Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2650

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) организует и проводит конкурсы на размещение государственных заказов, заключает государственные контракты с победителями конкурсов на разработку проектной документации объектов капитального строительства, а также на строительство объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации;

8) обеспечивает подготовку градостроительных планов земельных участков в случаях, когда:

применительно к соответствующим землям не устанавливаются градостроительные регламенты и при этом в соответствии со схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации и подготовленной в соответствии с этой схемой документацией по планировке территории в установленном порядке принято решение о размещении объектов для государственных нужд субъекта Российской Федерации;

действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также на земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, на которых расположены линейные объекты;

9) выдает разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, определенных пунктом 8 части 6 настоящей статьи;

10) обеспечивает опубликование документов и документации, утверждаемых органами государственной власти... области, а также передачу таких документов и такой документации в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов в субъекте Российской Федерации;

11) в соответствии с законодательством и в необходимых случаях подготавливает и представляет на утверждение в установленном порядке проекты соглашений о передаче осуществления части полномочий в области градостроительной деятельности;

12) подготавливает предложения и представляет на утверждение в установленном порядке проекты программ об организационном, финансовом, методическом содействии органам местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации в регулировании градостроительной деятельности при подготовке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, организации функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

13) подготавливает и распространяет методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации по подготовке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, организации функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;


14) осуществляет государственный строительный надзор уровня субъекта Российской Федерации;

15) осуществляет рассмотрение дел об административных нарушениях требований законодательства субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности;

16) выполняет иные функции в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, Положением о Главном управлении архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации".


Вопрос 5.5. О психологической притягательности ГрК РФ от 07.05.98 для профессионалов-градостроителей в части наличия в нем наименований органов архитектуры и градостроительства


Такая психологическая притягательность объяснялась тем, что наличие наименования "органы архитектуры и градостроительства" якобы гарантировало существование органов с таким наименованием и спасало эти органы перед лицом, например, "несведущих" глав субъектов РФ, муниципальных образований.

Концептуальный подход к полномочиям, заложенный в ГрК РФ от 29.12.04, состоит в следующем:

1. Устанавливаются все без исключения полномочия в области градостроительной деятельности для всех уровней публичной власти. В этом отношении ГрК РФ от 29.12.04 инициировал внесение изменений в соответствующие Федеральные законы ("Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

2. Устанавливаются правовые последствия и сроки их наступления в случае неисполнения публичной властью предписанных ей ГрК РФ от 29.12.04 полномочий-обязанностей. Таких последствий ранее действовавший ГрК РФ от 07.05.98 не устанавливал.

Как оценить эту новую правовую реальность? Только таким образом, что повышается востребованность услуг профессионалов-градостроителей, значимость их деятельности, без которой публичная власть уже более не сможет обходиться.

ГрК РФ от 29.12.04 и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" фактически завершают предшествующий этап, делая далее невозможной ситуацию неопределенности, когда применительно к документам градостроительного проектирования система федерального законодательства как бы говорила публичной власти: хочешь - делай, не хочешь - не делай. Теперь надо будет делать.

Причина такой двойственности применительно к подготовке документов градостроительного проектирования (хочешь - делай, не хочешь - не делай) в значительной мере определялась и будет еще некоторое время определяться так называемыми процедурами предварительного согласования мест размещения объектов строительства, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации. Эти процедуры характеризуются двумя примечательными особенностями.


1. Они удобны и взаимовыгодны как для администраций, так и для заявителей - будущих застройщиков. Они выведены из системы публичного рассмотрения, ориентированы на приватные переговоры, позволяют сочетать натуральные выплаты (квартирами) и денежные при отсутствии прозрачности таких выплат. Кроме того, эти процедуры повышают значимость и политический вес должностных лиц, причастных к принятию индивидуальных, неподконтрольных общественности решений. Для вовлеченных в этот процесс лиц факт удобности и взаимовыгодности психологически является более значимым по сравнению с другим фактом, который этими лицами затушевывается и который состоит в том, что соответствующие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут на продолжительное время "резервироваться", то есть выводиться из оборота, не принося в бюджеты соответствующих доходов. Это происходит потому, что время между принятием решения о согласовании места размещения объекта и принятием решения о предоставлении "обещанного" конкретному лицу земельного участка может составлять три года с возможностью продления этого строка. Очевидно, что такие процедуры способствуют монополизму, формированию неформальных партнерств между администрациями и приближенными к ним структурами, с подавлением конкуренции, вытеснением иных претендентов на участие в строительном бизнесе со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, включая коррупцию, неоправданное повышение цен на строительную продукцию и пр.

2. Эти процедуры могут выполняться при отсутствии документов, системно организующих территорию: генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, - и в отличие от "индивидуально-точечных" и внесистемных процедур предварительного согласования места размещения объекта строительства часто являются "невыгодными", поскольку требуют "напряжения" в части подготовки и публичного предъявления продуманной политики развития территорий, затрат средств на оплату услуг профессионалов-градостроителей и не сулят немедленной отдачи.

Понятно, что при "выгодности" индивидуальных процедур, практикуемых по каждому отдельному случаю, и "невыгодности" системных действий по подготовке документов градостроительного проектирования, которые при этом еще и не являются обязательными, последние просто отодвигаются "на потом", а потом о них и вовсе забывают.

Процедура предварительного согласования места размещения объекта строительства фактически стала троянским конем, разрушающим систему градостроительного проектирования. ГрК РФ от 29.12.04 и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" останавливают это разрушение. В частности, это достигается путем введения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нормы, согласно которой с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.


Парадокс дискуссии о ликвидации ГрК РФ от 29.12.04 административной системы органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности, состоит в том, что ее инициаторы, с одной стороны, опираются на зыбкие иллюзорные основания при нежелании понять принципиальную невозможность существования такой административной системы в федеративном государстве, а с другой - не замечают подлинных причин принижения статуса профессиональной градостроительной деятельности. Именно этими причинами, имеющими прежде всего законодательные "корни", объясняется невостребованность и необязательность этой деятельности в последнее время.

ГрК РФ от 29.12.04 вводит законодательные основания для коренного изменения ситуации, но одновременно обозначает болевые точки, слабые места и открыто ставит для решения проблемные вопросы в части, например, усиления органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности, появления новых вызовов и возможности профессионального сообщества градостроителей ответить на эти вызовы.


Вопрос 5.6. Об опасениях в части возможной ликвидации органов архитектуры и градостроительства на местах


Этот вопрос также адресуется ГрК РФ от 29.12.04 в том смысле, что последний якобы способствует ликвидации органов архитектуры и градостроительства. Логика таких обвинений проста и наивна: по факту отсутствия наименования органов архитектуры и градостроительства в федеральном законе главы местных администраций воспринимают это как сигнал к упразднению указанных органов. Тут правомерно спросить, в чей адрес выдвигается это обвинение - в адрес Кодекса или в чей-либо другой? Кодексу такое обвинение может выдвигаться лишь вопреки элементарной логике. Противоречие состоит в следующем:

1) выше был с предельной ясностью показан тот очевидный факт, что специальный федеральный закон, в данном случае ГрК РФ от 29.12.04, не может вторгаться в полномочия соответствующих органов публичной власти, давая конкретные наименования (имена собственные) органам, уполномоченным осуществлять какую-либо деятельность, включая градостроительную;

2) ГрК РФ от 29.12.04, в отличие от ГрК РФ от 07.05.98, превращает градостроительную деятельность публичной власти из факультативной в обязательную в том смысле, что впервые закон устанавливает последствия за неисполнение этой деятельности и тем самым побуждает действовать, определяет необходимость и значимость органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности (хотя и не называет их именами собственными).

Иногда высказывается модифицированная версия того же самого обвинения: ГрК РФ от 29.12.04 ориентирует на упразднение соответствующих органов не сразу, но последовательно, по частям. Под этим подразумевается, что, по мере того как будут подготовлены генеральные планы, правила землепользования и застройки, необходимость в органах, регулирующих градостроительную деятельность, отпадет, и они с неизбежностью будут упразднены. При этом ненамеренно или намеренно упускаются из виду принципиальные новшества, введенные ГрК РФ от 29.12.04.


1. Генеральные планы, правила землепользования и застройки - это не одноразовые акции и документы, которые, однажды подготовив, можно будет положить на полку и забыть о них (что часто происходило прежде). Это документы постоянного действия, в которые могут и должны периодически вноситься изменения и дополнения. В том числе в части постоянно действующих и периодически обновляемых планов реализации документов территориального планирования, которые среди прочего должны предусматривать и подготовку документации по планировке территории применительно к различным элементам планировочной структуры соответствующих территорий. Кроме того, эти документы носят открытый и публичный характер как на стадии их подготовки и согласования, так и на стадии постоянного каждодневного использования. Потребителями этих документов являются уже не только и не столько административные органы, но и все граждане, все правообладатели недвижимости, интерес которых к этим документам (в том числе и в части контроля за их исполнением) будет не отвлеченно-абстрактным, а вполне конкретным, имущественным. Документы эти всегда доступны, поскольку размещены в Интернете и в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности. Иными словами, они находятся в сфере постоянного поддержания, а также в сфере общественных и частных интересов, что по необходимости сопрягается с постоянной деятельностью органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности, а также с контролем со стороны общественности за деятельностью не только этих органов, но и администрации в целом.

2. Изменяется содержание и статус таких важных и постоянно применяемых на практике документов, как разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Смысл таких разрешений - в проверке на соответствие градостроительным планам земельных участков проектной документации, а также построенных, реконструируемых объектов. Технология такого постоянно осуществляемого в городах и иных населенных пунктах процесса предполагает, что такие разрешения от имени органов местного самоуправления будут выдавать органы, уполномоченные в области градостроительной деятельности.

Если вспомнить указанные обстоятельства и новшества ГрК РФ от 29.12.04, то станет очевидным, что новый Кодекс в гораздо большей степени, чем прежний, "напрягает" публичную власть в том отношении, что повышает ее ответственность перед избирателями за организацию и регулирование градостроительной деятельности. Понятно, что нести эту ответственность абсолютно невозможно при отсутствии органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности.


Вопрос (6) о том, что Градостроительным кодексом

Российской Федерации не установлены квалификационные

требования к должностным лицам, а также физическим