Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1497

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно части первой комментируемой статьи РФ "передает", то есть "обязана передать", а не "может передать" субъектам РФ названные в ней "водные" полномочия, со средствами на их осуществление. Поскольку ВК вступает в силу с 1 января 2007 года, эти средства в полном объеме должны быть предусмотрены уже в ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", который разрабатывается и принимается в 2006 году.


Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений


Комментарий к статье 27


Полномочия ОМС в водных отношениях значительно отличаются от полномочий ОГВ РФ и ее субъектов. К полномочиям ОМС относится решение нескольких вопросов в отношении прудов и обводненных карьеров, находящихся в их собственности; установление правил использования водных объектов общего пользования и информации о них, если такие водные объекты, в том числе не находящиеся в муниципальной собственности, находятся в пределах территории соответствующего муниципального образования, а также весьма затратное и потому непосильное для многих местных бюджетов осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод любых водных объектов и ликвидации его последствий.

Полномочия ОМС, предусмотренные комментируемой статьей, должны осуществляться за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований. Все остальные полномочия в водных отношениях должны осуществляться ОГВ за счет средств соответствующих государственных бюджетов.

ВК не предусматривает передачу ОМС "водных" полномочий ОГВ РФ или субъектов РФ. Тем не менее ФЗ или законы субъектов РФ могут передать ОМС осуществление части "водных" государственных полномочий с необходимыми средствами на основании статьи 132 (части 2) Конституции.


Статья 28. Бассейновые округа


Комментарий к статье 28


Не считая статей о полномочиях ОГВ и ОМС в области водных отношений, статья о бассейновых округах поставлена в главу 4 ВК об управлении в области использования и охраны водных объектов на первое место. Бассейновые округа названы основной единицей такого управления. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) - один из принципов водного законодательства (пункт 9 статьи 3 ВК).

Бассейновый округ - новое понятие в ВК. В ВК-95 определялось понятие "бассейн поверхностного водного объекта (бассейн водного объекта)" как "территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро"; при этом перечисление бассейновых округов, подобное закрепленному комментируемой статьей, не устанавливалось.

Часть 1 статьи 28 ВК определяет территорию бассейновых округов как состоящую из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и "наземных" морей. Очевидно, указанная "замена понятий" призвана упорядочить управление в области использования и охраны водных объектов.


Почему бассейновых округов именно двадцать? Представитель Правительства в Государственной Думе при обсуждении проекта ВК ответил на этот вопрос так: "Мы считаем, что тех двадцати округов, которые были представлены по результатам анализа деятельности Министерства природных ресурсов, достаточно для системы управления" <1>.

--------------------------------

<1> Стенограмма заседания Государственной Думы 22 марта 2006 года с сайта Государственной Думы.


Для каждого бассейнового округа предполагается создание бассейнового совета (статья 29 ВК). Точные границы всех двадцати бассейновых округов предстоит утвердить Правительству.


Статья 29. Бассейновые советы


Комментарий к статье 29


Бассейновый совет упоминался в статье 120 ВК-95 как координационный орган, создаваемый в рамках бассейнового соглашения. Положение о бассейновом совете должно было утверждаться Правительством, но за 10 лет действия ВК-95 это так и не было сделано. Комментируемая статья также предписывает Правительству установить порядок создания и деятельности бассейновых советов.

В свою очередь, новый ВК, в отличие от ВК-95, не упоминает о бассейновых соглашениях, предназначавшихся для координации и объединения деятельности, направленной на восстановление и охрану водных объектов. Статья 29 ВК допускает лишь "разработку рекомендаций", но не "заключение бассейновых соглашений" об использовании и охране водных объектов. Если соглашение имеет обязательный характер (статья 91 ВК-95 предусматривала, что предоставление в пользование водных объектов, находящихся на территориях двух и более субъектов РФ, осуществляется с учетом бассейновых соглашений), то рекомендации не обязательны для исполнения.

Между тем бассейновые соглашения играют внутри страны ту же роль, что и договоры по трансграничным (пограничным) речным и озерным системам на международном уровне. Бассейновые соглашения - отработанный, в том числе за рубежом, механизм координации действий между различными участниками водных правоотношений. В РФ он стал использоваться еще до принятия ВК-95 и применяется до сих пор <1>. Бассейновые соглашения позволяют объединить технический, научный и финансовый потенциал их участников.

--------------------------------

<1> Научно-практический правовой постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под редакцией С.А. Боголюбова // СПС КонсультантПлюс. 2005.


К 2004 году между уполномоченными органами было заключено около двадцати бассейновых соглашений. Очевидно, этим объясняется число бассейновых округов, предусмотренное статьей 28 ВК.

Состав новых бассейновых советов будет зависеть от установленного Правительством порядка их создания и деятельности, видов водопользования на водных объектах бассейнового округа, состава водопользователей, наличия и активности общественных природоохранных объединений и КМН в границах бассейнового округа. Бассейновых советов должно быть двадцать - по числу бассейновых округов.



Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов


Комментарий к статье 30


1. Аналогичная статья содержалась в ВК-95. Во исполнение статьи 78 ВК-95 было принято Постановление Правительства от 14 марта 1997 года N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", значительная часть правил которого включена в содержание комментируемой статьи. Это означает, что и после вступления ВК в силу (с 1 января 2007 года) оно может действовать. Но как показывает практика, принятие нового кодекса вскоре влечет принятие в соответствии с ним новых решений Правительства, а не изменение ранее принятых решений, в том числе в случаях, если решения, принятые в соответствии с прежним кодексом, "пригодны" и при действии нового кодекса.

Мониторинг водных объектов - это регулярное наблюдение за состоянием водных объектов для своевременного выявления негативных процессов, их предотвращения и ликвидации. Такой мониторинг предполагает также наблюдение за водохозяйственными сооружениями на водных объектах, береговыми полосами и водоохранными зонами, деятельностью водопользователей, поскольку негативное воздействие на водные объекты исходит, как правило, именно от них. Мониторинг - мероприятие охраны, а не использования водных объектов.

Мониторинг осуществляется за всеми водными объектами независимо от их собственников, за всеми видами водных объектов. Данные мониторинга водных объектов необходимы для ведения ГВР, информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

2. В настоящее время государственный мониторинг водных объектов отнесен к ведению Росводресурсов (пункт 5.6.5 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов). Но поскольку мониторинг водных объектов - лишь часть государственного мониторинга окружающей среды, в мониторинге участвуют и иные ФОИВ в области охраны окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей среды предусмотрен статьей 63 ФЗ о среде. В соответствии с ней Постановлением Правительства от 31 марта 2003 года N 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей природной среды (государственного экологического мониторинга), в соответствии с которым мониторинг ведется МПР совместно с другими специально уполномоченными органами.

При ведении мониторинга формируется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Он предусмотрен статьей 15 ФЗ от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и принятым в соответствии с ней Постановлением Правительства от 21 декабря 1999 года N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении". Данный Фонд ведется Росгидрометом, действующим в соответствии с Постановлением Правительства от 23 июля 2004 года N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".


ФЗ "О гидрометеорологической службе" был значительно изменен ФЗ от 2 февраля 2006 года N 21-ФЗ. В соответствии с ним мониторинг окружающей среды, ее загрязнения - это долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Для мониторинга создается наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям. Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства. Вокруг стационарных пунктов наблюдений создается 200-метровая охранная зона в виде земельных участков и частей акваторий, в пределах которой ограничивается деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды (Постановление Правительства от 27 августа 1999 года N 972).

Государственный мониторинг водных объектов и окружающей среды в целом направлен на реализацию права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции).


Статья 31. Государственный водный реестр


Комментарий к статье 31


1.1. ВК-95 не упоминал о ГВР, предусматривая ведение государственного водного кадастра. Причем в Постановлении Правительства от 23 ноября 1996 года N 1403 "О ведении Государственного водного кадастра" прямо указывалось на продолжение ведения водного кадастра.

Комментируемый ВК о государственном водном кадастре не упоминает, предусматривая ведение государственного водного реестра. Очевидно, ГВР призван заменить государственный водный кадастр.

Вместе с тем ни ВК, ни Вводный закон не предусматривают положения о порядке трансформации государственного водного кадастра в ГВР. Этот пробел должен быть устранен внесением изменений в ВК и (или) Вводный закон либо постановлением Правительства, принятым в соответствии с частью 10 комментируемой статьи.

Отечественный водный кадастр велся с 1930-х годов. За эти годы его данные стали без преувеличения уникальными. Поэтому важно не допустить потери или искажения данных государственного водного кадастра.


В статье 79 ВК-95 говорилось не только о государственном водном кадастре, но и учете поверхностных и подземных вод, который определялся как систематические определение и фиксация количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории, в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Комментируемая статья о государственном учете вод не упоминает. Возможно, такой учет станет частью ГВР.

1.2. Отмена ведения водного кадастра и другие изменения законодательства снижают в отношении ЗВФ, находящихся в государственной собственности, значение их государственной кадастровой оценки, проводившейся на основании ФЗ от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О Государственном земельном кадастре" и Постановлений Правительства от 25 августа 1999 года N 945 и от 8 апреля 2000 года N 316.

Кадастровая оценка (стоимость) требуется для исчисления земельного налога с различных категорий земель. Однако статья 389 НК с 1 января 2005 года изъяла из объектов обложения земельным налогом "земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами", а также некоторые другие земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с ФЗ.

О земельном налоге с земельных участков, занятых водными объектами, см. также комментарий к статье 20 ВК.

2. Судя по содержанию статьи 31 ВК, ГВР - своеобразный обобщающий водный аналог Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единого государственного реестра земель и Российского регистра гидротехнических сооружений, ведение которых предусмотрено соответственно ФЗ о регистрации, ФЗ "О государственном земельном кадастре" и ФЗ о ГТС. Отдельно оговаривается, что сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах (часть 5 статьи 31 ВК). Сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, отражаются также в Реестре федерального имущества (Постановление Правительства от 3 июля 1998 года N 696).

Сведения ГВР являются, как правило, общедоступными и должны предоставляться любому желающему в течение пяти рабочих дней, но за плату, которую предстоит установить Правительству. Это согласуется с принципом платности водопользования (пункт 14 статьи 3 ВК).

Часть 9 статьи 31 ВК, согласно которой информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством ФОИВ в Интернете, дублирует статью 8 Вводного закона (см. комментарий к ней).