Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- два вида объектов (капитального строительства и территории);

- целевое назначение (являются средством реализации полномочий по вопросам, отнесенным федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований к вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий);

- функциональные возможности (оказание существенного влияния на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов);

- отображение сведений о размещении объектов капитального строительства местного значения в документах территориального планирования муниципального района, а также генеральных планах поселений и генеральных планах городских округов (см. ст. 19 Кодекса, ст. 23 Кодекса);

- установление 3 категорий объектов капитального строительства местного значения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 23 Кодекса;

- определение видов объектов капитального строительства местного значения законом субъекта РФ.

Конкретизация комментируемого термина обусловлена частым применением его в Кодексе. Так, объекты капитального строительства местного значения входят в состав правовых норм п. 5 ч. 1 ст. 8, статей 19, 21, 23, 25 - 27, 33, 42, 43 и 45 Кодекса.

Следует акцентировать внимание на том, что согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ до утверждения законами субъектов РФ видов объектов местного значения муниципального района схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты планируемого размещения объектов местного значения, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района, в том числе:

1) объектов электро- и газоснабжения поселений;

2) автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

3) объектов образования;

4) объектов здравоохранения;

5) объектов физической культуры и массового спорта;

6) объектов утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Также до утверждения законами субъектов РФ видов объектов местного значения поселения, городского округа генеральный план поселения, генеральный план городского округа включают в себя карты планируемого размещения объектов местного значения, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа, в том числе:

1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;

2) автомобильных дорог местного значения;

3) объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа.

21. Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в комментируемой статье было закреплено официальное определение понятия "парковка (парковочное место)". Необходимость внесения данного изменения обусловлена потребностью в оптимизации организации дорожного движения в населенных пунктах, в обеспечении законодательной основы для создания парковочных мест, в ужесточении административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушения Правил дорожного движения (см. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения").


Закрепление указанного понятия дает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления на легальных основаниях создавать парковки (парковочные места) для транспортных средств, определять порядок пользования ими. Представляется, что автомобильные парковки как специально оборудованные места для стоянки автомобилей смогут облегчить решение транспортной проблемы и позволить органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать необходимые условия для цивилизованной стоянки транспортных средств, принадлежащих гражданам или организациям.

Итак, парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств, являющееся в том числе:

1) частью автомобильной дороги и (или):

- примыкающее к проезжей части;

- тротуару, обочине, эстакаде, мосту;

2) частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений.

Парковки (парковочные места) могут быть платными или бесплатными. Это зависит от решения собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Следует отметить, что с учетом внесенных в комментируемую статью изменений также была дополнена ч. 5 ст. 42 Закона (п. 3), а именно установлено, что схемы организации улично-дорожной сети, являющиеся одним из документов по планировке территории, могут предусматривать схемы размещения парковок (парковочных мест).


Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности


Комментарий к статье 2


1. В положениях комментируемой статьи законодателем установлены основные принципы создания и применения законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов - принципы воздействия на обозначенную правовую сферу, которые представляются исходными, определяющими началами, правовыми трафаретами в механизме правового регулирования в области градостроительства. Принципы, как и методы (формы) правового регулирования, своим закреплением в комментируемом Кодексе:

- способствуют непрерывному и последовательному развитию отечественного нормотворческого процесса, в том числе при восполнении пробелов, решении правовых казусов и толковании норм в сфере градостроительной деятельности;

- создают предпосылки взаимообусловленности комментируемого законодательства и государственной политики в области градостроительной деятельности;

- формируют методологические требования к правоприменительному процессу в судебной и административной практике;


- содействуют развитию правовых отношений в сфере градостроительной деятельности (отмене старых и принятию новых правил).

Первым, общим, принципом организации отношений в сфере теплоснабжения установлено обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, что по своей сути означает закрепление государственных приоритетов в обеспечении благоприятных улучшающихся условий жизни человека и находит свое развитие в других принципах и всей совокупности норм законодательства о градостроительной деятельности.

2. С учетом необходимости гармоничного развития территорий, вторым по значимости принципом функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства обозначен приоритет баланса экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Признание и гарантии применения такого баланса направлены на обеспечение соблюдения прав и законных интересов населения в соответствующих сферах общественных отношений, а также на обеспечение действия норм из других правовых сфер.

Так, основы правового регулирования охраны окружающей среды регламентированы положениями одноименного Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды"). В ст. 1 указанного Закона приведены такие определения, как охрана окружающей среды, окружающая среда, природная среда и др.

Принцип сбалансированности норм обусловливает наличие в комментируемой статье других принципов градостроительного законодательства, например:

- в экологической сфере - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (см. п. 6 рассматриваемой статьи), предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см. п. 8 рассматриваемой статьи), а также соблюдение требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (см. п. 9 рассматриваемой статьи);

- в социальной сфере - обеспечение соответствующих условий инвалидам (см. п. 3 рассматриваемой статьи), обеспечение свободного общественного участия в градостроительной деятельности (см. п. 5 рассматриваемой статьи), минимизация вредных последствий в процессе градостроительства (см. п. 12 рассматриваемой статьи).

Обратим внимание на расширенный (неисчерпывающий) перечень факторов, баланс которых должен быть учтен при осуществлении градостроительной деятельности, что позволяет в целом детерминировать основы создания юридических новаций и практического применения комментируемого законодательства.

К актуальным факторам, учитываемым при осуществлении градостроительной деятельности, например, относятся меры обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения (см. ч. 3.1 ст. 55, ч. 8 ст. 57 Кодекса). Правовые основы обеспечения энергетической эффективности регламентированы положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об энергосбережении"), в ст. 2 которого даны такие определения, как энергоснабжение, энергетическая эффективность, класс энергетической эффективности, энергетическое обследование.


Особенности технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обусловлены содержанием мероприятий государственного регулирования в этой сфере, которые обозначены в ст. 9 ФЗ "Об энергосбережении".

Другим актуально важным фактором, который необходимо учитывать при осуществлении градостроительной деятельности, является предотвращение дискриминации хозяйствующих субъектов, соблюдение добросовестной конкуренции. Так, положения п. 4 ч. 4, ч. 11 ст. 55.5 Кодекса направлены на противодействие недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Отметим, что предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, представляет собой подтверждение верности информации о свойствах и качествах товара (услуги), который им приобретается. Такая превентивная мера, без сомнений, направлена на защиту прав добросовестного приобретателя.

Реализация этой цели, как и первых двух, также способствует соблюдению конституционных гарантий на свободную, недискриминационную экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ), а также право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ), которое представляет собой одно из общепризнанных прав, отраженных в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на свободу... искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ".

Так, в частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П обозначено, что в силу ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. ч. 1 и 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц. Поэтому, осуществляя в соответствии с п. п. "в" и "о" ст. 71 и ст. 76 Конституции РФ регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, федеральный законодатель должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества.


С учетом норм ст. 34 Конституции РФ в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") обозначен запрет на недобросовестную конкуренцию, которая в том числе представляет собой введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Одним из масштабных проектов по трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, согласно Основным направлениям деятельности Правительства РФ до 2012 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р), является либерализация экономических институтов и усиление конкурентоспособности предпринимательской среды.

С учетом важности состояния конкуренции распоряжением Правительством РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р утверждена Программа развития конкуренции в РФ с планом мероприятий по ее реализации на период 2009 - 2015 гг. Эта Программа стала основой для реализации конкурентной политики, определив ее приоритеты и основные направления, меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.

3. Третьим основополагающим принципом рассматриваемого законодательства обозначен правовой постулат оказания необходимой помощи инвалидам, заключающейся в обеспечении им беспрепятственного доступа к используемым объектам.

Источником такой нормы представляются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 г. N 37/52), ст. ст. 7 и 39 Конституции РФ, а также нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О защите инвалидов"), в ст. 15 которого установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно нормам ст. 1 ФЗ "О защите инвалидов" инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном соответствующим Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".