Файл: ГК_4_комм_гл73_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1009

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. "За исключением случаев, особо предусмотренных в настоящей Конвенции, Договаривающаяся сторона может ограничивать свободное осуществление права селекционера только в силу причин, обусловленных общественными интересами" (п. 1 ст. 17 Конвенции UPOV).

Соглашение СНГ о правовой охране сортов растений (Москва, 16 марта 2001 г.), воспользовавшись ссылкой Конвенции на общественные интересы, попыталось фактически ввести еще один критерий охраноспособности - безопасность селекционного достижения. "Стороны могут отказать в предоставлении правовой охраны сорту, коммерческое использование которого может нанести вред жизни или здоровью человека, животных и растений, а также ущерб окружающей среде" (ст. 12). Российская Федерация участником названного Соглашения не является; критерий "безопасности" к селекционным достижениям, претендующим на правовую охрану, Гражданским кодексом РФ не применяется.

13. Комментируемая статья также предъявляет к селекционным достижениям, претендующим на правовую охрану и соответствующим критериям охраноспособности, требование о принадлежности сорта или породы к роду и виду растений или животных, включенным в перечень, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, т.е. Министерством сельского хозяйства РФ (п. 1). Новые редакции Перечня родов и видов, селекционные достижения которых подлежат охране в Российской Федерации, периодически публиковались в сети Интернет на официальном сайте Государственной комиссии РФ по охране и использованию селекционных достижений <1>.

--------------------------------

<1> http://www.gossort.com/docs/rus/list_protect_r.pdf


Для сортов растений это требование Кодекса сегодня не имеет практического смысла. Конвенция UPOV предусматривает, что каждая страна-участница, присоединившаяся к Конвенции в редакции 1991 г., т.е. в том числе и Российская Федерация, самим фактом своего присоединения приняла на себя обязательство сразу же применять ее положения, по крайней мере к 15 родам и видам растений, а самое позднее по истечении 10 лет с даты присоединения - ко всем родам и видам (п. 2 ст. 3 Конвенции). Для Российской Федерации предоставленные Конвенцией 10 лет истекли 24 апреля 2008 г. Таким образом, ограничение охраноспособности отдельных родов и видов растений, в том числе каким-либо перечнем, хотя и может допускаться с точки зрения комментируемой нормы Гражданского кодекса, однако в настоящее время несовместимо с членством в Международном союзе по охране новых сортов растений (UPOV). Для ботанических таксонов Перечень носит справочный характер, фактически просто информируя селекционеров, для каких родов и видов растений уже разработаны и применяются методики оценки критериев охраноспособности (таких уже более 200), а для каких родов и видов заявка на патентование сорта потребует специальной разработки такой методики, в связи с чем процесс рассмотрения заявки может непредсказуемо затянуться.


Аналогичных обязательств в отношении зоологических таксонов Российская Федерация на себя не принимала, для них Перечень может существовать и далее. Сегодня в нем всего восемь родов и видов: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, куры, норки, лисица, карп и бестер <1>.

--------------------------------

<1> Однако, например, в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, для внесения в который какой-либо породы животных точно так же требовалось соответствие критериям отличимости, однородности и стабильности (и, следовательно, должны были быть разработаны соответствующие методики), по состоянию на 1 января 2008 г. были включены породы, относившиеся к 48 родам и видам (http://www.gossort.com/reestr/scot_ree.html).


Статья 1414. Государственная регистрация селекционного достижения


Комментарий к статье 1414


1. Комментируемая статья устанавливает, что исключительное право признается и охраняется только в том случае, если селекционное достижение зарегистрировано в Российской Федерации. В соответствии с такой регистрацией, в частности, выдается патент. Однако условием признания и охраны прав является факт регистрации селекционного достижения как такового, т.е. объекта интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1412), а не наличие патента.

Порядок государственной регистрации определяется ст. 1439 (см. комментарий к ней).

2. В Российской Федерации может быть признано и исключительное право, удостоверенное зарубежным или международным патентом, имеющим законную силу на территории России (ст. 1409). Основанием для признания будет в этом случае такой патент, зарубежный или международный. Однако для того, чтобы исключительное право в этом случае охранялось на территории Российской Федерации, также окажется необходимой государственная регистрация сорта растений или породы животных, поскольку ст. 1414 не предусматривает никаких исключений, в том числе для селекционных достижений, запатентованных за рубежом.

3. Со дня вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ (с 1 января 2008 г.) требование регистрации в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию (ст. 32 Закона РФ "О селекционных достижениях"), к сортам растений и породам животных, используемых на территории Российской Федерации, более не предъявляется.

Соответствующая правовая норма была исключена из проекта части четвертой Гражданского кодекса РФ при его рассмотрении Государственной Думой РФ во втором чтении (см. комментарий к ст. 1421).


Статья 1415. Патент на селекционное достижение


Комментарий к статье 1415


1. Комментируемая статья включает две почти не связанные друг с другом правовые нормы. Одна из них посвящена документу (п. 1), вторая - объему правовой охраны (п. 2).

То, что два комментируемых положения объединены в одной статье Гражданского кодекса, призвано подчеркнуть важнейшее обстоятельство, не вполне очевидное на первый взгляд: правовая охрана предоставляется на основании патента, патентом же удостоверяется исключительное право; однако объем правовой охраны определяется не патентом и не может быть определен на основании одного лишь патента. Чтобы выяснить, что же именно охраняется, где располагается граница исключительного права патентообладателя, необходимо обратиться к Государственному реестру охраняемых селекционных достижений (далее также - Госреестр), точнее, к официальному описанию сорта растений или породы животных, включенному в Госреестр (подп. 6 п. 2 ст. 1439).


2. Патент на селекционное достижение выполняет "классическую функцию" <1>. Патент является комплексным документом, удостоверяющим не только исключительное право патентообладателя, но и авторство - даже в том случае, если он выдан не автору.

--------------------------------

<1> Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 372.


3. Срок правовой охраны исчисляется со дня выдачи патента (п. 1 ст. 1424), а срок приоритета - со дня поступления заявки в Российской Федерации (п. 1 ст. 1434) или даже первой заявки в иностранном государстве (п. 3 ст. 1434). Таким образом, для того, чтобы патент мог удостоверять приоритет, в нем явным образом должны быть указаны две даты.

Патент, безусловно, удостоверяет приоритет селекционного достижения; однако отсутствие патента не препятствует возможности обоснования приоритета с помощью иных документов (см. комментарий к ст. 1434).

4. Понятие "объем охраны" применяется традиционно <1>. Правда, оно не всегда имеет одно и то же содержание. Так, в ст. 36 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) объем охраны в отношении интегральных микросхем охватывает перечень действий, совершение которых без разрешения правообладателя составляет нарушение его прав. В том же смысле использует понятие "объем права селекционера" (scope of the breeder's right; etendue du droit) и Конвенция UPOV (ст. 14). Содержание понятия "использование селекционного достижения", аналогичного такому пониманию "объема права селекционера", раскрывается Гражданским кодексом РФ в ст. 1421 и существенно ограничивается, сужается в ст. 1422.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 255.


В данном случае под объемом охраны интеллектуальных прав может пониматься точка в многофакторном пространстве существенных признаков; точнее, область, определяемая допустимой изменчивостью этих признаков. Официальное описание селекционного достижения, являющееся составной частью Госреестра, должно не только зафиксировать все те признаки, совокупностью которых определяется объект охраны, но и позволить отграничить его от смежных объектов, уже не охраняемых данным патентом.

5. Сорт или порода как классификационные группы биологических объектов могут иметь любой набор любых признаков (см. комментарий к ст. 1412). Юридическое значение имеют только те признаки, которые зафиксированы в официальном описании сорта или породы (п. 1 ст. 1440). Ранее к признакам селекционного достижения предъявлялось требование: "во всех случаях они должны быть такими, чтобы их можно было точно описать и распознать" (подп. "а" п. 1 ст. 6 Конвенции UPOV в ред. 1978 г.). Но эта формулировка отсутствует в тексте Конвенции 1991 г. и не вошла в Гражданский кодекс РФ; вероятно, потому, что иные признаки просто не имеют юридического смысла.

О признаках селекционного достижения см. также комментарий к ст. 1413.


Описанием селекционного достижения будет в первую очередь определяться объем правовой охраны. На деле этот объем может оказаться несколько шире, поскольку в ряде случаев исключительное право может распространяться и на семена, племенной материал, с биологической точки зрения не являющиеся семенами или племенным материалом данного охраняемого патентом сорта или породы (см. комментарий к ст. 1421).

6. Положение о том, что объем правовой охраны селекционного достижения определяется совокупностью существенных признаков, зафиксированных в его описании, было сформулировано Законом РФ "О селекционных достижениях" (ст. 3) по аналогии с законодательством о промышленных образцах (п. 3 ст. 3 Закона СССР от 10 июля 1991 г. N 2328-1 "О промышленных образцах"; п. 4 ст. 3 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 5317-1 и т.д.).

Изобретение, полезная модель создаются и первоначально существуют в описании, абстрактно, и только затем воплощаются "в железе". Охрана прав на изобретение и полезную модель предоставляется в объеме, определяемом формулой (п. 2 ст. 1354), которая выражает сущность изобретения или полезной модели и полностью основана на его описании (подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1375, ст. 1376). Описания и чертежи служат при этом только для целей толкования формулы изобретения (ст. 10 Евразийской патентной конвенции).

Охрана прав на промышленный образец, как и на селекционное достижение, предоставляется в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков. Аналогия здесь гораздо более глубокая, чем представляется на первый взгляд. Как известно, для целей правовой охраны промышленным образцом признается не внешний вид изделия сам по себе, а художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид. Точно так же для селекционного достижения фенотипическая выраженность признаков, фиксируемых описанием и изображением, оказывается внешним проявлением (expression) тех или иных биологических свойств, внутренне присущих растению или животному (essential characteristics), особенностей генетической информации, определяющей его наследственность.

7. Для промышленного образца значение имеют существенные признаки, "нашедшие отражение на изображениях изделия и приведенные в перечне существенных признаков", т.е. и визуальные, и зафиксированные в текстовой форме. На промышленный образец должны быть представлены и комплект изображений, и чертежи, иные материалы, необходимые для раскрытия его сущности, и описание, и перечень существенных признаков (подп. 2 - 5 п. 2 ст. 1377 ГК).

Для селекционных достижений визуализация признаков, их фиксация не только словесным описанием, но и изображением прямо Гражданским кодексом не предусмотрены, однако это ни в коем случае не означает, что такая визуализация невозможна. Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение предусматривают приложение к заявке фотографий: для растений - цветков (бутон, цветок вид сверху, сбоку, снизу), соцветия, репродуктивных частей растений (колосья, початки, метелки, зерно, плоды, ягоды, клубни, корнеплоды и др.) и нормально развитого растения в фазе хозяйственного использования; для древесных культур - всего дерева или куста и отдельных его частей (однолетний саженец, органы плодоношения, побег, лист, гроздья, плоды и др.); для пород животных - фотографий, характеризующих внешний вид и особенности породы.



Статья 1416. Авторское свидетельство


Комментарий к статье 1416


1. Каждый автор, т.е. в том числе и автор-патентообладатель, несмотря на то что его авторство уже удостоверено патентом, вправе получить авторское свидетельство, если пожелает этого (п. 1 ст. 1415).

Основная функция авторского свидетельства - удостоверение авторства для тех лиц, которые не имеют на руках единственного экземпляра патента.

2. Положение Закона РФ "О селекционных достижениях" (ч. 1 ст. 22) о том, что авторское свидетельство удостоверяет и право автора на получение вознаграждения от патентообладателя за использование селекционного достижения <1>, в Гражданском кодексе, естественно, не воспроизводилось. Действительно, в случаях, предусмотренных Кодексом, автор имеет право на вознаграждение (ст. 1430 и др.), однако от наличия или отсутствия у него авторского свидетельства это право никак не зависит.

--------------------------------

<1> В.М. Синельникова и Р.М. Дудургов (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт, 2009. Т. 2: Части третья, четвертая ГК РФ. С. 530) полагают: "следует предположить, хотя это прямо и не следует из ст. 1416", что авторское свидетельство не только удостоверяет авторство селекционера, но и "обусловливает его право на получение вознаграждения". Однако никаких оснований для такого предположения Гражданский кодекс не дает.


3. Положение ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О селекционных достижениях" о том, что "авторское свидетельство выдается Госкомиссией каждому автору, не являющемуся патентообладателем", Гражданским кодексом также не воспроизводилось. Обязанности оформлять или получать авторское свидетельство на автора не возлагается.


Статья 1417. Государственное стимулирование создания и использования селекционных достижений


Комментарий к статье 1417


1. Правовая норма комментируемой статьи частично воспроизводит ст. 24 Закона РФ "О селекционных достижениях". В целом смысл присутствия подобной декларативной правовой нормы в тексте Гражданского кодекса неясен.

2. Положение о том, что селекционные работы имеют приоритетное значение и проводятся в основном за счет средств федерального бюджета, присутствовавшее в тексте Закона (абз. 1 ст. 24) и воспроизведенное проектом части четвертой Кодекса, из окончательного текста было, и вполне справедливо, исключено. Та же судьба постигла и две другие ранее установленные, однако практически не действовавшие нормы: об освобождении прибыли (дохода) патентообладателя и лицензиатов от использования селекционного достижения от налогообложения в течение первых двух лет (для винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород - первых пяти лет) и о праве бюджетных организаций оставлять в своем распоряжении доходы, полученные от такого использования (абз. 3 и 4 ст. 24 Закона РФ "О селекционных достижениях"). Возможно, эти положения и были необходимы и разумны, однако им не место в нормативном правовом акте гражданского законодательства.