Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1583

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 49. Ст. 4783.


4. В случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, комментируемая статья указывает на необходимость представления копии свидетельства о рождении данного лица или копии иного документа, подтверждающего дату и место его рождения в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ.

Дата и место рождения являются одними из основополагающих сведений наряду с фамилией, именем и отчеством, позволяющими идентифицировать конкретное физическое лицо, в связи с чем данные сведения в обязательном порядке отражаются в удостоверяющих личность документах как иностранных, российских граждан, так и лиц без гражданства. Такие сведения также содержатся в виде на жительство и разрешении на временное проживание в Российской Федерации, которые иностранные граждане и лица без гражданства представляют в регистрирующий орган <1>.

--------------------------------

<1> Может возникнуть вопрос по поводу целесообразности установления комментируемой статьей дополнительного требования о необходимости представления документа, подтверждающего дату и место рождения регистрируемого лица. Представляется, что законодатель стремился обеспечить дополнительную гарантию однозначной идентификации обратившегося за государственной регистрацией лица и учитывал сложившуюся в законодательстве РФ ситуацию, при которой бланки документов, удостоверяющих личность российских граждан, и перечни сведений, включаемых в данные документы, утверждены подзаконными актами (в отличие, к примеру, от включаемых в вид на жительство, разрешение на временное проживание перечней сведений, которые определены Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 7 ст. 6 и п. 4 ст. 8)). При этом, возможно, законодатель не исключал также случаи, когда международным договором РФ могут быть признаны отдельные документы, не содержащие сведений о дате и месте рождения, в качестве документов, удостоверяющих личность некоторых категорий лиц. Таким образом, требование представления документов, предусмотренных подп. "д" п. 1 комментируемой статьи, рассчитано на особую ситуацию, которую в настоящее время можно представить только гипотетически.


5. Иностранный гражданин и лицо без гражданства, регистрируемые в качестве индивидуальных предпринимателей, в соответствии с подп. "е" п. 1 комментируемой статьи дополнительно, наряду с заявлением и документом, удостоверяющим их личность, должны представить документ, подтверждающий их право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.


Таким образом, комментируемая статья устанавливает единственное дополнительное условие для государственной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей - они должны проживать в Российской Федерации на законных основаниях. Такое условие имеет существенное значение, поскольку позволяет обеспечить защиту законных прав и интересов лиц, вступающих в гражданские правоотношения с зарегистрированными в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Государство, осуществляя регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, берет на себя определенную ответственность за деятельность данных лиц на его территории и соответственно должно иметь возможность применить специальные меры регулирования такой деятельности, непосредственно обеспечить действие национального законодательства при разрешении споров с участием данных лиц, решении вопросов, связанных с их имущественной и иной ответственностью, их гражданской правоспособностью. В данном случае важное значение приобретает наличие устойчивой правовой связи указанных лиц с государством. Одним из важных признаков наличия такой связи является проживание на территории соответствующего государства (хотя такой признак более подвержен изменениям, чем, к примеру, гражданство). Законодательство РФ устанавливает прямую зависимость права, подлежащего применению при определении правового положения лиц, от наличия такого признака. В частности, согласно ст. 1195 ГК РФ, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право и соответственно данное право применяется при определении его гражданской правоспособности.

6. С учетом Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином или лицом без гражданства при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя как документ, подтверждающий его право временно либо постоянно проживать в Российской Федерации, может быть представлено разрешение на временное проживание или вид на жительство <1>.

--------------------------------

<1> Как уже указывалось, разрешение на временное проживание и вид на жительство, выданные лицу без гражданства, являются одновременно и документами, удостоверяющими его личность. Поэтому в случае, если в соответствии с подп. "г" п. 1 комментируемой статьи лицо без гражданства представляет в регистрирующий орган один из указанных документов в качестве документа, удостоверяющего его личность, то представляется, что данное лицо одновременно соблюдает и требование подп. "е" п. 1 комментируемой статьи (т.е. нет необходимости представлять вторую копию указанного документа).



Разрешение на временное проживание подтверждает право указанных лиц временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Данное разрешение может быть оформлено в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Представляется, что в случае, если указанное разрешение оформлено в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, то иностранный гражданин или лицо без гражданства, представляя в регистрирующий орган копию данного документа в соответствии с подп. "в" или "г" п. 1 комментируемой статьи, одновременно обеспечивают исполнение требования подп. "е" п. 1 комментируемой статьи и соответственно не требуется представления второй копии указанного документа.

Для получения разрешения на временное проживание лицу следует обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, или в дипломатическое представительство (консульское учреждение) РФ. Решение соответствующим органом принимается в шестимесячный срок <1>.

--------------------------------

<1> Отказ в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирование разрешения возможны в случае, если лицо: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности Российскому государству или его гражданам, своими действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, ранее подвергалось административному выдворению за пределы РФ либо депортации, представило поддельные или подложные документы либо сообщило о себе заведомо ложные сведения, осуждено либо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, привлекалось к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных российским законодательством, находится за пределами РФ более шести месяцев, заключило брак с российским гражданином, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным, является больным наркоманией либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.


Необходимо иметь в виду, что порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, определены утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 <1> Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 45. Ст. 4516.


В свою очередь вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для того чтобы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание на территории РФ, так как только в течение срока действия указанного разрешения и при наличии законных оснований лицу по его заявлению может быть выдан вид на жительство <1>. При этом порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок перерегистрации вида на жительство определены утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 <2> Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.

--------------------------------

<1> До получения вида на жительство лицо обязано прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 45. Ст. 4520.


7. Наряду с другими документами, представляемыми для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган должны быть представлены также подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства указанного лица в Российской Федерации, в случае если документ, удостоверяющий личность данного лица, или вид на жительство либо разрешение на временное проживание не содержит сведений о таком адресе (подп. "ж" п. 1 комментируемой статьи).

В комментируемом Законе содержание понятия "адрес места жительства в Российской Федерации" определено в подп. "д" п. 2 ст. 5. В соответствии с указанным подпунктом таким адресом является адрес (совокупность данных о наименовании субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому лицо зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке.

Таким образом, комментируемая статья устанавливает одно из условий, при котором возможно произвести государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - наличие регистрации данного лица по месту его жительства. Такой подход представляется достаточно обоснованным, поскольку вопросы определения места жительства физических лиц имеют существенное значение в правоприменительной практике. Место жительства является одним из важных составляющих элементов правоспособности физических лиц. С ним напрямую связаны отдельные вопросы гражданского, административного права, законодательство, регулирующее семейные, жилищные, земельные отношения <1>. При этом вопрос однозначного определения места жительства приобретает особую актуальность для сферы предпринимательской деятельности. В данной сфере место жительства индивидуального предпринимателя, так же как и место нахождения юридического лица, является гражданско-правовой категорией, имеющей не только материально-правовое, но и важное процессуальное значение. Так, в данном месте производится исполнение денежных обязательств (ст. 316 ГК РФ). По месту жительства индивидуального предпринимателя к нему предъявляются иски (ст. 35 АПК РФ). Знание места жительства индивидуального предпринимателя имеет большое значение для его контрагентов, органов, наделенных контрольными полномочиями (например, лицензирующих, налоговых и др.), иных лиц, чьи законные права и интересы могут быть затронуты в связи с деятельностью данного предпринимателя, в том числе потребителей.


--------------------------------

<1> Например, место открытия наследства, признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим, определение органа опеки и попечительства, определение процентов, подлежащих начислению за пользование чужими денежными средствами, назначение и начисление пенсий и пособий, предоставление компенсаций и льгот, участие в выборах и многие другие вопросы.


Статья 20 ГК РФ определяет, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Одновременно Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <1> конкретизирует содержание понятия "место жительства" и устанавливает, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с названным Законом граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации <2>. Такая обязанность для иностранных граждан и лиц без гражданства установлена Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

<2> Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939). Во исполнение данного Постановления МВД России издан Приказ от 23 октября 1995 г. N 393 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. N 4), которым утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и определены формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан, в том числе по месту жительства.


Гражданам РФ, обратившимся за государственной регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей, потребуется представить документ, предусмотренный подп. "ж" п. 1 комментируемой статьи, в случае если в их паспорте отсутствует оттиск штампа о регистрации по месту жительства. Это может иметь место в случаях, когда регистрация граждан по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность. В таких случаях гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, подлинник или копия которого должны быть представлены в регистрирующий орган наряду с иными документами.