ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2166
Скачиваний: 1
Обозначим особенности комментируемого правового института государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, которыми представляются:
- осуществление Ростехнадзором государственного надзора согласно с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по двум основаниям плановых и трем основаниям внеплановых проверок (см. ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи);
- установление предмета государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности;
- определение перечня трех специальных оснований для решения вопроса о проведении внеплановой проверки саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности (поступление соответствующего уведомления (обращения или заявления), несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, отсутствие компенсационного фонда, необеспечение доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов);
- срок проведения проверки (10 и 20 дней в порядке мотивированного исключения);
- обязанность саморегулируемой организации представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- установление оснований обращения Ростехнадзора в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Органом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), основными регламентирующими документами (с учетом комментируемого Кодекса) которой являются:
- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
- ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
- Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. N 370 "Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 июня 2011 г. N 271 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Разграничение надзорных полномочий в градостроительной сфере регламентировано в соответствии с требованиями п. п. 6 - 8 Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54:
1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 комментируемого Кодекса;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в п. 5.1 ст. 6 комментируемого Кодекса, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
При этом государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 настоящего Кодекса извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Следует отметить, что все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора (см. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора" (РД-11-03-2006)).
2. Положениями ч. 2 комментируемой статьи законодатель обозначил предмет (цель) проведения проверок деятельности саморегулируемой организации, включающий требования комментируемого Кодекса и других федеральных законов (например, Федеральные законы "О техническом регулировании", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и др.).
3. Требования ч. 3 комментируемой статьи включают два основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок (истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки). Таким образом, установлены правило первой плановой проверки и периодичность последующих плановых проверок.
4. Рассматриваемые нормы определяют три вида оснований проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации, которыми являются:
- проведение контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок ее деятельности;
- обращения и заявления юридических и физических лиц, информация органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, а также средств массовой информации о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом (см. ст. ст. 55.2, 55.5 - 55.8 Кодекса), другими федеральными законами;
- приказ (распоряжение) Ростехнадзора согласно поручению Президента РФ, Правительства РФ или требованию прокурора.
Как обозначено в п. 56 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. N 370, указанные обращения рассматриваются в порядке, установленном ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан". При этом основаниями проведения проверки являются:
- поручения Президента РФ, Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- поступление на Службу, территориальный орган Службы обращений и заявлений юридических лиц, физических лиц, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством РФ;
- истечение срока исполнения саморегулируемой организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований.
5. В правилах комментируемой части законодатель установил перечень трех специальных оснований для решения вопроса о проведении внеплановой проверки саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности (поступление соответствующего уведомления (обращения или заявления), несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, отсутствие компенсационного фонда, необеспечение доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов).
В ч. 6 комментируемой статьи обозначены два срока проведения проверок (10 и 20 дней в порядке мотивированного исключения).
6. В положениях ч. 7 настоящей статьи установлены три основания для обращения Ростехнадзора в арбитражный суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Таким образом, как обозначено в п. 46 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. N 370, проверка завершается:
- составлением и вручением саморегулируемой организации акта проверки;
- выдачей саморегулируемой организации предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ;
- составлением протоколов об административных правонарушениях в отношении саморегулируемой организации;
- подготовкой и направлением материалов проверки в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Следует отметить, что обращение в арбитражный суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций реализует общее правило ч. 5 ст. 22 ФЗ о СРО, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям федерального законодательства, если выявленные нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
7. В соответствии с положениями ч. 8 рассматриваемой статьи установлена обязанность саморегулируемой организации представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций (о полномочиях Ростехнадзора в области градостроительной деятельности, в том числе нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность, см. комментарии к ч. 1 настоящей статьи).
Представляется, что неисполнение указанной обязанности саморегулируемой организации может стать поводом к обращению Ростехнадзора в арбитражный суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 рассматриваемой статьи).
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
Комментарий к статье 55.20
1. По общим правилам саморегулирования ст. 24 ФЗ о СРО:
- саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
- ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам;
- решение об участии саморегулируемой организации в ассоциации (союзе) саморегулируемых организаций принимается общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее уставом;
- членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) функции по разработке единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), функции по разрешению споров в третейском суде, профессиональному обучению и аттестации работников членов саморегулируемых организаций, сертификации произведенных ими товаров (работ, услуг), а также по раскрытию информации;
- уставом ассоциации (союза) саморегулируемых организаций может быть предусмотрена дополнительная имущественная ответственность ассоциации (союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций, участвующих в деятельности ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, за счет средств компенсационного фонда, формируемого такими саморегулируемыми организациями;
- саморегулируемые организации могут быть членами торгово-промышленных палат в соответствии с законодательством РФ о торгово-промышленных палатах.
Общие положения о создании союзов некоммерческих организаций регламентированы положениями ст. ст. 11 и 12 ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым некоммерческие организации могут добровольно объединяться в союз некоммерческих организаций, который также является некоммерческой организацией. При этом члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
В положениях комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы создания и функционирования национальных объединений саморегулируемых организаций, которые по своему правовому содержанию являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства.
Особенностями национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности в положениях рассматриваемой статьи обозначены:
- объединение саморегулируемых организаций на основе императивного условия обязательного членства;