Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практически весь объем деятельности Минпромторга России в области технического регулирования осуществляет Департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, который является структурным подразделением центрального аппарата Министерства промышленности и торговли РФ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минпромторга России, подведомственным Министерству федеральным агентством, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно III разделу Положения о Департаменте технического регулирования и метрологии, утв. Приказом Минпромторга России от 12 августа 2008 г. N 77, Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке выполняет в том числе следующие функции:

1) подготавливает предложения по внесению в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и иных документов, относящихся к сфере его деятельности;

2) участвует в выработке, реализации и мониторинге государственной политики в области технического регулирования, оценки соответствия и обеспечения единства измерений;

3) участвует в реализации функций федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

4) разрабатывает и представляет Министру на утверждение проекты нормативных правовых и иных актов в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений и т.д.

При этом, в порядке п. 1 Положения о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294), функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) - федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минпромторга России.

Положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в сферу регулирования градостроительной деятельности введен правовой институт саморегулирования взамен лицензирования строительной деятельности, в содержание которого входят основы правового регулирования порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности (см. ст. 55.18 Кодекса). При этом ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности (см. п. 3.1 комментируемой статьи) в соответствии с положениями ст. 55.18 Кодекса и согласно общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО отнесено к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), что также закреплено в Постановлении Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864.


О правовом институте государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (п. 3.2 комментируемой статьи) и соответствующих полномочиях Ростехнадзора см. комментарии к ст. 55.19 Кодекса.

Обратим внимание на содержание п. 3.2 комментируемой статьи, из которого согласно подп. "а" п. 2 ст. 54 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ) с целью разграничения контрольных и надзорных мероприятий изъяты действия по государственному контролю. Внушительный перечень корректив, внесенных ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в ст. ст. 4, 6, 6.1, 7, 54 и 55.19 Кодекса и другие федеральные законы, направлен на реализацию положений Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. в части нормативно-правового обеспечения мер по дальнейшему сокращению административных барьеров, обусловленных проведением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также необходимостью формирования благоприятного предпринимательского климата. Обновление норм о государственном контроле (надзоре), датированное июлем 2011 г., не предполагает наделение органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями и изменение их функций. При этом:

- конкретизирована система организации государственного контроля (надзора) и перечня уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти;

- увеличена периодичность проведения отдельных видов плановых проверок (например, ежегодно за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий регулируемыми ценами (тарифами), за соблюдением требований радиационной и промышленной безопасности);

- увеличена предельная продолжительность проведения отдельных видов проверок (например, до тридцати рабочих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности);

- разрешено проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки, если для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий (например, при осуществлении государственного контроля в сфере промышленной и транспортной безопасности).

Следует отметить, что согласно содержанию комментируемой статьи надзорные мероприятия за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере могут осуществляться только Ростехнадзором в форме государственного надзора (отсутствует разделение на федеральный и региональный виды надзора).

В положениях п. п. 1 - 4 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплены 4 уровня проведения контрольных и надзорных мероприятий:


1) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями установленных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

2) федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия РФ по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ;

3) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом РФ или Правительством РФ, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ;


4) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.

О полномочии Ростехнадзора по обращению в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (п. 3.3 рассматриваемой статьи) см. комментарии к ч. 7 ст. 55.19 Кодекса.

Об установлении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 3.4 комментируемой статьи), определяющего правовые границы сферы саморегулирования и утвержденного взамен перечня лицензируемых видов строительной деятельности, см. комментарии к ч. 4 ст. 55.8 Кодекса, согласно которой установление такого перечня относится к компетенции Правительства РФ.

4. Основы правового регулирования государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регламентированы правилами ст. ст. 56 и 57 Кодекса. При этом в соответствии с нормами ч. 5 ст. 57 Кодекса порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363).

5. Нормы п. 5.1 комментируемой статьи содержат перечень квалифицированных объектов, проектная документация и результаты инженерных изысканий которых подлежат обязательной государственной экспертизе в порядке ст. 49 Кодекса (за ее организацию и проведение отвечают органы государственной власти РФ).

Отметим, что в соответствии с 5.3(1).1 Положения о Министерстве регионального развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40, проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектной документации объектов, указанных в комментируемом пункте (за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и уникальных объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы), результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов, а также проектов документов территориального планирования РФ входит в полномочия Министерства регионального развития РФ.


Законодатель в рассматриваемом полномочии установил 10 категорий таких квалифицированных объектов, проектная документация и результаты инженерных изысканий которых подлежат обязательной государственной экспертизе.

Отметим, что особый статус квалифицированных объектов отражен в положениях:

- части 3 ст. 54 Кодекса об обязательном государственном строительном надзоре, осуществляемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора (Ростехнадзором);

- части 2 ст. 62 Кодекса об обязательном проведении расследований в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении таких квалифицированных объектов, в порядке установленном Правительством РФ.

6. В соответствии с п. п. 6 и 7 комментируемой статьи органы государственной власти РФ отвечают за установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организацию научно-методического обеспечения такого надзора, а также непосредственное осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (см. комментарии к ст. 54 Кодекса).

Эти полномочия согласно Постановлениям Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, от 1 февраля 2006 г. N 54 и от 19 ноября 2008 г. N 864 осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также Министерство обороны РФ (в части государственного строительного надзора).

Отметим, что в порядке применения п. 18 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении государственного строительного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами. Таким образом, государственный строительный надзор следует относить к специальным (особым) видам надзора за деятельностью юридических и физических лиц.

Осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с п. 7.1 рассматриваемой статьи и нормами ст. 8.1 Кодекса входит в полномочия Министерства регионального развития РФ.

7. Предусмотренный комментируемой статьей перечень полномочий не является закрытым, на что прямо указывают положения п. 8, согласно которым к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности относится осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. К иным полномочиям федеральных органов государственной власти можно, например, отнести установление в соответствии с ч. 9 ст. 55.5 Кодекса Правительством РФ минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, а также методическое обеспечение градостроительной деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207, Приказ Министерства регионального развития РФ от 21 марта 2011 г. N 101).