Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В другом письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 мая 2010 г. N 03-11-06/2/79 об обложении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, полученных в качестве процентов по договору банковского вклада налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), говорится, что:

- на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ;

- при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ;

- согласно п. 6 ст. 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, относятся к внереализационным доходам;

- статья 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что организации вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом;

- доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

6. Положения рассматриваемой части устанавливают пять категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Критерии первой категории минимального взноса в компенсационный фонд при осуществлении работ по организации подготовки проектной документации реализуют правило минимального размера такого фонда, установленное нормами п. 2 ч. 1 ст. 55.4 Кодекса, и определяют минимальную учитываемую стоимость планируемых работ (5 млн. руб.).

Критерии других четырех категорий определены согласно увеличению стоимости планируемых работ по организации подготовки проектной документации по одному договору до 300 млн. руб.

При анализе правового регулирования порядка внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации следует указать на обозначенные в ч. ч. 1.1, 10.1 и 11 ст. 55.8 Кодекса особенности правового механизма допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно которым:

- член саморегулируемой организации не может приступить к видам работ при наличии соответствующего свидетельства, если им не соблюдается планируемая стоимость работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Таким образом, при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член саморегулируемой организации обязан сперва покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения, а затем приступать к работе;


- количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации, не ограничивается;

- член саморегулируемой организации обязан до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации согласно комментируемым положениям;

- основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, предусмотренном ч. 10.1 ст. 55.8 Кодекса.

7. Часть 7 комментируемой статьи определяет шесть категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Критерии первой категории минимального взноса в компенсационный фонд при осуществлении работ по организации строительства реализуют правило минимального размера такого фонда, установленное нормами п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Кодекса, и определяют минимальную учитываемую стоимость планируемых работ (10 млн. руб.).

Критерии других пяти категорий определены согласно увеличению стоимости планируемых работ по организации строительства по одному договору до 10 млрд. руб.

8. Последней особенностью функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности согласно ч. 8 рассматриваемой статьи обозначен порядок использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Таким образом, снятие статуса саморегулируемой организации с некоммерческого партнерства лишает его права распоряжаться средствами компенсационного фонда, которые в данном случае подлежат зачислению на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида и могут быть:

- использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;


- размещены в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях в порядке норм ч. 4 комментируемой статьи.

Следует добавить, что в соответствии с положениями п. 9.1 ч. 3 ст. 55.22 Кодекса принятие решения об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций и средства компенсационного фонда которой зачислены на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда согласно ст. 60 Кодекса, входит в расширенный перечень одиннадцати полномочий совета Национального объединения саморегулируемых организаций.


Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации


Комментарий к статье 55.17


1. Во исполнение норм ст. 55.9 Кодекса (об обеспечении саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов) и согласно общим правилам ст. 7 (об обеспечении саморегулируемой организацией доступа к информации и защите саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования) ФЗ о СРО положениями комментируемой статьи законодатель установил порядок исполнения саморегулируемой организацией в области градостроительной деятельности обязанностей по ведению реестра своих членов.

Особенности регулирования правового института реестра членов саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности, установленные в нормах рассматриваемой статьи, представляют собой:

- обязательное внесение в реестр трех категорий информации в отношении каждого члена саморегулируемой организации;

- определение времени размещения на своем сайте в сети Интернет и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работе, о внесении в него изменений, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства, а также времени уведомления о принятых решениях;

- установление времени размещения на своем сайте в сети Интернет и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о добровольном прекращении членства в этой организации, а также направления в Ростехнадзор уведомления о прекращении действия свидетельства о допуске в случае добровольного прекращения членства саморегулируемой организации;

- обязанность саморегулируемой организации представить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса;

- правило установления формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором).


Первая часть комментируемой статьи устанавливает обязанность саморегулируемой организации вести реестр своих членов. Об особенностях общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированных положениями ст. 5 ФЗ о СРО, см. комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.

2. Вторая часть рассматриваемой статьи определяет обязательное внесение в реестр членов саморегулируемой организации трех категорий информации в отношении каждого члена саморегулируемой организации. Отметим, что при указании сведений о физическом лице необходимо соблюдать соответствие и полноту сведений о нем, а также конфиденциальность персональных данных в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных, что также регламентируют общие правила ч. ч. 5 и 6 ст. 7 ФЗ о СРО, согласно которым уставом саморегулируемой организации или специально установленными требованиями должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба. При этом саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.

3. О составной части правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающей особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, см. ч. 7 ст. 55.8 Кодекса.

Положения ч. 3 комментируемой статьи устанавливают время размещения на своем сайте в сети Интернет (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса) и внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как установил законодатель, размещение и внесение в реестр членов саморегулируемой организации таких сведений, а также соответствующее уведомление Ростехнадзора должны осуществляться в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Отметим, что уведомление Ростехнадзора реализует общее правило ч. 2 ст. 7 ФЗ о СРО.


Аналогичное требование установлено и для сведений о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства.

Согласно нормам подп. "б" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 3.1, в которой содержатся требования к саморегулируемой организации размещать на своем сайте в сети Интернет и вносить в реестр членов саморегулируемой организации сведения о добровольном прекращении членства в этой организации, а также направлять в Ростехнадзор уведомление о прекращении действия свидетельства о допуске в случае добровольного прекращения членства саморегулируемой организации в течение трех дней со дня поступления соответствующего заявления.

Следует указать на императивный характер требования уведомить Ростехнадзор, обозначенного в ч. ч. 3 и 3.1 рассматриваемой статьи, обусловливающий легитимность решений саморегулируемой организации, так как в соответствии с нормами ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, в том числе о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о внесении изменений в такое свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия этого свидетельства, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.

4. В положениях ч. 4 комментируемой статьи обозначена обязанность саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. При этом форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором), о чем указано в положениях ч. 5 рассматриваемой статьи.

Так, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 сентября 2010 г. N 952 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" в соответствии с комментируемыми положениями утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая, помимо указанных в ч. 1 настоящей статьи сведений, включает информацию о полномочиях члена саморегулируемой организации на осуществление определенных видов работ с указанием их предельной стоимости по одному договору.

В заключение анализа комментируемой статьи обратим внимание на то, что обозначенные в ней требования к ведению реестра членов саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности как составной части системы обеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с нормами ч. 6.1 ст. 55.19 Кодекса могут стать предметом внеплановой проверки Ростехнадзора. Негативный результат такой проверки с учетом общих правил ч. 5 ст. 22 ФЗ о СРО может повлечь применение соответствующих санкций в соответствии с положениями ч. 7 ст. 55.19 вплоть до исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.