Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1640

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как указывалось, основная цель принятия Закона об имуществе в атомной сфере состоит в том, чтобы в возможно более короткий срок создать стартовые условия для повышения конкурентоспособности отечественных организаций атомного энергопромышленного комплекса на международных рынках, усилить их инвестиционную привлекательность, устранить имеющиеся в действующем законодательстве пробелы и противоречия, препятствующие эффективной работе организаций атомной энергетики, упрочить и упорядочить имущественную основу их производственно-хозяйственной деятельности, привести организационную, правовую и управленческую структуры атомного энергопромышленного комплекса в соответствие с современными условиями функционирования российской экономики в целом.

Следует отметить, что ч. 2 ст. 4 Закона об имуществе в атомной сфере в отношении учреждений установлено, что решения об условиях передачи федеральных государственных учреждений атомного энергопромышленного комплекса основному акционерному обществу принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии в порядке, предусмотренном для принятия решений об условиях приватизации федерального имущества при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, и с учетом отдельных особенностей, предусмотренных Законом об имуществе в атомной сфере. Вместе с тем необходимо отметить, что если в отношении унитарных предприятий, как уже отмечалось, Законом о приватизации предусмотрено их прекращение в случае перехода права собственности на имущественный комплекс соответствующего предприятия, то в отношении государственных и муниципальных учреждений в специальных законах о приватизации не упоминается о прекращении таких учреждений, в том числе в случае внесения имущества соответствующего учреждения в уставный капитал акционерного общества. Кроме того, существует правовая неопределенность в вопросе прекращения указанных учреждений в сфере использования атомной энергии, поскольку с учетом ч. 9 ст. 3 Закона об имуществе в атомной сфере право собственности на имущество федеральных государственных учреждений атомного энергопромышленного комплекса переходит к основному акционерному обществу на основании передаточных актов с сохранением за указанными учреждениями права оперативного управления на принадлежащее им имущество.

5. В первоначальной редакции установленный комментируемой статьей порядок государственной регистрации прекращения унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения не предусматривал случай передачи имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Соответствующие изменения в комментируемую статью были внесены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Необходимость внесения указанных изменений связана с тем, что согласно ст. 18 данного Закона в качестве имущественных взносов Российской Федерации корпорации передаются в том числе имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий и имущество, закрепленное на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.


Вместе с тем необходимо отметить, что названные Федеральные законы также не предусматривают прекращение учреждений в связи с передачей имущества учреждения в собственность государственной корпорации. Напротив, если согласно ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ после передачи корпорации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий в качестве имущественного взноса Российской Федерации данные предприятия прекращаются и исключаются из ЕГРЮЛ, то согласно ч. 14 ст. 37 этого Закона право собственности на имущество федеральных государственных учреждений, переданных корпорации, переходит к ней с сохранением за указанными учреждениями права оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что с учетом п. 2 ч. 1 ст. 40 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" корпорация как собственник имущества подведомственных учреждений вправе проводить реорганизацию и ликвидацию таких учреждений в порядке, установленном законодательством РФ. Как уже отмечалось, правовые основания для применения комментируемой статьи для так называемой упрощенной ликвидации указанных учреждений нельзя признать достаточно определенными, поскольку такое прекращение в отличие от унитарных предприятий непосредственно не предусмотрено специальными законами о приватизации.

6. Согласно комментируемой статье в упрощенном порядке вносятся записи о прекращении:

1) унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества либо с передачей такого комплекса в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

2) учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества либо с передачей его имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Основанием для внесения указанных записей в ЕГРЮЛ является соответствующее решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица.

Для осуществления государственной регистрации по предусмотренным комментируемой статьей основаниям в регистрирующий орган необходимо представить три документа:

1) заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения;

2) решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение уполномоченного органа государственной власти о внесении или передаче имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения;

3) копию документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.


Заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения оформляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 9 комментируемого Закона. В частности, следует отметить, что формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что по истечении почти двух лет со дня вступления в силу комментируемой статьи утверждена только форма заявления о государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса (форма N Р16002).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.


Принятие решений об условиях приватизации федерального имущества, в том числе соответствующих имущественных комплексов унитарных предприятий, согласно ст. 6 Закона о приватизации отнесено к компетенции Правительства РФ. При этом установлено, что Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. В настоящее время таким федеральным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) <1>. Решения об условиях приватизации принимаются в соответствии с Правилами подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512 <2>. Следует отметить, что указанные решения о приватизации принимаются в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и содержат сведения о составе имущества, подлежащего приватизации, способе его приватизации и нормативной цене. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется соответственно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

--------------------------------

<1> В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432) Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Одновременно Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).


<2> Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.


Решения об условиях передачи федеральных государственных учреждений атомного энергопромышленного комплекса основному акционерному обществу принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии в порядке, предусмотренном для принятия решений об условиях приватизации федерального имущества при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий (ч. 2 ст. 4 Закона об имуществе в атомной сфере).

К документам, подтверждающим государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, следует отнести выдаваемые на основании сведений ЕГРП выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости. В то же время, учитывая, что законодательством не определено, на ком лежит обязанность по подаче заявления о прекращении указанных в комментируемой статье юридических лиц, необходимо обратить внимание на то, что указанные выписки выдаются по запросу достаточно ограниченного круга лиц и органов. При этом согласно п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество <1>. Конечно, у нового собственника имущества (покупателя) отсутствует какая-либо мотивация для подачи заявления о прекращении унитарного предприятия или учреждения. А у соответствующих органов государственной власти, выступающих от имени Российской Федерации или субъектов Федерации, либо органов местного самоуправления в отдельных случаях могут возникнуть сложности в получении выписки ЕГРП, содержащей сведения о переходе прав на объекты недвижимости. Это связано с тем, что согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <2> выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, предоставляются только:

--------------------------------

<1> Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. Расходы на оплату услуг регистратора возлагаются на покупателя.

<2> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.


- самим правообладателям или их законным представителям;

- физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

- руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Федерации;

- налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;


- судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

- лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

- федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

- Председателю Счетной палаты РФ, его заместителю и аудиторам Счетной палаты РФ для обеспечения деятельности Счетной палаты РФ;

- нотариусу в связи с открытием наследства.

Вместе с тем иными документами, копии которых могут быть представлены в качестве документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на соответствующее имущество, являются также договоры купли-продажи или передаточные акты. При этом с учетом ч. 4 ст. 5 Закона об имуществе в атомной сфере федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должны быть утверждены методические рекомендации по вопросам практики проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса при приватизации указанного имущества.


Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц


Комментарий к статье 22


1. Нормы комментируемой статьи направлены на регулирование отношений, возникающих по поводу государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Установлен критерий, по которому определяется регистрирующий орган. Таким критерием является место нахождения ликвидируемого юридического лица (см. ст. 8, 13 Закона о регистрации и комментарии к ним). Подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган влечет отказ в государственной регистрации (см. ст. 23 Закона о регистрации и комментарий к ней).

Кроме обязанностей, возложенных на учредителей (участников) юридического лица или орган, которые приняли решение о ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (см. комментарий к ст. 20 Закона о регистрации) комментируемая статья возлагает на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанность уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации.

Такое уведомление может быть произведено не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Указанный срок обусловлен тем, что ст. 63 ГК РФ, регламентирующая порядок ликвидации юридического лица, устанавливает минимальный двухмесячный срок заявления требований кредиторами юридического лица, который также начинает течь с момента публикации о ликвидации юридического лица.