Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2655

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержательные основания определяются следующим. Для практического обеспечения текущей градостроительной деятельности, отслеживания ее результатов, подготовки предложений на будущее всегда возникает потребность в работе с исходными документами и материалами путем их трансформации, например объединения нескольких документов в один, снятия избыточной информации путем предъявления из всего массива наличной информации только некоторой части информации, которая является значимой для обсуждения вариантов решений по конкретному вопросу, подготовки разнообразных аналитических материалов, характеризующих динамику происходящих изменений и многое другое.

Итак:

1) в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности в обязательном порядке и безвозмездно поступают первичные документы - копии соответствующих документов, которые в неизменном виде размещаются в этих системах;

2) в информационных системах могут содержаться также вторичные документы и материалы, полученные в результате трансформации первичных документов.

Далее рассмотрим особенности информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с точки зрения:

1) состава содержащихся в них документов и материалов;

2) источников поступления документов и материалов;

3) установления платы за предоставление документов и материалов;

4) определения собственника информационных ресурсов.

Об особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с точки зрения состава содержащихся в них документов и материалов.

Как было показано выше, структуру информационных систем обеспечения градостроительной деятельности можно условно, то есть неформально, представить в виде двух частей - первичные документы и вторичные документы и материалы.

К первичным документам относятся копии документов, безвозмездно и в обязательном порядке направляемые в информационные системы и определенные п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04. Это копии, например, таких документов, как:

- документы территориального планирования, утвержденные различными уровнями власти (в том числе утвержденные Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в части, касающейся территорий соответствующих муниципальных образований);

- правила землепользования и застройки;

- документация по планировке территории;

- документы, содержащие результаты инженерных изысканий применительно к соответствующим территориям;

- документы о резервировании, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- документы, содержащие геодезическую и картографическую информацию.

К первичным относятся также копии документов, содержащихся в составе дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, определенных п. 2 ч. 4 и ч. 5 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04. В частности, это копии следующих документов, комплектуемых применительно к каждому земельному участку, застроенному или подлежащему застройке:


- градостроительного плана земельного участка;

- результатов инженерных изысканий;

- разделов проектной документации, предусмотренных п. п. 2, 8 - 10 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ от 29.12.04;

- документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий;

- заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- разрешения на строительство;

- документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;

- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Первичные документы могут быть дополнены также в соответствии с нормой п. 3 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04 о наличии в информационных системах "иных документов и материалов" копиями следующих документов:

- периодически актуализируемых документов государственного земельного кадастра (вплоть до принятия федерального закона о государственном кадастре объектов недвижимости) - дежурных кадастровых карт, кадастровых планов земельных участков, Единого государственного реестра земель и других документов;

- периодически актуализируемых утвержденных в установленном порядке документов кадастровой оценки земельных участков, иных объектов недвижимости для целей налогообложения;

- документов государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.

Необходимо особо отметить, что до сих пор не решена проблема обеспечения нормами федерального закона процесса обмена на постоянной и безвозмездной основе копиями периодически актуализируемых документов, содержащихся ныне в государственном земельном кадастре (а в будущем - в государственном кадастре объектов недвижимости) и муниципальных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

К вторичным документам и материалам могут относиться специально подготавливаемые для целей управления путем комплектования из первичных документов, поступивших в информационную систему, сводные дежурные планы и схемы различной тематической направленности (например, в виде дежурных планов застройки различных видов, дежурных планов сетей инженерного обеспечения различных видов, дежурных планов результатов инженерных изысканий и т.д.), а также картографические материалы и схемы, получаемые посредством вторичных преобразований, аналитической обработки данных первичных документов.

В силу того что п. 3 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04 обозначены "иные документы и материалы", но не раскрыт их состав, возникают дополнительные вопросы. Например, почему такой состав не предъявлен в ГрК РФ от 29.12.04?

Во-первых, принципиальной характеристикой информационной системы является открытость, которую следует понимать, как:


1) возможность физического доступа к информации любого заинтересованного лица;

2) открытый перечень документов и материалов, которые могут содержаться в информационной системе.

В таком перечне не должна быть поставлена точка: федеральный закон не должен блокировать возможность появления в информационной системе не поименованных в законе документов и сведений. Такая позиция ГрК РФ от 29.12.04 была впоследствии подтверждена нормой ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", установившей, что федеральными законами устанавливаются перечни видов информации, предоставляемой лишь в обязательном порядке.

Во-вторых, состав иных документов и материалов не может определяться только законодательством о градостроительной деятельности. Например, уже говорилось о возможности и целесообразности наличия в рассматриваемой информационной системе документов государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости).

В-третьих, ГрК РФ от 29.12.04 в данном случае не может и не должен блокировать возможность включения в информационную систему тех документов и сведений, которые сочтет необходимым включить (сверх установленных законом) орган, уполномоченный на ведение такой системы.

Следующий вопрос - может ли и как может быть дифференцирован состав "иных документов и материалов", включаемых в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности? Этот состав может быть дифференцирован:

- нормами иных федеральных законов об обязательности направления соответствующих документов и материалов в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (например, нормами Федерального закона о государственном кадастре объектов недвижимости в части необходимого обеспечения процесса обмена на постоянной и безвозмездной основе копиями периодически актуализируемых документов, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости и муниципальных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности);

- законами субъектов Российской Федерации;

- правовыми актами органов местного самоуправления, уполномоченных на ведение информационных систем.

Об особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с точки зрения источников поступления документов и материалов.

В информационные системы обеспечения градостроительной деятельности могут поступать документы и материалы только двух типов - обязательные первичные документы и необязательные вторичные документы и материалы.

Применительно к каждому типу выделим источники поступления документов и материалов, а также особенности, связанные с подготовкой документов и материалов и ответственностью за их достоверность.


Обязательные первичные документы. Это копии первичных документов, которые в обязательном порядке направляются и размещаются в неизменном виде в информационных системах. Существует только два источника поступления таких документов в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Источник 1 - органы власти, физические и юридические лица, которые в обязательном порядке направляют копии первичных документов, определенных п. п. 1 и 2 ч. 4, а также частью 5 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04, в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Источник 2 (пока потенциальный) - государственный кадастр объектов недвижимости (после принятия федерального закона о нем). Из потенциального в реальный этот источник может превратиться только при наличии норм федеральных законов об обязательности периодического направления актуализированных копий содержащихся в нем документов. Это важнейшая задача, которая по состоянию на 1 июля 2007 года все еще ждет своего законодательного решения.

Необязательные вторичные документы и материалы. По поводу входящих в эту группу документов следует напомнить следующее.

Во-первых, необязательными они являются исключительно в том смысле, что федеральный закон не определяет их как формально обязательные для направления в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и размещения в этих системах.

Во-вторых, являясь необязательными с позиций формальных требований федерального закона, они могут, а в отдельных случаях должны быть признаны обязательными с позиций решения задач управления развитием территорий.

В-третьих, в силу того, что законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, последние могут детализировать норму п. 3 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04 об иных документах и материалах и определить, при необходимости, дополнительные вторичные документы в качестве обязательных для подготовки и размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с тем, чтобы обеспечить условия для решения задач управления развитием территорий.

В-четвертых, органы местного самоуправления, осуществляющие ведение таких систем, также могут, при необходимости, определить в качестве обязательных другие вторичные документы (помимо определенных региональным законодательством, если такое определение состоялось) для соответствующей информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Необязательные вторичные документы и материалы могут поступать в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности из четырех источников.

Источник 3 <1> - это результаты деятельности органов власти по подготовке вторичных документов на основе использования первичных документов, содержащихся в информационных системах. Процесс и результаты такой деятельности характеризуются рядом особенностей. Перечислим их.


--------------------------------

<1> Продолжается общая нумерация источников поступления документов и материалов в информационные системы.


1. Подготовка вторичных документов обеспечивается органом власти (например, органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности) на основе использования первичных документов, содержащихся в информационной системе.

2. Правовой статус таких документов обусловлен их утверждением соответствующим органом власти (например, органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности), который, по логике, может быть уполномочен на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Сама служба, осуществляющая ведение информационной системы, не может утверждать вторичные документы, используемые третьими лицами, по причине того, что такое утверждение влечет за собой обеспеченную бюджетом имущественную ответственность.

3. При утверждении вторичного документа орган власти должен принимать фактически три решения. Первое - об утверждении документа. Второе - о размещении утвержденного документа в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Первое решение не может быть принято без второго по той причине, что документ не может не быть публичным. В данном случае публичность документа обеспечивается открытым доступом к нему, что достигается его размещением в информационной системе.

Также надо иметь в виду следующее. Проект документа до его утверждения имеет статус рабочих материалов, которые, например, обеспечивают текущую рутинную работу органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности. Применительно далеко не к каждому рабочему материалу возникает необходимость в придании ему статуса документа посредством утверждения. Рабочий материал может постоянно оставаться рабочим материалом, а может выходить наружу, получив после утверждения статус документа. Таким образом, утверждение равнозначно намерению органа власти, во-первых, поделиться информацией с гражданами, сделать такую информацию открытой и доступной и, во-вторых, нести обеспеченную бюджетом имущественную ответственность за содержащуюся в утвержденном документе информацию. Кроме этого, периодическое внесение дополнений и изменений (актуализация) в однажды утвержденный вторичный документ может осуществляться только посредством каждый раз повторяемых акций официального утверждения таких дополнений и изменений. После того как документ утвержден, первое же вносимое в него изменение превращает его в квазидокумент - в рабочий материал. В этом статусе рабочего материала он не может размещаться в информационной системе для всеобщего использования до тех пор, пока внесенные изменения не будут вновь "освящены" новым утверждением. Этот процесс характеризует ведение дежурных планов, которые будут рассматриваться ниже (вопрос 45.1).