Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1585

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с требованиями ГК РФ публикация должна содержать не только информацию о ликвидации юридического лица, но и сведения о порядке ликвидации и вышеназванном сроке (сроке предъявления требований кредиторами). Публиковать эти сведения необходимо в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 63 ГК РФ) (о печатном органе см. комментарий к ст. 13 Закона о регистрации).

В случае банкротства юридического лица дополнительного уведомления регистрирующего органа о завершении конкурсного производства не требуется.

На основании представленных документов регистрирующий орган вносит запись в государственный реестр о прекращении юридического лица и не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (см. комментарий к ст. 11 Закона о регистрации).

2. Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами установлен специальный порядок регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В частности, решение о регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций в связи с их ликвидацией принимают федеральный орган юстиции и его территориальные органы (см. комментарий к ст. 20 Закона о регистрации).

Соответственно сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данных юридических лиц при их создании (федеральный орган юстиции или его территориальные органы).

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации указанных юридических лиц в связи с их ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения данной записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Государственная регистрация вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 3 ст. 11 Закона о торгово-промышленных палатах; ст. 26 Закона об общественных объединениях; п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях.



3. Новеллой для процедуры ликвидации юридического лица является публикация информации о ликвидации юридического лица, которую обязан произвести регистрирующий орган (о публикации и печатном органе см. комментарий к ст. 13 Закона о регистрации).

4. Иной порядок исключения из ЕГРЮЛ предусмотрен для недействующего юридического лица (об основаниях исключения см. комментарий к ст. 21.1 Закона о регистрации).

При отсутствии в трехмесячный срок заявлений со стороны заинтересованных лиц недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ регистрирующим органом. Для исключения регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, которая должна быть внесена не ранее чем по истечении 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения об исключении в "Вестнике государственной регистрации".

Законом о регистрации предусмотрена возможность обжаловать исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в течение года со дня, когда кредитор или иное лицо, чьи права и законные интересы затронуты таким исключением, узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона о регистрации). Установленный годичный срок является пресекательным.

Необходимо отметить, что оспорены могут быть как решение регистрирующего органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, так и действия регистрирующего органа по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

5. Законом о регистрации (п. 9 ст. 22) установлена специальная подведомственность рассмотрения споров, которые разрешаются арбитражными судами. Это означает, что обжаловать соответствующий акт регистрирующего органа гражданин, не являющийся предпринимателем, может в арбитражном суде, а не в суде общей юрисдикции.


Глава VII.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя


Комментарий к статье 22.1


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Данный перечень документов законодателем дифференцирован в зависимости от гражданства такого лица и достижения им совершеннолетия.

В частности, для государственной регистрации совершеннолетнего гражданина РФ в качестве индивидуального предпринимателя должны быть представлены:

- заявление о его государственной регистрации;

- копия документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию.

В случае, если гражданин РФ является несовершеннолетним, то дополнительно представляется нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности либо документ, подтверждающий приобретение им дееспособности.


При государственной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства <1> дополнительно требуется представить также копию документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Гражданское законодательство РФ устанавливает для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим. Это значит, что физические лица, не являющиеся гражданами РФ, обладают правоспособностью наравне с гражданами РФ. В п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо указывается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются в том числе к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. В гражданском и ином законодательстве имеют место случаи ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере предпринимательской деятельности. Однако комментируемый Закон таких ограничений не содержит и прямо допускает государственную регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей.


Одновременно следует учитывать, что если вышеуказанные копии представляемых документов не содержат сведений о дате и месте рождения физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или об адресе места его жительства на территории РФ, то дополнительно в регистрирующий орган должны быть представлены соответственно копия свидетельства о рождении указанного лица или подлинник либо копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места его жительства на территории РФ.

Требовать представления других документов в силу п. 4 ст. 9 комментируемого Закона регистрирующий орган не вправе.

2. В соответствии с подп. "а" п. 1 комментируемой статьи должно быть представлено заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которое составляется по форме, утверждаемой Правительством РФ.

В настоящее время с учетом указанного положения комментируемой статьи такая форма заявления утверждена в числе прочих форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>. При этом порядок заполнения указанной формы приведен в утвержденных Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ <2> Методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 1.


Названное заявление должно быть подписано непосредственно лицом, которое обращается за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, и подлинность подписи данного лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (см. комментарий к ст. 9 Закона о регистрации).

3. Подпункты "б", "в" и "г" п. 1 комментируемой статьи предусматривают представление копии документа, удостоверяющего личность соответственно гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства. Безусловно, этот документ является самым важным, поскольку позволяет установить личность обратившегося за государственной регистрацией.

В соответствии с подп. "б" п. 1 комментируемой статьи гражданин РФ обязан представить копию основного документа, к которому комментируемый Закон (подп. "е" п. 2 ст. 5) относит основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ (см. комментарий к ст. 5 Закона о регистрации).

До настоящего времени не принят федеральный закон, которым были бы определены виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, и установлены основные требования к порядку оформления, выдачи, замены, сдачи и изъятия этих документов. Пока данные вопросы впредь до принятия указанного федерального закона решаются в соответствии с подзаконными актами.

В частности, правовой режим и основные требования к порядку оформления выдачи, замены, сдачи и изъятия основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, определены Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <1>, Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" <2>, Приказом МВД России от 28 декабря 2006 г. N 1105 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <3>. С учетом указанных актов паспорт гражданина РФ, который обязаны иметь все проживающие на территории РФ граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста, является вышеуказанным основным документом. Паспорт содержит главные сведения о личности: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Кроме того, в нем существуют обязательные записи: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, о регистрации или расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, об отношении граждан к воинской обязанности, о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

<2> Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

<3> Российская газета. N 35. 17.02.2007.


Будучи основным документом, удостоверяющим и идентифицирующим личность гражданина РФ, паспорт позволяет гражданам осуществлять наиболее полно свои права. Без предъявления паспорта невозможно не только зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, но и вступить в ряд правоотношений (например, вступление в брак, поступление в вуз, получение лицензий, участие в выборах и т.п.).

В соответствии с подп. "в" и "г" п. 1 комментируемой статьи иностранный гражданин и лицо без гражданства обязаны представить копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность соответственно иностранного гражданина и лица без гражданства.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> (п. 1 ст. 10) относит к основному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина в РФ, паспорт иностранного гражданина. Учитывая, что названный Федеральный закон не уточняет вид паспорта, можно сделать вывод, что это может быть как дипломатический, служебный, так и любой иной паспорт гражданина иностранного государства. В настоящее время отсутствуют иные федеральные законы, которые бы устанавливали дополнительный вид документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации. В то же время действует ряд международных договоров Российской Федерации, определяющих отдельные виды документов граждан государств - участников данных договоров в качестве документов, удостоверяющих личность данных граждан на любой из территорий указанных государств. Так, Конвенция 1958 г. о национальных удостоверениях личности моряков (Конвенция N 108 Международной организации труда <2>) в качестве одного из таких документов предусматривает удостоверение личности моряка (паспорт моряка).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

<2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 383 - 386.


В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" основными документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются разрешение на временное проживание, вид на жительство и документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании действительными до 1 января 2006 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" <1> паспорт гражданина СССР образца 1974 г. признается действительным до 1 января 2006 г. как удостоверяющий личность иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.