Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- реконструкция объектов, для осуществления которой не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации, в том числе получение разрешения на строительство (см. ч. 3 ст. 49, ч. 17 ст. 51 Кодекса);

- реконструкция объектов, для осуществления которой требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации (см. ч. ч. 6, 6.1, 6.3 ст. 49 Кодекса);

- реконструкция, для осуществления которой необходима выдача разрешений на строительство (см. ч. ч. 1, 2, 7, 12, 13, 20 ст. 51, ч. 1 ст. 55 Кодекса);

- реконструкция, проведение которой требует наличия выданного саморегулируемой организацией соответствующего свидетельства о допуске к работам (см. части 2, 3.1 ст. 52, п. 1 ч. 1 ст. 55.5, п. 3 ч. 2 ст. 55.18 Кодекса);

- реконструкция, которая требует осуществления государственного строительного надзора, с учетом реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (см. п. 2 ч. 1 ст. 54 Кодекса);

- реконструкция, результаты которой оформляются изменениями в документах государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (см. ч. 10 ст. 55 Кодекса).

Определение капитального ремонта также обозначено нормами ФЗ от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ в п. п. 14.2 и 14.3 настоящей статьи. При этом законодатель, как и в определении реконструкции, разграничил капитальный ремонт обычных объектов капитального строительства от капитального ремонта линейных объектов. Если в первом случае ремонт обусловлен двумя операциями (заменой и (или) восстановлением) в отношении трех категорий объектов ремонта, то капитальный ремонт линейных объектов по своему содержанию повторяет мероприятия реконструкции линейных объектов, но без наступления результатов реконструкции (изменений класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов, а также границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов).

Добавим, что правилами ФЗ от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ установлены специальные случаи отнесения некоторых видов работ к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов. В данной связи содержание ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнено ст. 10.4, согласно которой работы могут быть отнесены к капитальному ремонту многоквартирного дома, если:

- они осуществляются в целях реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;

- они финансируются за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- условия такого отнесения регламентированы Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".


Если капитальный ремонт многоквартирных домов отвечает определению реконструкции в п. 14 настоящей статьи (без изменения количества этажей, надстройки, перестройки и расширения), то проектная документация, подготовленная для проведения таких работ, подлежит государственной экспертизе в порядке ст. 49 комментируемого Кодекса.

Неисполнение функций по ремонту и содержанию многоквартирного дома может повлечь административную ответственность. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 указано, что лицом, нарушившим правила содержания и ремонта жилого дома или жилого помещения, следует считать лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту подобного дома или помещения. По общему правилу ст. 210 ГК РФ таким лицом выступает собственник указанного объекта недвижимости. Обязанность по содержанию и ремонту многоквартирного дома в порядке ст. ст. 161 - 162 ЖК РФ может быть возложена на управляющую организацию, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив. Соответственно, и субъектом ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания жилых домов должны признаваться указанные организации, если им были переданы такие полномочия, что было также отражено в письме Минрегиона России от 14 октября 2008 г. N 26084-СК/14 "Об изменении практики осуществления государственного контроля за содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с новым жилищным законодательством Российской Федерации".

15. Комментируемые положения устанавливают правовое содержание процесса инженерных изысканий, без выполнения которых не допускаются подготовка и реализация проектной документации.

Содержанием рассматриваемой дефиниции обозначены два предмета инженерных изысканий (природные явления и факторы техногенного воздействия), а также две цели этого этапа градостроительной деятельности:

1) рациональность и безопасность использования территорий и земельных участков;

2) подготовка (сбор и анализ) данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

В соответствии с положениями ст. 2 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений":

- опасными природными процессами (явлениями) являются землетрясения, сели и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения;

- сложные природные условия представляют собой наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

- техногенными воздействиями представляются опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.


Приведем некоторые интересующие нас термины в области опасных природных процессов и явлений, обозначенные в п. 3.1 ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25 мая 1995 г. N 267):

- источник природной чрезвычайной ситуации - опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

- поражающее воздействие источника природной чрезвычайной ситуации - негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника природной чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду;

- опасное природное явление - событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Техногенные воздействия, как правило, представляют собой результат функционирования источников повышенной опасности, представляющей собой согласно положениям ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.

Так, например, в Федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2005 г. N 16, определены факторы, создающие внешние воздействия техногенного происхождения (техногенные факторы) в области использования атомной энергии (п. 2.1).

Основными видами инженерных изысканий являются:

1) инженерно-геодезические;

2) инженерно-геологические;

3) инженерно-гидрометеорологические;

4) инженерно-экологические;

5) инженерно-геотехнические.

Специальными видами инженерных изысканий согласно Перечню видов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20, установлены:

1) геотехнические исследования;

2) обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;

3) поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;

4) локальный мониторинг компонентов окружающей среды;

5) разведка грунтовых строительных материалов;

6) локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.

При этом Минрегион России при необходимости может вносить изменения в настоящий Перечень.

Согласно положениям СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. N 18-77) техническое задание на выполнение инженерных изысканий для строительства составляется заказчиком, как правило, с участием исполнителя инженерных изысканий. Техническое задание на выполнение инженерных изысканий для строительства должно содержать следующие сведения и данные: наименование объекта; вид строительства (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, консервация, ликвидация); сведения о стадийности (этапе работ), сроках проектирования и строительства; характеристику проектируемых и реконструируемых предприятий (геотехнические категории объектов); уровни ответственности зданий и сооружений и др. Следует отметить, что предусмотренные в техническом задании требования к полноте, достоверности, точности и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем инженерных изысканий при составлении программы работ и в процессе выполнения изыскательских работ по согласованию с заказчиком.


Программа инженерных изысканий является внутренним документом исполнителя инженерных изысканий, должна полностью соответствовать техническому заданию заказчика и содержать его требования, принятые к выполнению исполнителем инженерных изысканий, в том числе: цели и задачи инженерных изысканий; мероприятия по охране окружающей среды и исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении инженерных изысканий; перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления; сведения по метрологическому обеспечению и др. К программе инженерных изысканий для строительства должны прилагаться копия технического задания и другая документация, необходимая для производства изыскательских работ. Состав и детальность инженерных изысканий для обоснования разработки градостроительной документации должны устанавливаться в соответствии с требованиями "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации" <3>.

--------------------------------

<3> СНиП 11-02-96 входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р).


16. В соответствии с комментируемым пунктом застройщиком может быть физическое (юридическое) лицо:

- которому принадлежит (на правах собственности или ином законном праве) земельный участок, на котором осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства;

- которое обеспечивает на этом участке процесс строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- которое обеспечивает выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с ФЗ "Об участии в долевом строительстве", согласно которому застройщиком может быть только юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство. В связи с этим следует указать на некоторые налоговые льготы для такой категории застройщиков. Так, согласно подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ "Об участии в долевом строительстве" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения) (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 марта 2011 г. N 03-07-10/04).


Обозначим интересующие нас определения категорий лиц-застройщиков <4>:

--------------------------------

<4> См.: СТА 25.03.014-2005 "Комплексная безопасность зданий и сооружений. Общие положения".


- проектировщик - юридическое или физическое лицо, несущее в соответствии с законодательством РФ ответственность за соблюдение требований технических регламентов при проектировании строительного объекта;

- застройщик - юридическое или физическое лицо, несущее в соответствии с законодательством РФ ответственность за соблюдение требований технических регламентов при строительстве строительного объекта;

- поставщик - юридическое или физическое лицо, несущее в соответствии с законодательством РФ ответственность за соблюдение требований технических регламентов, передаваемых в эксплуатацию либо в пользование, законченных строительством строительных объектов или их частей;

- эксплуатант - юридическое или физическое лицо, несущее в соответствии с законодательством РФ ответственность за соблюдение требований безопасности при эксплуатации строительного объекта (включая эксплуатацию машин (механизмов), оборудования и систем, в него входящих) и требований технических регламентов (в части эксплуатации).

Нормы комментируемого Кодекса позволяют застройщику привлекать для исполнения определенных обязанностей в сфере градостроительства на основании договора уполномоченное лицо, именуемое заказчиком.

Основные права и обязанности (пределы полномочий) застройщика (заказчика) регламентированы в соответствующих положениях Кодекса.

К обязанностям относятся:

- обязанность в порядке ч. 5 ст. 6.1 Кодекса финансировать полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется за счет своих средств;

- обязанность выполнить (привлечь к выполнению на основании договора иное лицо) инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства с разработкой соответствующего задания (см. ч. ч. 3, 5 ст. 47, ч. 5.2 ст. 48 Кодекса);

- обязанность застройщика (привлекаемого по договору иного лица) осуществлять подготовку проектной документации, организовать и координировать работы по подготовке проектной документации, отвечать за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов с предоставлением привлекаемому лицу установленного перечня документов (см. ч. ч. 5, 6, 11 и 12.1 ст. 48 Кодекса);

- обязанность утверждения проектной документации при наличии согласно ст. 49 Кодекса положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (см. ч. 15 ст. 48 Кодекса);

- обязанность согласно ч. 18 ст. 51 и ч. 9 ст. 55 Кодекса в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство безвозмездно передать в уполномоченный орган в сфере градостроительной деятельности, выдавший разрешение на строительство, установленные документы для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;