Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И наконец, пятой мерой дисциплинарного воздействия является исключение из членов саморегулируемой организации.

3. Часть 3 рассматриваемой статьи включает особенности правового механизма приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ.

Такими особенностями законодатель обозначил:

- возможность приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, если владельцем этого свидетельства не соблюдаются требования документов трех категорий (технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций);

- период приостановления действия устанавливается на время устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней;

- обязанность нарушителя в период приостановления действия свидетельства о допуске самостоятельно выполнять только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений, а также уведомить саморегулируемую организацию об устранении выявленных нарушений;

- обязанность саморегулируемой организации в течение десяти рабочих дней со дня уведомления осуществить проверку результатов устранения выявленных нарушений и принять решение о возобновлении действия свидетельства о допуске либо об отказе в таком возобновлении с указанием причин принятия этого решения.

4. В соответствии с рассматриваемыми положениями принятое саморегулируемой организацией решение о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение, что реализует общее правило саморегулирования, установленное нормами ст. 11 ФЗ о СРО, согласно которой любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством РФ возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.


Статья 55.16. Компенсационный фонд саморегулируемой организации


Комментарий к статье 55.16


1. Об особенностях страхования членами саморегулируемой организации рисков, связанных с работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, см. комментарии к п. 3 ч. 12 ст. 55.5 Кодекса.

О трех конкретизированных обязательных требованиях, предъявляемых к статусу саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, в том числе материальном критерии обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами наличием соответствующего компенсационного фонда, см. комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.


Отметим, что обязательное условие о минимальном размере компенсационного фонда саморегулируемой организации действует, если такая организация самостоятельно установила в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.5 требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

Основы правового регулирования формирования и функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации регламентированы положениями п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 10 ч. 1 ст. 7 и ст. 13 ФЗ о СРО.

Объемные положения комментируемой статьи устанавливают особенности создания и функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, к которым следует относить:

- обязанность саморегулируемой организации нести в пределах средств фонда субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 Кодекса;

- запрет освобождения члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации;

- определение исчерпывающего перечня четырех случаев выплаты из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;

- условия размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях (срок возврата средств из указанных активов десять рабочих дней);

- условия пополнения компенсационного фонда при осуществлении выплат из него средств саморегулируемой организации в соответствии со ст. 60 настоящего Кодекса (см. ч. 5 настоящей статьи);

- определение пяти категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации;

- определение шести категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства;

- порядок использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Основы правового регулирования субсидиарной ответственности регламентированы положениями ст. 399 ГК РФ, согласно которой субсидиарной является ответственность лица, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При этом, во-первых, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Во-вторых, лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, то привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.


Следует отметить, что согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный п. 1 ст. 399 порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи устанавливают запрет на освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации.

Согласно общими правилами ч. 14 ст. 13 ФЗ о СРО взыскание требований по любым обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Говоря об обязательности взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, обратим внимание на письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/207, в котором по вопросу подтверждения внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации сообщается, что с учетом норм п. 1 ст. 252, подп. 29 п. 1 ст. 264, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ подтвердить осуществленные расходы о внесении взносов в компенсационный фонд организация может следующими документами:

- копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;

- платежными поручениями на перечисление взносов;

- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.

3. В рассматриваемой части в продолжение норм о "неприкасаемом" характере компенсационного фонда также обозначен запрет на осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением исчерпывающего перечня из четырех случаев:

1) исполнение требований ч. ч. 4 и 5 ст. 3.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ в части возврата бывшему члену саморегулируемой организации уплаченных им взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если соблюдаются три обозначенных условия, в том числе о том, что виды работ, указанные в свидетельстве о допуске, до 1 августа 2010 г. были исключены из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;


2) возврат ошибочно перечисленных средств;

3) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера в соответствии с нормами ч. 4 настоящей статьи, а также общими правилами ч. ч. 5 - 12 ст. 13 ФЗ о СРО;

4) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности в порядке ч. 1 комментируемой статьи в целях возмещения вреда и погашения судебных издержек.

4. Положения ч. 4 комментируемой статьи конкретизируют общие правила ч. ч. 5 - 11 ст. 13 ФЗ о СРО о функционировании компенсационного фонда саморегулируемой организации, согласно которым:

- размещение и инвестирование средств компенсационного фонда осуществляются через управляющие компании;

- специализированный депозитарий на основании договора об оказании услуг осуществляет контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда согласно принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларации;

- доход от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда;

- заключение договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием осуществляется по результатам конкурса согласно порядку, установленному внутренними документами саморегулируемой организации;

- в объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда;

- в государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда;

- дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией.

Особенностью функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, согласно рассматриваемым положениям, обозначено, во-первых, обязательное размещение средств этого фонда в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях. Во-вторых, срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней.

5. Правила ч. 5 настоящей статьи включают условия пополнения компенсационного фонда при осуществлении выплат из него средств саморегулируемой организации в соответствии со ст. 60 Кодекса (при возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).


Так, законодателем установлена обязанность виновного члена (бывшего члена) и других членов саморегулируемой организации пополнить компенсационный фонд с учетом минимального размера в порядке п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Кодекса, если его средствами осуществлена выплата на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом внесение взноса в компенсационный фонд должно быть обеспечено в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат, а порядок и размеры взносов устанавливаются уставом саморегулируемой организации.

Так, например, в соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 Положения о компенсационном фонде саморегулируемой организации "Региональное некоммерческое партнерство "Содружество строителей Республики Татарстан" <30>:

--------------------------------

<30> URL: http://sros-rt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=88&Itemid=89


1) средства компенсационного фонда, потраченные в целях размещения средств компенсационного фонда партнерства, в целях его сохранения и увеличения его размера (подп. 2 п. 4.2 Положения) подлежат восполнению за счет виновного члена партнерства (бывшего члена партнерства). Незамедлительно при осуществлении соответствующей выплаты предъявляется требование о восполнении средств компенсационного фонда виновному лицу, и предпринимаются все необходимые действия для взыскания соответствующих средств, в том числе в судебном порядке;

2) при уменьшении размера компенсационного фонда ниже минимального исполнительный орган партнерства - Президент информирует об этом членов коллегии партнерства и вносит предложения о восполнении средств компенсационного фонда за счет взносов членов партнерства. Решение о дополнительных взносах в компенсационный фонд с целью его восполнения принимает коллегия партнерства. В решении коллегии партнерства должны быть указаны:

- причина уменьшения размера компенсационного фонда ниже минимального;

- размер дополнительного взноса в компенсационный фонд с членов партнерства;

- срок, в течение которого должны быть осуществлены взносы в компенсационный фонд;

- меры для предотвращения в последующем сбора дополнительных взносов в компенсационный фонд партнерства.

Обратим внимание на инструктивное письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 03-03-06/4/108, в котором указывается, что доходы саморегулируемой организации, являющейся в соответствии с ФЗ о СРО некоммерческой организацией, от размещения на депозитном счете средств компенсационного фонда не отнесены НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В связи с этим доходы, полученные от размещения на депозитном счете средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.