Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2646

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 4.2. О том, как следует определять весь набор полномочий органов публичной власти в ситуации, когда ГрК РФ от 29.12.04 именует в главе 2 не все полномочия, а только часть


Весь набор полномочий каждого уровня публичной власти определяется по совокупности полномочий, определенных как в главе 2, так и в иных главах ГрК РФ от 29.12.04. Так, полный набор полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется списком из следующих 15 позиций:

1) принятие в соответствии с законами Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, иных актов в области градостроительной деятельности в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) согласование проектов документов территориального планирования Российской Федерации, подготовленных применительно к территории субъектов Российской Федерации;

3) согласование проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, в части соблюдения интересов субъектов Российской Федерации;

4) подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, а также планов реализации схем территориального планирования субъектов Российской Федерации;

5) определение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации посредством законов субъектов Российской Федерации состава, порядка подготовки схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

6) подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными схемами территориального планирования субъектов Российской Федерации;

7) определение посредством законов субъектов Российской Федерации состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, а также утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

8) определение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации посредством законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации состава, порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состава, порядка подготовки планов реализации таких документов;

9) согласование документов территориального планирования муниципальных образований в части соблюдения решений схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, документации по планировке территории, соблюдения иных интересов субъектов Российской Федерации;


10) определение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации посредством законов субъектов Российской Федерации состава и порядка деятельности образуемых органами местного самоуправления комиссий по подготовке правил землепользования и застройки;

11) определение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации посредством законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации состава и содержания проектов документации по планировке территории, подготавливаемых на основе документов территориального планирования муниципальных образований;

12) определение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации посредством законов субъектов Российской Федерации случаев, когда не требуется выдачи разрешений на строительство, помимо случаев, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

13) определение в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации и в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации порядка выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или на которые градостроительные регламенты не устанавливаются;

14) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, применительно к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, за исключением объектов атомной энергии, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, объектов обороны и безопасности, опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений и законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, линий связи и линейно-кабельных сооружений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о связи; объектов, сведения о которых составляют государственную тайну; особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, государственный строительный надзор применительно к которым осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

15) установление порядка расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения; объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания; объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения; объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами.



Вопрос (5) о требовании, согласно которому

Градостроительный кодекс Российской Федерации

якобы должен был предусмотреть формирование системы

уполномоченных органов, ответственных за разработку

и реализацию государственной и муниципальной политики

в области градостроительной деятельности, но не сделал этого


Этот вопрос стал наиболее болезненным для отдельных представителей профессионального сообщества специалистов градостроительного проектирования. Однако, на наш взгляд, в существе вопроса противники ГрК РФ от 29.12.04 до конца не разобрались. Они, например, утверждали и продолжают утверждать, что новый Кодекс ликвидировал всю систему институтов, гарантирующих обществу профессионализм градостроительных решений. Но если ГрК РФ от 29.12.04 что-то ликвидировал, то, значит, ГрК РФ от 07.05.98 это "что-то" содержал? Так, спрашивается, определял ли ГрК РФ от 07.05.98 систему институтов, которую ликвидировал ГрК РФ от 29.12.04? И еще на один вопрос необходимо ответить, чтобы расставить все точки над "i": как ГрК РФ от 29.12.04 в контексте новейшего российского законодательства определяет "формирование системы уполномоченных органов, ответственных за разработку и реализацию государственной и муниципальной политики в области градостроительной деятельности"?


Вопрос 5.1. О том, определял ли ГрК РФ от 07.05.98 систему институтов, которую ликвидировал ГрК РФ от 29.12.04


Отличие ГрК РФ от 29.12.04 от ранее действовавшего ГрК РФ от 07.05.98 в части определения полномочий органов публичной власти состоит только в одном, но весьма примечательном и важном обстоятельстве. ГрК РФ от 29.12.04 делает только один шаг, определяя и адресуя полномочия в области градостроительной деятельности соответствующим уровням публичной власти - органам государственной власти Российской Федерации (ст. 6), органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7) и органам местного самоуправления (ст. 8), и не делает следующего шага - не дает наименований (имен собственных) конкретным органам в составе указанных органов публичной власти, которые непосредственно должны быть уполномочены на осуществление градостроительной деятельности, и не определяет полномочия именно этих органов, так сказать, "органов второго эшелона" публичной власти.

ГрК РФ от 07.05.98 сделал два шага. Во-первых, в отдельной главе III определены полномочия в области градостроительной деятельности и адресованы соответствующим уровням публичной власти - органам государственной власти Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации (ст. 21), органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 22) и органам местного самоуправления; эти полномочия определены как "предметы ведения" (ст. 23). Во-вторых, в отдельной главе IV не только даны конкретные наименования (имена собственные) органам публичной власти второго эшелона, уполномоченным на осуществление градостроительной деятельности: "органы архитектуры и градостроительства", но и определены их конкретные полномочия на каждом уровне публичной власти.


Значит, адресуемый ГрК РФ от 29.12.04 упрек в части ликвидации системы органов может относиться только к тому, что новый Градостроительный кодекс, в отличие от прежнего, не сделал второго шага - не дал имен собственных органам, уполномоченным на осуществление градостроительной деятельности (органы архитектуры и градостроительства), и не специфицировал для этих органов второго эшелона полномочий, конкретизирующих полномочия органов публичной власти первого эшелона.

Спрашивается, почему ГрК РФ от 07.05.98, в отличие от ГрК РФ от 29.12.04, смог сделать этот "второй шаг" и был ли он сделан в действительности?

Изначально в Конституции Российской Федерации 1993 г. были установлены следующие нормы, однозначно толкующие то, что федеральное законодательство не должно определять структуру федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

- "в ведении Российской Федерации находятся: ...установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти" (ст. 71);

- "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом" (ч. 1 ст. 77);

- "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (ст. 12);

- "структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно" (ч. 1 ст. 131).

Таким образом, ГрК РФ от 07.05.98, делая второй шаг, называя именами собственными органы архитектуры и градостроительства и определяя полномочия этих органов, изначально не соответствовал положениям Конституции РФ.

Позднее указанные выше положения Конституции были закреплены в базовых федеральных законах, касающихся разграничения полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в ст. 17 устанавливает, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 37 предусматривает, что структура местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.


Таким образом, необходимо признать следующее.

1. На самом деле ГрК РФ от 07.05.98 не имел права делать второй шаг. Поскольку он все-таки был сделан как номинальное действие в виде размещения соответствующих словосочетаний в законе, ГрК РФ от 07.05.98 изначально вошел в противоречие с Конституцией РФ. Факт номинального наличия указанных имен собственных в ГрК РФ от 07.05.98 являлся правовым фантомом, с ним не могли быть связаны никакие юридические последствия, и по формально-юридическим признакам он не был правомочен предопределять административные действия на практике.

2. ГрК РФ от 29.12.04 не имел возможности делать второй шаг, и этот шаг не был сделан, то есть не было допущено противоречие Конституции РФ.

Факт отсутствия в ГрК РФ от 29.12.04 имен собственных совсем не означает упразднения органов архитектуры и градостроительства. Напротив, ГрК РФ от 29.12.04, конкретизируя и расширяя объем полномочий органов публичной власти в сфере градостроительной деятельности, устанавливая последствия за бездействие в этой области, повышает значимость и актуальность деятельности указанных органов. Об этом более определенно и предметно будет говориться далее применительно к различным проблемным вопросам градостроительной деятельности.

Теперь необходимо разобраться в том, что такое система органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности. Для начала постараемся понять, как этот вопрос решался в ГрК РФ от 07.05.98, а затем обратимся к ГрК РФ от 29.12.04.


Вопрос 5.2. О том, что такое система органов исполнительной власти в области градостроительной деятельности, в изложении ГрК РФ от 07.05.98


Следует отметить важные положения, которые выявляются в результате анализа текста ст. 24 ("Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности") ГрК РФ от 07.05.98. Приведем этот текст:

"1. В состав органов исполнительной власти Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности входят:

федеральный орган архитектуры и градостроительства;

органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации (территориальные органы архитектуры и градостроительства);

органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.

2. Федеральный орган архитектуры и градостроительства и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

3. Органы архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований (местные органы архитектуры и градостроительства) образуются по решению органов местного самоуправления и организуют свою работу в соответствии с уставами муниципальных образований".