч. ч. 1, 1.1, 4 - 7 ст. 6.1 и ст. 7 Кодекса);

- полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Минрегиона России) в соответствии с ч. 2 ст. 6.1 Кодекса;

- полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегиона России) в соответствии с ч. 3 ст. 6.1 и ст. 8.1 Кодекса;