Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категории специальных полномочий органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности также обозначены в нормах ст. ст. 10.1 - 10.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.


Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности


Комментарий к статье 6.1


1. Содержание ч. ч. 1, 3, 4, 5 комментируемой статьи было изменено нормами Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур согласования документов территориального планирования (в частности, исключены нормы о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования) и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок.

В нормах рассматриваемой статьи установлены особенности осуществления передачи полномочий (но не самих полномочий) РФ в сфере градостроительной деятельности субъектам РФ, которыми представляются:

- два условия передачи органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

- безусловная передача осуществления полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

- полномочия Минрегиона России принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ, обязательные для исполнения;

- обозначение исчерпывающего перечня пяти полномочий Минрегиона России контрольного характера в области передачи полномочий РФ субъектам РФ в сфере градостроительной деятельности;

- установление четырех полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по организации деятельности по осуществлению переданных полномочий;

- определение порядка финансирования переданных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ;

- регламентация трех основных норм порядка временного изъятия у органов государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере градостроительной деятельности (полномочия Правительства РФ, Минрегиона России, особенности исполнения временно изъятых полномочий в сфере градостроительной деятельности).

Согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи двумя условиями передачи осуществления полномочий органам государственной власти субъектов РФ обозначены:

1) передача осуществления полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением работ в отношении исчерпывающего перечня квалифицированных объектов согласно п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса;


2) возможность установления ограничений порядка передачи осуществления полномочий правилами ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.

Следует отметить, что в нормах ст. 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ определены некоторые особенности комментируемого порядка передачи осуществления полномочий. Так, на территории города федерального значения - Москвы - до 1 января 2013 г.:

- органы государственной власти данного субъекта РФ осуществляют полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов;

- государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, осуществляется уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти данного субъекта РФ.

Часть 1.1 рассматриваемой статьи включает нормы о безусловной передаче осуществления полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства о градостроительной деятельности (о порядке контроля за исполнением переданных полномочий органам государственной власти субъектов РФ по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности см. комментарии к ст. 8.1 Кодекса).

2. Нормы ч. 2 определяют полномочия Минрегиона России принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ, обязательные для исполнения. Отметим, что реализация комментируемой функции обозначена в п. п. 5.2.3, 5.3.10.1, 5.3.20 Положения о Министерстве регионального развития РФ, в соответствии с которыми Минрегион России:

- самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий);

- осуществляет методическое обеспечение и организацию разработки стратегий и комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов;

- реализует полномочия в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства РФ о градостроительной деятельности, временно изъятые в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ.


О реализации комментируемой функции см. также Порядок проведения работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил в Минрегионе России (утв. Приказом Минрегиона России от 28 августа 2010 г. N 385), Приказ Минрегиона России от 14 октября 2010 г. N 447 "О ФГУ "Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве".

3. В правилах комментируемой части законодатель установил исчерпывающий перечень пяти полномочий Минрегиона России контрольного характера в области передачи полномочий РФ субъектам РФ в сфере градостроительной деятельности, включающий:

1) согласование структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, отвечающих за осуществление переданных полномочий РФ;

2) осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений (см. также п. 5.3.18 Положения о Министерстве регионального развития РФ);

3) осуществление контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий (см. также п. 5.3.19 Положения о Министерстве регионального развития РФ);

4) внесение в Правительство РФ предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ при ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий;

5) установление содержания и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости - целевых прогнозных показателей.

Следует отметить, что на реализацию комментируемых пяти полномочий Минрегиона России также направлены нормы:

- о согласовании структуры органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

- о предоставлении отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления.

4. Комментируемая часть определяет четыре полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по организации деятельности по осуществлению переданных полномочий. Два из них содержат правила самостоятельной организации деятельности, остальные направлены на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.


Следует отметить, что некоторая самостоятельность комментируемых функций отражена в нормах Кодекса. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 62 Кодекса при нарушении требований комментируемого законодательства, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах, которые не входят в исчерпывающий список квалифицированных объектов п. 5.1 ст. 6 Кодекса, установление его причин осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями определены правовые основы порядка финансирования переданных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ:

- субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета не представляются;

- финансирование полномочий по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации (результатов инженерных изысканий) осуществляется за счет средств застройщика (заказчика).

В соответствии с положениями ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

6. Положениями ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи законодатель обозначил три основных правила порядка временного изъятия у органов государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере градостроительной деятельности (полномочия Правительства РФ, Минрегиона России, особенности исполнения временно изъятых полномочий в сфере градостроительной деятельности).

Во-первых, установлено полномочие Правительства РФ на временное изъятие переданных полномочий по представлению Минрегиона России при неисполнении или ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий (см. также п. 4 ч. 3 комментируемой статьи).

Во-вторых, проверка и выдача заключения Минрегионом России о надлежащем (ненадлежащем) исполнении переданных полномочий органами государственной власти субъекта РФ осуществляются в течение месяца со дня поступления сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении полномочий.

В-третьих, временно изъятые полномочия могут осуществляться как Минрегионом России, так и подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

Отметим, что мониторинг состояния деятельности в пределах переданных полномочий осуществляется Минрегионом России посредством анализа соответствующей отчетности (см. Приказ Министерства регионального развития РФ от 2 июля 2008 г. N 86).



Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности


Комментарий к статье 7


Правила комментируемой статьи включают вопросы ведения субъектов РФ в области градостроительной деятельности без учета переданных в соответствии с нормами ст. 6.1 Кодекса полномочий.

Как установлено законодателем, в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности входят четыре основных вида деятельности.

Первым полномочием обозначены подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов РФ в порядке норм ст. ст. 9, 14 - 17 Кодекса.

О существенных изменениях в содержании правового института территориального планирования, внесенных в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, а также о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований), см. комментарии к п. 2 ст. 1 Кодекса.

О зонах и содержании территориального планирования см. п. п. 4 и 5 ст. 1, положения гл. 3 (ст. ст. 9 - 29) комментируемого Кодекса.

Вторым видом деятельности установлено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (см. п. 19 ст. 1 и ст. 45 Кодекса).

Третьим полномочием органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности определено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с нормами ч. ч. 4 и 5 ст. 24 Кодекса.

Так, например, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга, и изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования, применяемые на территории Санкт-Петербурга, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге (см. Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге").

Региональные нормативы градостроительного проектирования области разрабатываются с учетом необходимости сохранения и развития уровня обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и содержат минимальные расчетные показатели обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий жизнедеятельности человека. Такие нормативы градостроительного проектирования обязательны для применения при разработке, экспертизе, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования субъектов РФ, документов территориального планирования муниципальных образований, документации по планировке территорий, а также при архитектурно-строительном проектировании на территории региона.