Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2744

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 5


Механизмы инициирования действий органов власти

(в соответствии с подпрограммой "Обеспечение земельных

участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного

строительства" Федеральной целевой программы "Жилище"

на 2002 - 2010 годы)


Выполненные и планируемые действия,
принятые документы, решение о
подготовке документов (сведения,
предоставляемые в заявке на
участие в подпрограмме)

Годы направления заявок

2006

2007

2008

2009

2010

1. Проект планировки территории (ППТ)











1.1. Обязательно утвердить ППТ

//










1.2. Наличие утвержденного ППТ

//

//

//








2. Аукционы - предоставление прав на зе-
мельные участки в границах кварталов











2.1. Обязательство утвердить пакет докумен-
тов для аукциона



//
//








2.2. Наличие утвержденного пакета докумен-
тов для аукциона



//
//

//
//

//
//

//
//





2.3. Наличие утвержденного протокола комис-
сии о состоявшемся аукционе







//
//

//
//

//
//

//
//

3. Правила землепользования и застройки
(ПЗЗ)











3.1. Обязательно утвердить план подготовки
ПЗЗ

//
//


//
//








3.2. Наличие утвержденного плана подготовки
ПЗЗ

//
//

//
//

//
//

//
//

//
//






3.3. Обязательство утвердить ПЗЗ





//






3.4. Наличие введенных в действие ПЗЗ







//

//

//

//

4. Программа комплексного развития системы
коммунальной инфраструктуры, плата за
подключение











4.1. Обязательство принять решение о подго-
товке программы

//
//










4.2. Наличие решения о подготовке программы

//

//

//

//







4.3. Наличие утвержденной программы



//

//

//

//

//

//

//

//

4.4. Обязательство по введению платы за
подключение с 1 января 2008 года



//
//

//
//







4.5. Наличие документа об утверждении платы
за подключение



//
//

//
//

//
//

//
//

//
//

//
//

//
//

//
//



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 7 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Вопрос (42) о том, почему ГрК РФ от 29.12.04 упразднил

"государственный градостроительный кадастр", нормы

о котором содержались в ГрК РФ от 07.05.98,

и взамен ввел "информационные системы обеспечения

градостроительной деятельности"


Вопрос 42.1. О соотношении положений ГрК РФ от 29.12.04 и ГрК РФ от 07.05.98 в части правовой логики построения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности


Как определить, имеем ли мы дело с подлинным кадастром или с информационной системой? По двум критериям:

1) за сведения, содержащиеся в кадастре, отвечает орган, ведущий кадастр. Эта ответственность в обязательном порядке является в том числе и имущественной и должна быть обеспечена бюджетом определенного уровня власти;

2) юридическую силу соответствующие документы приобретают только с момента включения их в состав кадастра.

Этим двум обязательным критериям соответствует, например, государственный земельный кадастр (а после принятия соответствующего федерального закона - государственный кадастр объектов недвижимости), но действовавший до 1 июля 2006 года государственный градостроительный кадастр им не соответствовал.

Почему государственный градостроительный кадастр не может считаться подлинным кадастром? В ст. 54 ГрК РФ от 07.05.98 была сформулирована следующая норма: "Вред, причиненный предоставлением недостоверных сведений государственного градостроительного кадастра, возмещается владельцем соответствующих информационных ресурсов". Налицо прямое несоответствие первому обязательному критерию: орган, ведущий государственный градостроительный кадастр, не отвечает за сведения, содержащиеся в нем. У государственного градостроительного кадастра, оказывается, не было ответственного "хозяина" (если бы "хозяин" был, то он бы и отвечал за недостоверные сведения, а не отсылал бы к иным лицам) или, напротив, было много "хозяев" - владельцев. А если хозяев много, то каждый отвечает за свое. Получается, что есть много частей, но нет целого - кадастра.

При анализе норм ГрК РФ от 07.05.98 обнаруживается также несоответствие государственного градостроительного кадастра и второму критерию подлинного кадастра: имеется некая информация, первичность которой определяется не фактом ее появления в таком кадастре, а предшествующим фактом официального утверждения соответствующих документов, которые после этого перенаправляются в кадастр.

Сторонники сохранения словосочетания "государственный градостроительный кадастр", видимо, отдавали себе отчет в том, что такое противоречие имеется, и предлагали обойти его следующим образом: в проекте ГрК РФ от 29.12.04 зафиксировать норму, согласно которой соответствующие документы приобретают юридическую силу только после их регистрации в качестве информационных ресурсов государственного градостроительного кадастра. Если бы такое предложение было реализовано, то это фактически означало бы лишение Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления прав при утверждении документов в области градостроительной деятельности самим определять дату их введения в действие. Очевидно, что лишить органы власти таких прав невозможно.


ГрК РФ от 29.12.04 утвердил четкую схему обязательных действий:

1) каждый орган власти, утверждая документы в области градостроительной деятельности, самостоятельно решает вопрос о дате введения их в действие;

2) утвержденные в установленном порядке документы в области градостроительной деятельности подлежат опубликованию и размещению на соответствующем официальном сайте в сети Интернет;

3) копии документов в области градостроительной деятельности в течение семи дней со дня утверждения должны быть направлены в орган местного самоуправления, применительно к территории которого они подготовлены, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;

4) орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня получения соответствующих документов размещает их в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Определив кадастр как государственный, ГрК РФ от 07.05.98 создал коллизию, содержание которой мы раскроем далее, последовательно рассмотрев особенности правовой конструкции под названием "государственный градостроительный кадастр".

Если кадастр "государственный", то вести его вправе только уполномоченные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но не органы местного самоуправления, которые согласно Конституции Российской Федерации не входят в систему государственной власти. При этом ГрК РФ от 07.05.98 вменял муниципальным образованиям в обязанность вести свои собственные градостроительные кадастры, являющиеся информационной основой для государственных градостроительных кадастров субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 54 ГрК РФ от 07.05.98).

В ситуации фактического наличия трех уровней градостроительного кадастра (градостроительного кадастра Российской Федерации, градостроительного кадастра субъектов Российской Федерации и муниципальных градостроительных кадастров) возникают два вопроса.

Первый - сугубо технологический - об информационном взаимодействии трех уровней кадастров, и он без проблем решается технологическими средствами.

Второй вопрос носит одновременно и содержательный, и формальный характер: где, в каком месте, не обращаясь в другие инстанции, любое лицо может получить всю предельно полную информацию, необходимую для осуществления градостроительной деятельности, которая по необходимости происходит в конкретных точках локального пространства. ГрК РФ от 07.05.98 года не давал ответа на этот вопрос. Такой ответ может появиться только в том случае, если федеральный закон, во-первых, прямо указывает на "единственное место", где собирается вся без исключения информация и откуда она выдается по запросам заинтересованных лиц, и, во-вторых, утверждает обязанность всех субъектов градостроительной деятельности направлять соответствующие документы в это единственное место. Наличие этого единственного места и должно было бы стать тем необходимым условием, которое обеспечивает правовую возможность возникновения градостроительного кадастра. Если такого места нет, то нет и кадастра - он "рассыпается" на несколько частей в разных местах, в которых хотя и собирается информация, но она не может быть полной по причине отсутствия обязанности у субъектов градостроительной деятельности переправлять в такой кадастр всю без исключения информацию по вопросам градостроительной деятельности.


Получается, что ГрК РФ от 07.05.98 сконструировал мнимую, объективно нежизнеспособную систему, которая так и не была создана и не могла быть создана. Поэтому ГрК РФ от 29.12.04 просто обязан был заменить мнимый государственный градостроительный кадастр на реальные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. Печаль и негодование некоторых профессионалов градостроительного проектирования по поводу утраты государственного градостроительного кадастра на самом деле не что иное, как фантомная боль, причиняемая мнимой ампутацией того, чего в действительности не было.


Вопрос 42.2. О мнимой утрате органами государственной власти инструментов и методов информационного обеспечения градостроительной деятельности в связи с новеллами ГрК РФ от 29.12.04


К сказанному выше следует добавить положение принципиальной значимости, которое еще не вполне осознается профессионалами-проектировщиками. ГрК РФ от 29.12.04 не создал "брешей и пустот" в части, например, мнимой утраты органами государственной власти инструментов и методов информационного обеспечения градостроительной деятельности, якобы "передав муниципалитетам все, а государству не оставив ничего". Созданная ГрК РФ от 29.12.04 модель, рассмотренная с позиций интересов и технологии действий органов государственной власти, складывается из следующих компонентов:

1) подготовка документов в области градостроительной деятельности и направление их в архив, ведение которого не упраздняется ГрК РФ от 29.12.04 (поскольку это не является предметом законодательства о градостроительной деятельности) и производится в установленном порядке, и в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, формируемые на муниципальном уровне (в части, относящейся к территориям юрисдикции соответствующих муниципальных образований);

2) использование как своих собственных, так и чужих документов, которые в обязательном порядке направляются в формируемые на муниципальном уровне информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и могут использоваться всеми заинтересованными лицами, при этом уполномоченными органами государственной власти - бесплатно.

Таким образом, технологические возможности регулирования градостроительной деятельности для органов государственной власти не сужаются, а совсем наоборот - расширяются. Такое расширение возможностей происходит по двум причинам. Во-первых, в силу обязательности направления всех документов в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, чего ранее не было и стало возможным благодаря ГрК РФ от 29.12.04. Во-вторых, в силу открытости для всех заинтересованных лиц, включая органы государственной власти, материалов и документов, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Более подробно отмеченные положения применительно к специфике деятельности субъектов Российской Федерации рассмотрены ниже при обсуждении вопроса 44.2.



Вопрос (43) о некоторых особенностях информационных систем

обеспечения градостроительной деятельности


Вопрос 43.1. О том, почему ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должно осуществляться именно на местном уровне


ГрК РФ от 29.12.04 определил, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности ведутся на местном уровне - уровне городских округов и муниципальных районов. Это и есть ответ на вопрос, где, в каком месте любое лицо может получить интересующую его и предельно полную информацию, необходимую для того, чтобы вести градостроительную деятельность, которая в силу своей специфики осуществляется на конкретных земельных участках, на конкретных объектах. Чуть подробнее остановимся на том, почему это так.

В ч. 3 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04 определено, что целью ведения информационных систем является обеспечение деятельности не только органов власти, но и физических и юридических лиц (в качестве последних выступают также юридические лица, представляющие интересы публичной власти). Причем речь идет об обеспечении помимо градостроительной также инвестиционной и иной хозяйственной деятельности данных лиц. Поскольку деятельность физических и юридических лиц осуществляется на местах, им нужна локальная информация, например в виде проектов планировки, дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, включая градостроительные планы отдельных земельных участков, выданные разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и другая подобная информация, привязанная к конкретному месту. Такая информация в виде указанных и иных документов создается только на местах, на уровне органов местного самоуправления и не создается на региональном и тем более федеральном уровне. Кстати, если исходить из того, что целью ведения рассматриваемых информационных систем является обеспечение не только градостроительной, но также инвестиционной и иной хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, то необходимо признать, что, если бы эти системы велись на уровне субъектов РФ, данная цель не была бы достигнута: хозяйствующим физическим и юридическим лицам среди прочего нужна, например, информация о проектируемых границах и характеристиках вновь формируемых земельных участков для предоставления частным лицам, а такой информацией органы государственной власти на региональном уровне не располагают.

Далее, для обеспечения деятельности физических и юридических лиц нужна полная информация. Полная информация будет содержаться в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности только в том случае, если в такие системы будут поступать не только местные документы, но и документы, утвержденные органами публичной власти более высокого уровня - субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, а также документы из других информационных источников. Последние два обстоятельства определяют другие особенности рассматриваемых систем.