Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обязанность согласно ч. 3.1 ст. 52 Кодекса в установленных случаях иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства;

- обязанность подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство, а также обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев (см. ч. 4 ст. 52 Кодекса);

- обязанность в порядке ч. 5 ст. 52 Кодекса заблаговременного направления в органы государственного строительного надзора установленного перечня документов и извещения о начале работ, подлежащих государственному строительному надзору согласно ст. 54 Кодекса;

- обязанность приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и известить об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, органы, согласно ст. 37 ФЗ "Об объектах культурного наследия" (см. ч. 8 ст. 52 Кодекса);

- обязанность осуществления установленных мероприятий строительного контроля с возможностью привлечения лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (см. ст. 53 Кодекса).

В число прав входят:

- право привлекать по договору иных лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства, при выдаче разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции (см. ч. 3.2 ст. 52 Кодекса);

- право застройщика подачи заявления на продление срока действия разрешения на строительство не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения (см. ч. 20 ст. 51 Кодекса);

- право лично осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (либо привлекать по договору иное лицо) с обязанностями организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и отвечать за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (см. ч. 3 ст. 52 Кодекса);

- право застройщика по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (см. ч. 3 ст. 48 Кодекса);

- право оспаривания отрицательного заключения государственной экспертизы в судебном порядке или повторного направления проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений (см. ч. 10 ст. 49 Кодекса);


- право направления проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 50 Кодекса);

- право получения разрешения на строительство для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта (см. ч. ч. 1, 7 и 9 ст. 51 Кодекса);

- право оспаривания отказа в выдаче разрешения на строительство в судебном порядке (см. ч. 14 ст. 51 Кодекса);

- право организовывать строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства по договору (выдача заданий, доступ на территорию объекта, осуществление строительного контроля и др.) (см. ч. 6 ст. 52 Кодекса);

- право внесения изменений в проектную документацию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 7 ст. 52 Кодекса);

- право получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с предоставлением в уполномоченный орган в сфере градостроительной деятельности установленного перечня документов и постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (см. ч. ч. 2, 3 и 10 ст. 55 Кодекса);

- право оспаривания согласно ч. 8 ст. 55 Кодекса отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в судебном порядке;

- право участия согласно ч. 8 ст. 62 Кодекса в качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред.

Полномочия застройщика (заказчика) в части обеспечения безопасности зданий (сооружений) регламентированы положениями ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" и включают, например:

- право самостоятельно определять, в соответствии с каким из указанных требований, подходов национальных стандартов и сводов правил будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения (см. ч. 3 ст. 6 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений");

- обязанность осуществления оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации путем его подписания.

Следует отметить, что 16 августа 2011 г. вступил в действие Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства", согласно п. 7 ст. 1 которого законодательно закреплен правовой институт банкротства застройщиков (см. параграф 7 гл. IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Субъектами этой нормы в ст. 201.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обозначены:


1) застройщик, лицо, привлекающее денежные средства и (или) имущество участников строительства, - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования;

2) участник строительства - физическое лицо, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.

17. Об основах правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в сфере теплоснабжения см. комментарий к ст. ст. 55.1 - 55.23 гл. 6.1 Кодекса.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере градостроительных отношений согласно ч. 4 ст. 4 Кодекса является составной частью законодательства о градостроительной деятельности и в соответствии с п. 3 ст. 6 Кодекса составляет сферу технического регулирования в области градостроительной деятельности, которая входит в круг полномочий органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности.

В соответствии с комментируемой дефиницией особенностями саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются:

- наличие статуса некоммерческой организации;

- регистрация в государственном реестре саморегулируемых организаций;

- членство индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

В соответствии с правилами Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - ФЗ о СРО):

- некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (см. ч. 6 ст. 3 ФЗ о СРО);

- некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, не вправе использовать в своих учредительных и иных документах, а также при осуществлении своей деятельности слова "саморегулируемая", "саморегулирование" и производные от слова "саморегулирование" (см. ч. 13 ст. 20 ФЗ о СРО);

- некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, либо с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации (см. ч. 3 ст. 21 ФЗ о СРО).


В качестве особенностей саморегулирования в градостроительной сфере согласно положениям Кодекса можно выделить:

1) обязательное наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по:

- инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. ч. 2 ст. 47 Кодекса);

- подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 48 Кодекса);

- организации подготовки проектной документации, если такие работы включены в установленный в ч. 4 ст. 55.8 Кодекса перечень (см. ч. 5.1 ст. 48 Кодекса);

- строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. ч. 2 ст. 52 Кодекса);

- организации строительства, если такие работы включены в установленный в ч. 4 ст. 55.8 Кодекса перечень (см. ч. 3.1 ст. 52 Кодекса);

2) установление в порядке ч. 4 ст. 55.8 Кодекса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с определением видов работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно и с привлечением работников, а также с учетом особенностей выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов, см. Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 и письмо Минрегиона России от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08).

18. Согласно нормам подп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ комментируемая статья дополнена определениями объектов федерального, регионального и местного значения.

Различные правовые режимы объектов капитального строительства перечислены в комментарии к п. 10 ст. 1 Кодекса.

Особенностями объектов федерального значения согласно комментируемой дефиниции обозначены:

- два вида объектов (капитального строительства и территории);

- целевое назначение (являются средством реализации полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ к ведению РФ, органов государственной власти РФ);

- функциональные возможности (оказание существенного влияния на социально-экономическое развитие РФ);

- отображение сведений в документах территориального планирования РФ (см. ст. 10 Кодекса);

- установление 5 категорий объектов федерального значения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Кодекса;

- определение видов объектов федерального значения Правительством РФ и Президентом РФ.


Отметим, что конкретизация комментируемого термина обусловлена частым применением его в Кодексе. Так, объекты федерального значения составляют правовые нормы ст. ст. 12, 13, 16, 21, 23, 25, 27, 33, 42, 43 и 45 Кодекса.

Необходимо добавить, что в соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ до утверждения Президентом РФ, Правительством РФ видов объектов федерального значения схемы территориального планирования РФ могут включать в себя карты планируемого размещения следующих объектов федерального значения:

1) объекты энергетики;

2) объекты обороны страны и безопасности государства;

3) объекты федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильные дороги федерального значения;

4) объекты высшего профессионального образования;

5) объекты здравоохранения.

19. Особенностями объектов регионального значения согласно комментируемой дефиниции обозначены:

- два вида объектов (капитального строительства и территории);

- целевое назначение (являются средством реализации полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ);

- функциональные возможности (оказание существенного влияния на социально-экономическое развитие субъекта РФ);

- отображение сведений в документах территориального планирования субъекта РФ (см. ч. 3 ст. 14 Кодекса);

- установление 6 категорий объектов федерального значения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 Кодекса;

- определение видов объектов регионального значения законом субъекта РФ.

Конкретизация комментируемого термина обусловлена частым применением его в Кодексе. Так, объекты регионального значения составляют правовые нормы ст. ст. 14, 16, 17, 21, 23, 25, 27, 33, 42, 43, 45 и ч. 3 ст. 63 Кодекса.

Следует отметить, что в порядке норм ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ до утверждения законами субъектов РФ видов объектов регионального значения схемы территориального планирования субъектов РФ могут включать в себя карты планируемого размещения объектов регионального значения, необходимых для осуществления установленных федеральными законами и законами субъектов РФ полномочий субъектов РФ, в том числе:

1) объектов транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

2) объектов образования;

3) объектов здравоохранения;

4) объектов физической культуры и спорта.

20. Особенностями объектов местного значения (объектов капитального строительства местного значения) согласно комментируемой дефиниции обозначены: