ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2155
Скачиваний: 1
2. Часть 2 рассматриваемой статьи включает пределы деятельности постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (вторая особенность), который:
- осуществляет руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации;
- подотчетен высшему органу управления саморегулируемой организации (общему собранию членов);
- имеет полномочия на решение вопросов, которые не относятся к компетенции высшего органа управления саморегулируемой организации (см. ст. 55.10 Кодекса) и компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации (см. ст. 55.12 Кодекса).
В компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности могут входить права и обязанности, установленные в общих правилах ч. 7 ст. 17 ФЗ о СРО, в частности: утверждение стандартов и правил саморегулируемой организации, внесение в них изменений, назначение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа саморегулируемой организации, представление общему собранию членов саморегулируемой организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность исполнительного органа саморегулируемой организации и др.
Так, например, согласно уставу саморегулируемой организации "Региональное некоммерческое партнерство "Содружество строителей Республики Татарстан" к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (коллегии) отнесены:
- выступление от имени партнерства в вопросах, относящихся к его компетенции;
- создание подотчетных ему специализированных органов партнерства и передача им осуществления отдельных полномочий, если создание таких органов предусмотрено уставом или решениями общего собрания;
- решение вопросов, связанных с возвратом ошибочно перечисленных средств в компенсационный фонд партнерства и осуществление выплат из компенсационного фонда (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки);
- участие в составе комиссий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью обеспечения объективности и прозрачности проводимых конкурсов;
- решение вопросов, которые не отнесены к компетенции общего собрания и к компетенции исполнительного органа <23>.
--------------------------------
<23> URL: http://sros-rt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=68&Itemid=66
Обратим внимание на то, что в соответствии с положениями ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, а также решения, принятые постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.
3. Следующей особенностью полномочий постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности следует считать конкретизацию общих правил, установленных п. 2 ч. 7 ст. 17 ФЗ о СРО (о праве создания специализированных органов саморегулируемой организации, утверждения положений о них и правил осуществления ими деятельности).
Согласно ч. 3 комментируемой статьи постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации уполномочен создавать подотчетные ему органы саморегулируемой организации и передавать им осуществление отдельных полномочий, с условием установления этого права в уставе некоммерческого партнерства или соответствующим решением его высшего органа управления (общего собрания членов).
Так, например, в положении о правлении некоммерческого партнерства строительных компаний "Капитальный ремонт и строительство" <24> указывается, что постоянно действующим коллегиальным органом управления партнерства является правление, которое избирается из числа членов партнерства и/или представителей членов партнерства, а также независимых членов в количестве девяти человек, включая председателя правления. При этом к компетенции правления относятся, например, следующие вопросы:
--------------------------------
<24> URL: http:// www.krs-sro.ru/ upload/ doc/ pologenie_pravlenie.pdf
1) создание специализированных органов партнерства, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;
2) утверждение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности партнерства, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного директора партнерства;
3) утверждение перечня лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей для их выбора участниками споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде, образованном партнерством;
4) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением очередных и внеочередных общих собраний членов партнерства;
5) привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств.
4. Последней отличительной особенностью правового регулирования функций постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности согласно положениям ч. 4 рассматриваемой статьи является установление максимального срока полномочий руководителя этого органа управления, который не может превышать два года. Такие хронологические рамки не предусмотрены общими положениями саморегулирования ФЗ о СРО.
Так, например, в соответствии с положением о правлении саморегулируемой организации НП "МООСС" "председатель правления партнерства избирается Общим собранием из числа членов правления партнерства. По решению Общего собрания возможно избрание сопредседателей правления партнерства, которые на основе решений, принятых правлением партнерства, исполняют отдельные функции председателя правления партнерства, определенные положением о сопредседателе правления партнерства. При этом срок полномочий председателя правления партнерства не может превышать два года" <25>.
--------------------------------
<25> URL: http:// www.np-mooss.ru/ about /mooss-docs/ positions
Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации
Комментарий к статье 55.12
Нормы комментируемой статьи определяют пределы полномочий исполнительного органа саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, которые, как и нормы предыдущей статьи, отличаются от общих правил саморегулирования.
Так, согласно ст. 18 ФЗ о СРО исполнительный орган саморегулируемой организации уполномочен решать любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, которые не относятся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления, т.е. логичен вывод о "промежуточном" статусе этого органа управления, который согласно нормам ч. 2 ст. 55.11 Кодекса установлен для постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности.
Для исполнительного органа саморегулируемой организации пределы полномочий и порядок осуществления им руководства текущей деятельностью саморегулируемой организации устанавливает высший орган управления - общее собрание членов саморегулируемой организации (см. п. 11 ст. 55.10 Кодекса).
Так, например, в соответствии с решением общего собрания некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Волгоградские строители" <25> исполнительный орган управления, директор партнерства, наделен исчерпывающим перечнем из 35 полномочий, в том числе:
--------------------------------
<25> URL: http://www.sro-vs.ru/executive
- обеспечивает ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности Партнерства;
- открывает счета в банках и иных кредитных учреждениях, в том числе валютные счета и счет для операций с компенсационным фондом;
- заключает контракты и трудовые договоры с работниками партнерства, в том числе с руководителями филиалов и представительств. Утверждает штатное расписание, должностные инструкции, иные локальные правовые акты, формирует штат партнерства;
- выступает от имени партнерства, в том числе представляет его в отношениях с третьими лицами без доверенности в вопросах осуществления текущей деятельности партнерства.
Следует отметить, что в отношении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, действуют согласно общим правилами ч. ч. 4 - 6 ст. 14 ФЗ о СРО ограничения прав должностных лиц, включающие четыре запрета на:
1) приобретение ценных бумаг, эмитентами которых или должниками по которым являются члены саморегулируемой организации, их дочерние и зависимые общества;
2) заключение с членами саморегулируемой организации, их дочерними и зависимыми обществами любых договоров имущественного страхования, кредитных договоров, соглашений о поручительстве;
3) осуществление в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации;
4) учреждение хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации, а также участие в таких хозяйственных товариществах и обществах.
Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов
Комментарий к статье 55.13
1. Положения рассматриваемой статьи устанавливают особенности правового механизма контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов и конкретизируют общие правила такого контроля, которые согласно ч. 2 ст. 9 ФЗ о СРО устанавливают предмет плановых проверок, - соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
Таким образом, обязательным предметом контроля саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности за деятельностью своих членов согласно ч. 1 комментируемой статьи является соблюдение:
- требований к выдаче свидетельств о допуске;
- требований стандартов саморегулируемых организаций, разработанных в соответствии с нормами п. 1 ч. 2 ст. 55.5 Кодекса;
- правил саморегулирования (см. п. 2 ч. 2 ст. 55.5 Кодекса).
Дополнительным (по усмотрению органов контроля) предметом контроля в рассматриваемых положениях обозначено соблюдение членами саморегулируемой организации требований технических регламентов при выполнении видов работ, установленных в свидетельствах о допуске.
При этом порядок проведения контрольных мероприятий устанавливается правилами контроля в области саморегулирования, с учетом обязательной проверки соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
Отметим, что правила контроля в области саморегулирования должны содержать общие нормы такого контроля, обозначенные в положениях ст. 9 ФЗ о СРО, которыми установлено, что:
- контроль проводится работниками соответствующего структурного подразделения саморегулируемой организации путем проведения плановых и внеплановых проверок;
- предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации (продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации);
- плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год;
- внеплановая проверка может осуществляться по жалобе на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;
- иные основания для проведения внеплановой проверки могут быть установлены саморегулируемой организацией;
- предметом внеплановой проверки могут быть только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям;
- участники проведения проверок отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения;
- за неправомерные действия проверяющих лиц саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность в порядке, установленном законодательством РФ и уставом саморегулируемой организации.
При этом член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией в соответствующих правилах контроля.
Следует отметить, что результаты проверки по выявленным нарушениям согласно ч. 8 ст. 9 ФЗ о СРО в обязательном порядке передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в соответствии с ч. 1 ст. 55.15 Кодекса.
2. Нормы ч. 2 комментируемой статьи устанавливают условия специального контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске.
Как обозначил законодатель, мероприятия такого контроля осуществляются саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
Комментарий к статье 55.14
1. Положения комментируемой статьи устанавливают особенности правового механизма рассмотрения обращений, жалоб на действия своих членов, поступающих в саморегулируемые организации в области градостроительной деятельности. Таковыми представляются:
- право саморегулируемой организации рассматривать жалобы на действия своих членов в месячный срок со дня их поступления, если законодательством РФ не установлен меньший срок;
- направление решения, принятого по результатам рассмотрения этой жалобы (обращения) лицу, их направившему;
- обязанность применения мер дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ст. 55.15 Кодекса, если в результате рассмотрения жалобы установлено нарушение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования;
- регламентация процедуры рассмотрения жалоб (обращений) документами саморегулируемой организации (см. ч. 1 ст. 55.5 Кодекса о правилах контроля в области саморегулирования и системе мер дисциплинарного воздействия);