ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2150
Скачиваний: 1
Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
Комментарий к статье 55.18
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил дополнение к общим правилам ст. 20 ФЗ о СРО о правовом институте государственного реестра саморегулируемых организаций, ведение которого по общему правилу осуществляется определенным в установленной сфере деятельности уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций.
В соответствии с положениями ст. 55.19 Кодекса государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором), поэтому нормы комментируемой статьи согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО относятся к его компетенции.
Особенности регулирования правового института государственного реестра саморегулируемых организаций в области градостроительной деятельности (далее - реестр), установленные в нормах рассматриваемой статьи, представляют собой:
- ответственность Ростехнадзора за ведение этого реестра;
- обязательное внесение в реестр шести видов сведений в отношении каждой саморегулируемой организации;
- сведения реестра подлежат размещению на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (реализуют нормы ч. 6 ст. 20 ФЗ о СРО об открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре);
- определение сроков внесения в реестр (исключения из реестра) сведений о саморегулируемой организации и членах саморегулируемой организации (в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией документов, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации, и в течение трех рабочих дней со дня получения Ростехнадзором уведомления о принятых саморегулируемой организацией решениях семи видов);
- обязанность Ростехнадзора в течение трех дней со дня изменения сведений о саморегулируемой организации в реестре направлять уведомление об этом в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида;
- процедуру приостановления внесения сведений в реестр при выявлении нарушения саморегулируемой организацией требований настоящего Кодекса;
- обозначение порядка вступления в силу решений саморегулируемой организации семи видов, а также решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
- обязанность члена саморегулируемой организации уведомить Ростехнадзор в письменной форме об изменении сведений трех видов с представлением соответствующих документов;
- обязанность Ростехнадзора в течение трех дней со дня получения уведомлений и документов внести соответствующие изменения в реестр;
- определение порядка ведения реестра Правительством РФ с безвозмездным характером внесения (изменения) сведений в реестр (конкретизирует нормы ч. 7 ст. 20 ФЗ о СРО о порядке установления платы за внесение сведений в реестр и соответствующих полномочиях Правительства РФ).
В соответствии с положениями комментируемой части и согласно общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО ведение государственного реестра саморегулируемых организаций относится к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Данное требование закреплено в Постановлении Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Нормы ч. 2 комментируемой статьи определяют обязательное внесение Ростехнадзором в реестр шести видов сведений в отношении каждой саморегулируемой организации.
Следует указать на то, что внесение в реестр сведений о физическом лице требует соблюдения соответствия и полноты сведений о нем, а также конфиденциальности персональных данных в соответствии с правилами законодательства о персональных данных (см. Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724).
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит правило общедоступности и бесплатного характера сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций, которые подлежат размещению на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет.
Добавим, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона РФ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления является сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
В связи с особенностями правового регулирования требований к официальным сайтам обратим внимание на Определение Московского городского суда от 5 октября 2010 г. по делу N 33-31055, в котором указывается, что права на администрирование доменов официальных сайтов принадлежат соответствующему государственному органу (органу местного самоуправления), так как обратное является нарушением прав такого органа по использованию своего официального сайта, а также по исполнению им соответствующих государственных функций и обязанностей, возложенных на него как на федеральный орган исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
4. Положения ч. 4 рассматриваемой статьи определяют сроки внесения в реестр (исключения из реестра) сведений о саморегулируемой организации и членах саморегулируемой организации (в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией документов, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации, и в течение трех рабочих дней со дня получения им уведомления о принятых саморегулируемой организацией решениях семи видов).
Отметим, что уведомление Ростехнадзора реализует общее правило ч. 2 ст. 7 ФЗ о СРО об обязательном представлении саморегулируемой организацией информации в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ.
Правила ч. 4.1 комментируемой статьи устанавливают обязанность Ростехнадзора в течение трех дней со дня изменения сведений о саморегулируемой организации в государственном реестре саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности направлять уведомление об этом в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида.
5. Положения ч. 5 рассматриваемой статьи определяют правовые основы процедуры приостановления внесения сведений в реестр при выявлении нарушения саморегулируемой организацией требований настоящего Кодекса.
Комментируемая процедура приостановления внесения сведений в реестр при выявлении нарушения саморегулируемой организацией с учетом норм ч. 5.1 настоящей статьи определяет последнее условие легитимности обозначенных в ч. 4 комментируемой статьи решений, имеющее императивный контрольно-надзорный характер и представляющее, по сути, согласование саморегулируемой организацией своих действий с Ростехнадзором.
Согласно нормам ч. 3 ст. 55.17 Кодекса саморегулируемая организация обязана в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, направлять в Ростехнадзор уведомление о выдаче данного свидетельства. В день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация также обязана направлять в Ростехнадзор уведомление о принятом решении внести изменения в данное свидетельство, а также о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства.
При выявлении правонарушений в содержании полученных уведомлений (сведениях о принятых решениях в сфере саморегулирования) Ростехнадзор согласно комментируемым положениям приостанавливает внесение таких сведений в реестр и направляет соответствующее предписание уведомителю. Императивный характер рассматриваемой нормы обязывает уведомителя (саморегулируемую организацию) осуществлять в течение десяти дней со дня получения такого предписания по выбору только два действия - либо устранить обозначенные в предписании Ростехнадзора нарушения с уведомлением о таком устранении, либо обжаловать данное предписание в арбитражный суд.
Согласно нормам подп. "в" п. 13 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья согласно положениям ч. 5.1 настоящей статьи в продолжение императивных норм ч. 3.1 ст. 55.17 Кодекса об уведомлении саморегулируемой организацией Ростехнадзора о всех основных своих решениях определяет порядок вступления в силу решений саморегулируемой организации семи видов, а также решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Как указывалось в комментарии к ч. 5 настоящей статьи, обозначенный порядок вступления в силу решений в области саморегулирования носит императивный контрольно-надзорный характер и представляет собой скрытое согласование саморегулируемой организации своих действий с Ростехнадзором.
Таким образом, если Ростехнадзор не установит нарушений в принятых саморегулируемой организацией (ее органов управления) решениях, то тогда сведения о таких решениях вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций и вступают в силу.
6. С целью обеспечения достоверности распространяемых посредством реестра сведений нормами ч. 6 рассматриваемой статьи установлены:
- обязанность члена саморегулируемой организации уведомить Ростехнадзор в письменной форме об изменении сведений трех видов с представлением соответствующих документов;
- обязанность Ростехнадзора в течение трех дней со дня получения уведомлений и документов внести соответствующие изменения в реестр.
Неисполнение указанной обязанности саморегулируемой организации, которое может быть выявлено Ростехнадзором в порядке ст. 55.19 Кодекса, становится поводом к обращению последнего в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 ст. 55.19 Кодекса).
7. Положения ч. ч. 7 и 8 комментируемой статьи посвящены определению порядка ведения реестра Правительством РФ с безвозмездным характером внесения (изменения) сведений в реестр. Отметим, что обозначенный порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности конкретизирует нормы ч. 7 ст. 20 ФЗ о СРО о порядке установления платы за внесение сведений в реестр и соответствующих полномочиях Правительства РФ.
Так, правовые основы функционирования государственного реестра саморегулируемых организаций регламентированы нормами Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724.
Следует добавить, что общие правила (основы правового регулирования) взаимодействия саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти регламентированы положениями ст. 22 ФЗ о СРО и включают в себя:
- направление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в саморегулируемую организацию информации о результатах проведенных проверок предпринимательской или профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации, за исключением информации о результатах проверок, при проведении которых акт не составлялся;
- привлечение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти саморегулируемых организаций к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования;
- обязанность саморегулируемой организации направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти стандарты и правила саморегулируемой организации в соответствии с предметом саморегулирования и внесенные в них изменения в течение семи рабочих дней после их внесения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, также сведения о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок;
- право уполномоченного федерального органа исполнительной власти обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям федерального законодательства.
Статья 55.19. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
Комментарий к статье 55.19
1. Правовой институт саморегулирования градостроительной деятельности взамен института лицензирования строительной деятельности внесен в содержание Кодекса отдельным ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО, в которой в том числе указывается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях.
Правила комментируемой статьи в связи с вышеизложенным определяют особенности правового института государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, который в соответствии с ч. 1 настоящей статьи осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по двум основаниям плановых и трем основаниям внеплановых проверок (см. ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи).