Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ);

- в сфере безопасности гидротехнических сооружений (ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений");

- в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

- в сфере использования атомной энергии (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");

- в области технического регулирования (о применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса).

3. В правилах комментируемой части законодатель установил случаи, когда градостроительное законодательство может дополняться нормами из других сфер правоотношений при условии отсутствия требуемых правил в содержании Кодекса.

Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 2 Кодекса требует наличие взаимообусловленности различных областей правоотношений. Поэтому с учетом расширенного перечня допускается применение к градостроительным отношениям норм различных видов законодательства, если этого требует специфика градостроительной деятельности.

Земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регламентированы положениями соответствующих кодексов и федеральных законов.

Так, особенности правового регулирования ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя необходимость применения норм других сфер законодательства (см. п. 9 ст. 1 комментируемого Кодекса).

К иному законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др. (см. комментарии к п. 4 ст. 1 Кодекса).

4. Особенности саморегулирования в градостроительной сфере обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса.

С введением положениями ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) в сферу регулирования градостроительной деятельности правового института саморегулирования взамен лицензирования строительной деятельности градостроительное законодательство вошло во взаимодействие с нормами ФЗ о СРО. Поэтому представляется логичным применять нормы ФЗ о СРО, если в гл. 6.1 комментируемого Кодекса требуемые правила отсутствуют.


5. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ регламентирует отношения, которые согласно п. "д" (о федеральной государственной собственности и управлении ею), п. "и" (о федеральных путях сообщения), п. "н" (об определении статуса и защиты территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) ст. 71 Конституции РФ относятся к ведению Российской Федерации, а также в соответствии с п. "в" (о вопросах владения, пользования и распоряжения землей, водными ресурсами), п. "д" (об обеспечении экологической безопасности) и п. "к" (о земельном, водном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды), п. "н" (об установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом положения указанного Закона позволяют обеспечить, с одной стороны, гарантии прав инвесторов, а с другой стороны, учесть публичные интересы по развитию соответствующих территорий.

Искусственный (искусственно созданный) земельный участок определяется как сооружение, созданное на части федерального водного объекта трудом человека с целью размещения объектов капитального строительства на земельных участках (земельном участке) в границах такой территории. Искусственно образованное сооружение-территория не является объектом капитального строительства в том значении, в котором данное понятие используется в целях комментируемого Кодекса. Данное определение позволяет отграничить искусственный земельный участок от искусственного острова, который является особым видом сооружений, т.е. в соответствии с п. 10 ст. 1 рассматриваемого Кодекса, объектом капитального строительства.

Нормы ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ регулируют отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства и включают ряд правовых основ, например:

- об инициаторе создания искусственного земельного участка и последовательности его действий при подготовке (согласовании) проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

- о временных рамках и последовательности действий органов государственной власти (местного самоуправления) при рассмотрении проекта разрешения и его утверждения;

- о перечне работ, необходимых для создания искусственного земельного участка;

- о порядке заключения и существенных условиях договора о создании искусственного земельного участка после проведения открытого аукциона (исключениями установлены лица, определенные указом или распоряжением Президента РФ, Правительства РФ);


- об особенностях подготовки проектной документации (выполнение инженерных изысканий не требуется в случае подготовки отдельной проектной документации объекта капитального строительства на искусственном земельном участке);

- об условиях выдачи разрешений на проведение работ по созданию искусственных земельных участков, вводу их в эксплуатацию, содержанию.

Правила ст. ст. 17 - 31 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ вносят необходимые изменения в 15 федеральных законов. Согласно ст. 26 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ изменены п. 12 ст. 1, ч. 11 ст. 35, подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 6 ст. 49, ч. 7 ст. 54, п. 1 ч. 4 ст. 56 комментируемого Кодекса, а также введена ч. 5 комментируемой статьи.

Следует добавить, что в соответствии с нормами ст. 27 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ положения ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнены ч. 4 об особенностях подготовки до 31 декабря 2012 г. проектной документации линейного объекта на основании градостроительного плана земельного участка.


Статья 5. Субъекты градостроительных отношений


Комментарий к статье 5


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил круг субъектов градостроительной деятельности, которым может стать любой субъект гражданских правоотношений.

Градостроительная сфера отношений включает в себя 3 категории участников:

1) субъекты (органы, учреждения и пр.), действия которых носят императивный характер государственного регулирования градостроительной деятельности и полномочия которых обозначены в основном в гл. 2 комментируемого Кодекса;

2) субъекты (застройщики, заказчики, подрядчики и др.), непосредственно участвующие в процессах строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, правовые отношения которых регламентированы в гл. 6 и 6.1 Кодекса;

3) субъекты, нарушение прав которых повлекло ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (см. гл. 8 Кодекса).

Иначе говоря, назовем эти 3 группы субъектов регуляторами, исполнителями, пострадавшими лицами.

Отметим, что и юридическое лицо, и физическое лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке ст. 23 и ст. 51 ГК РФ могут стать субъектами правоотношений (получить в полном объеме правоспособность) лишь после их государственной регистрации в установленном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Согласно положениям ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября N 506) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

2. В соответствии с рассматриваемыми положениями от имени субъектов-регуляторов градостроительной деятельности выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

Об основах правового регулирования деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления см. комментарии к п. 6 ст. 2 Кодекса.

Логично предположить, что полномочия, порядок деятельности (компетенция) в градостроительной сфере органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления помимо норм комментируемого Кодекса регламентируется нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

Так, на федеральном уровне компетенция регулирующих органов регламентируется, например, ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", ФЗ "О защите инвалидов" и др.

В качестве примера регионального нормативного правового акта приведем Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", который устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге.


Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности


Комментарий к статье 6


1. В правилах комментируемой статьи законодатель установил полномочия органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности, которые предполагают осуществление самостоятельной, совместной или согласованной с другими регулирующими органами деятельности.


Действия по подготовке, утверждению и согласованию документов территориального планирования РФ довольно подробно регламентированы положениями гл. 3 комментируемого Кодекса.

Стоит отметить, что ст. 11 Кодекса включает 13 особенностей подготовки и утверждения схем территориального планирования РФ, в том числе:

- утверждение Правительством РФ;

- утверждение Президентом РФ схем в области обороны страны и безопасности государства;

- обязательный порядок согласования согласно ст. 12 Кодекса;

- право представления предложений заинтересованными лицами;

- право судебного оспаривания утвержденных схем;

- право представить предложения о внесении изменений в схемы;

- порядок внесения изменений в схемы согласно ст. ст. 9 и 12 Кодекса;

- установление состава, порядка подготовки и изменения Правительством РФ;

- определение законодательством РФ в области обороны и защиты государственной тайны особенностей подготовки и согласования проектов схем, включающих размещение объектов обороны и безопасности.

Также обратим внимание на обозначение в ч. ч. 8 - 12 ст. 12 Кодекса согласительной процедуры при поступлении от одного или нескольких субъектов РФ сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования РФ с обоснованием принятого решения (см. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации").

2. Различные правовые режимы объектов капитального строительства перечислены в комментарии к п. 10 ст. 1 Кодекса.

Следующим полномочием органов государственной власти обозначено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения (см. ч. 14 ст. 45 Кодекса).

3. О применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса.

В соответствии с седьмым основным принципом градостроительного законодательства (см. п. 7 ст. 2 Кодекса) градостроительная деятельность невозможна без соблюдения технических регламентов.

Основную работу по организации разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Согласно п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования и обеспечения единства измерений. Также в п. 5.2.18.14 этого Положения обозначено, что Министерство промышленности и торговли РФ самостоятельно принимает технические регламенты в случаях, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ, а также порядок опубликования в печатном издании Министерства и размещения в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме принятых Министерством технических регламентов.