Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1589

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно устоявшейся в науке гражданского права классификации существуют три способа создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Последний характеризуется тем, что разрешения каких-либо государственных органов на создание юридического лица не требуется, юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента такой регистрации. Именно этот порядок, за отдельными исключениями <1>, существует в Российской Федерации и предусмотрен комментируемым Законом. По общему правилу порядок внесения изменений в учредительные документы юридического лица по сути аналогичен порядку его создания: разрешения государственных органов на внесение изменений не требуется, сами изменения приобретают силу с момента их регистрации. Поэтому видится возможным назвать порядок внесения изменений в учредительные документы, предусмотренный ст. 17 и 18 комментируемого Закона, нормативно-явочным. В отступление от общего правила о внесении изменений в учредительные документы в нормативно-явочном порядке комментируемой статьей предусмотрено, что в случаях, установленных федеральными законами, внесение в государственный реестр записи об изменениях в учредительные документы производится регистрирующим органом на основании соответствующего уведомления. Такой порядок внесения изменений можно назвать уведомительным.

--------------------------------

<1> См., например, ст. 27 Закона о защите конкуренции.


2. Возможность внесения изменений в учредительные документы юридических лиц в уведомительном порядке предусмотрена п. 3 ст. 52 ГК РФ, согласно которому изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о внесенных изменениях. Таким образом, различие двух названных порядков внесения изменений в учредительные документы по сути заключается в том, с какого момента изменения учредительных документов становятся обязательными для третьих лиц. Формальное различие нормативно-явочного и уведомительного порядков внесения изменений в учредительные документы кроется в основаниях внесения записей о соответствующих изменениях в государственный реестр. При нормативно-явочном порядке основанием внесения записи в государственный реестр является решение регистрирующего органа о государственной регистрации (п. 1 ст. 11 комментируемого Закона). Для уведомительного порядка характерным является внесение записи в реестр на основании уведомления регистрирующего органа об изменениях в учредительные документы (п. 2 комментируемой статьи).

Таким образом, комментируемой статьей предусмотрено, что в установленных законом случаях для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, достаточно уведомить регистрирующий орган в письменной форме с приложением соответствующих решений о внесении изменений и самих изменений. Уведомление регистрирующего органа о внесении изменений в учредительные документы производится в порядке, предусмотренном ст. 9 комментируемого Закона, т.е. соответствующие документы могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно либо направлены по почте. При этом к уведомлению применяются предусмотренные указанной статьей правила о порядке представления документов при государственной регистрации (см. комментарии к статьям гл. III Закона) в части, не противоречащей комментируемой статье. Так, регистрация изменений, вносимых в учредительные документы в уведомительном порядке, не подлежит оплате государственной пошлиной (см. комментарий к ст. 3 Закона). Формально к уведомительному порядку внесения изменений в учредительные документы не должны применяться правила ст. 9 комментируемого Закона об обязательном нотариальном удостоверении подписи заявителя, поскольку в абз. 10 п. 1 этой статьи речь идет о нотариальном удостоверении подписи заявителя на заявлении, а не на уведомлении. Кроме того, в силу п. 5 этой же статьи нотариальное удостоверение документов необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Требования к форме уведомления о внесении изменений в учредительные документы Законом о регистрации не установлены. Нет в этом Законе и бланкетной нормы, подобной норме п. "а" ст. 12 комментируемого Закона, поручающей Правительству РФ установить форму заявления о государственной регистрации. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 9 комментируемого Закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. Требования к форме и содержанию уведомления о внесении изменений в учредительные документы и удостоверению подписи заявителя предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (приложение N 7, форма N Р13002). В соответствии с утвержденными этим Постановлением формой N Р13002 и Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, подпись заявителя на уведомлении должна быть нотариально удостоверена. Несмотря на отмечавшееся формальное противоречие этого установления комментируемому Закону, с практической точки зрения следует признать его целесообразным. Обязательность нотариального удостоверения подписи заявителя снизит вероятность возникновения споров с участием регистрирующего органа и придаст стабильность соответствующим отношениям.

Внесение записи об изменениях в государственный реестр производится регистрирующим органом в срок не более пяти дней с момента получения уведомления. Регистрирующий орган обязан сообщить юридическому лицу о внесении указанной записи в срок, предусмотренный п. 3 ст. 11 комментируемого Закона, т.е. не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации. Форма такого сообщения установлена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (приложение N 7, форма N Р13002) <1>.

--------------------------------

<1> См. комментарий к ст. 11 комментируемого Закона.


3. Как уже отмечалось, при уведомительном порядке внесения изменений в учредительные документы они (изменения) приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (п. 3 ст. 52 ГК РФ; п. 3 комментируемой статьи). Смысл этого правила в том, что если такие лица полагались в своих действиях на произведенные в учредительных документах изменения, то ни юридическое лицо, ни кто-либо иной в случае спора не вправе ссылаться на то, что соответствующая запись не была к определенному времени внесена в государственный реестр. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда истец в соответствии с п. 5 ст. 36 АПК РФ выбрал подсудность и обратился к ответчику - акционерному обществу с иском, вытекающим из деятельности его филиала, по месту нахождения последнего. Такое дело будет принято с нарушением правил о подсудности, если на момент подачи иска в регистрирующий орган от ответчика поступило уведомление об изменении места нахождения или о ликвидации филиала. При этом не имеет значения, зарегистрированы соответствующие изменения, внесенные в учредительные документы, или нет. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о соотношении последнего правила с правилами об отказе в государственной регистрации.


В соответствии с п. 1 ст. 23 комментируемого Закона отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления необходимых документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В случае отказа в государственной регистрации по основанию непредставления необходимых для регистрации документов изменения, внесенные в учредительные документы, становятся обязательными для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа; последующий отказ в государственной регистрации не влияет на юридическую силу изменений для третьих лиц. Противоположные по значению последствия вызывает уведомление ненадлежащего регистрирующего органа (о регистрирующем органе см. ст. 2 Закона и комментарий к ней). В случае направления уведомления в ненадлежащий регистрирующий орган такое уведомление не должно считаться направленным, а момент уведомления регистрирующего органа не признается наступившим. Следовательно, изменения не приобретают силу для третьих лиц. В последнем случае значение имеет не сам по себе отказ в государственной регистрации, а неверно направленное уведомление.

В настоящее время федеральными законами предусмотрено два случая внесения изменений в учредительные документы в уведомительном порядке. В обоих случаях речь идет о внесении в устав изменений, касающихся сведений о филиалах и представительствах. Предусмотрены эти правила п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах. Несмотря на столь ограниченное количество в законодательстве случаев внесения изменений в учредительные документы в уведомительном порядке, увеличение их числа возможно. Проблема, как всегда, состоит в целесообразности подобных установлений. То, что уведомительный порядок проще и менее обременителен для юридических лиц, сомнений не вызывает. Однако интересам юридических лиц в этой области отношений могут противостоять интересы третьих лиц. Как уже отмечалось, различие нормативно-явочного и уведомительного порядков регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по сути заключается в том, с какого момента изменения учредительных документов становятся обязательными для третьих лиц. Таким образом, лицо, обратившееся в регистрирующий орган за получением сведений, содержащихся в государственном реестре, может обоснованно полагаться на достоверность учредительных документов и изменений в них, внесенных в нормативно-явочном порядке, и действовать с учетом этих сведений. Напротив, если изменения внесены в уведомительном порядке, но регистрация их на момент обращения за сведениями не произведена, сведения достоверными не будут. Однако изменения обязательны для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. При таких обстоятельствах очевидна возможность нанесения ущерба интересам третьих лиц. Следовательно, целесообразность регулирования законодательством случаев регистрации изменений в учредительные документы напрямую зависит от того, как достоверность сведений реестра влияет на интересы третьих лиц. Там, где существует объективная возможность негативного влияния, нет места уведомительному порядку.



Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ЕГО ЛИКВИДАЦИЕЙ ИЛИ

ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО

ОРГАНА И В СВЯЗИ С ПРОДАЖЕЙ ИЛИ ВНЕСЕНИЕМ

ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ЛИБО ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ В УСТАВНЫЙ

КАПИТАЛ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА


Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица


Комментарий к статье 20


1. Комментируемый Закон впервые вводит понятие государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как создание юридического лица, его реорганизация, так и ликвидация юридического лица требуют внесения соответствующей записи в государственный реестр (см. также ст. 1 Закона и комментарий к ней).

Государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией посвящена гл. VII (ст. 20 - 22) комментируемого Закона.

Если государственная регистрация юридического лица при его создании (ст. 12 - 13) порождает гражданско-правовой статус и гражданско-правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.

2. Если ГК РФ обязывает незамедлительно уведомить о принятии решения о ликвидации юридического лица (см. ст. 62 ГК РФ и комментарий к ней), то норма комментируемой статьи устанавливает трехдневный срок, в течение которого регистрирующий орган должен быть письменно уведомлен о принятом решении с приложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление производится по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (см. комментарии к ст. 8, 13 Закона о регистрации).

На основании полученного уведомления регистрирующий орган в установленные сроки (см. ст. 8 Закона и комментарий к ней) вносит запись в государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В случае представления уведомления в орган, принявший решение о регистрации данного юридического лица, такой орган принимает решение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц <1>.

--------------------------------

<1> См., например, п. 7 ст. 41 Закона о партиях; п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях; ч. 2 ст. 23 Закона о банках.


3. Существовавший порядок государственной регистрации юридических лиц предполагал, что прекращение деятельности юридического лица проводится под контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Контроль проявлялся в согласовании основных процедур ликвидации юридического лица (назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса) с регистрирующим органом. Сегодня это возможно только в случаях, прямо установленных законом.


Комментируемый Закон, принятый в числе других федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики страны, в этой части ослабляет контроль со стороны государства за прекращением деятельности юридических лиц, что не благоприятствует стабильности гражданского правопорядка.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица сводится к тому, что действия регистрирующего органа заключаются в совершении определенных формальностей. Однако процедура регистрации, с одной стороны, должна быть не стеснением, а гарантией для учредителей и третьих лиц, поэтому чем проще процедура регистрации, тем она целесообразнее. Но в то же время, с другой стороны, регистрация не должна иметь значения пустой, бесцельной формальности. Об этом еще в 1878 г. писал И.Т. Тарасов в своем "Учении об акционерных компаниях <1>.

--------------------------------

<1> Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М.: Статут, 2000. С. 343 - 344.


Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица


Комментарий к статье 21


1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Как и в случаях государственной регистрации юридического лица, создаваемого вновь либо образованного путем реорганизации, государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации <1>, в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласование ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами (например, учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России <2>).

--------------------------------

<1> Форма заявления утверждена Постановлениями Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212.

<2> См.: ст. 23 Закона о банках.


Заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) (см. комментарий к ст. 9 Закона о регистрации), что является законодательным подтверждением полномочий руководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица.

2. Вместе с заявлением о государственной регистрации представляется ликвидационный баланс.

В процессе ликвидации юридического лица составляется промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.