Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1496

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации


Комментарий к статье 32


Комментируемая статья говорит, во-первых, о гидрографическом районировании и, во-вторых, о водохозяйственном районировании территории РФ. ВК-95 ни о том ни о другом районировании не упоминал.

Из комментируемой статьи следует, что гидрографическое районирование вспомогательно по отношению к схемам комплексного использования и охраны водных объектов, которым посвящена статья 33 ВК (см. комментарий к ней). Гидрографический район должен состоять из гидрографических единиц, которыми являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна.

В свою очередь, гидрографические единицы подлежат делению на водохозяйственные участки. Такое деление и есть водохозяйственное районирование, осуществляемое для разработки водохозяйственных балансов. Водохозяйственным балансам, о которых говорится в части 3 комментируемой статьи, посвящен пункт 3 части 3 статьи 33 ВК.

Статья 32 ВК предписывает утверждение количества гидрографических единиц, водохозяйственных участков и их границ уполномоченному Правительством ФОИВ, однако порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков - непосредственно Правительству.


Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов


Комментарий к статье 33


Аналогичная статья содержалась в ВК-95 (статья 76). На основании статей 65 и 76 ВК-95 разрабатывались федеральная, бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Комментируемая статья говорит о схемах комплексного использования и охраны водных объектов подробнее. Разработка различных схем комплексного использования и охраны водных объектов допускается также статьями 24 (пункт 2), 29 (часть 2) и 32 (часть 1) ВК.

В настоящее время действует Постановление Правительства от 13 сентября 1996 года N 1097 "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов". Принятие аналогичного постановления предусмотрено и частью 6 комментируемой статьи.


Статья 34. Резервирование источников питьевого водоснабжения


Комментарий к статье 34


1. Приоритет использования водных объектов для питьевого водоснабжения людей - один из принципов водного законодательства (пункт 5 статьи 3 ВК). Не допускается использование водных объектов для иных целей, если водных ресурсов для питьевого водоснабжения может оказаться недостаточно.

Положения статьи 34 ВК не следует понимать как рассчитанные на действие только в условиях чрезвычайной ситуации или при угрозе ее возникновения. Резервирование источников питьевого водоснабжения не должно производиться в условиях нехватки времени в связи с чрезвычайной ситуацией. Источники питьевого водоснабжения должны быть подготовлены задолго до вероятных чрезвычайных ситуаций в различных местах, что предполагает также строительство или реконструкцию соответствующих систем водоснабжения от водных объектов до потребителей питьевой воды. Об этом же свидетельствует статья 1 ФЗ о ЧС, согласно которой чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. (О зонах чрезвычайных ситуаций на водных объектах см. также комментарий к статье 67 ВК.)


Однако до настоящего времени темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения были низкими. Как отмечалось в Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", около половины населенных пунктов России, в том числе 76 городов с населением более 250 тысяч жителей, используют для водоснабжения поверхностные, не защищенные от загрязнения воды: Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Нижний Новгород и др.

2. Предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций занимаются различные ОГВ РФ, субъектов РФ и ОМС, прежде всего МЧС. При необходимости пострадавшим людям организуется доставка питьевой воды специальным транспортом. Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды осуществляется организациями питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства и ОМС. Информация о качестве питьевой воды регулярно публикуется в СМИ.

Комментируемая статья предусматривает для зарезервированных источников питьевого водоснабжения установление зон специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения. О таких зонах см. комментарий к статье 43 ВК.

Порядок резервирования источников питьевого водоснабжения предстоит утвердить Правительству (часть 2 статьи 34 ВК), однако само резервирование отнесено к полномочиям ОГВ субъектов РФ (пункт 5 статьи 25 ВК). В настоящее время действует Постановление Правительства от 6 марта 1998 года N 292, которым утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой".


Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах


Комментарий к статье 35


1. Содержание комментируемой статьи ориентирует на обращение к ФЗ о среде, в полной мере применимого к охране поверхностных и подземных водных объектов. В соответствии с ним нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Комментируемый ВК, в отличие от ВК-95 (статьи 82), не содержит положений о нормировании в области использования и охраны водных объектов, которое заключалось в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов. Однако это не означает прекращение нормирования, поскольку требования к нормированию в области охраны окружающей среды установлены главой V (статьи 19 - 31) ФЗ о среде. К нормированию в области использования и охраны водных объектов могут иметь отношение и другие ФЗ, например от ФЗ 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".


2. Положения комментируемой статьи должны быть детализированы решениями Правительства и уполномоченного им ФОИВ (части 3, 5 и 6 статьи 35 ВК).

В настоящее время действует Постановление Правительства от 19 декабря 1996 года N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты", в соответствии с которым нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Нормативы подлежат утверждению МПР и должны использоваться исполнительными ОГВ РФ и ее субъектов при решении вопросов, связанных с разработкой водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов; лицензированием и лимитированием водопользования, размещением, проектированием, строительством, реконструкцией хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод; определением объемов безвозвратного водопотребления, установлением экологических попусков воды и решением других вопросов водопользования.


Статья 36. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов


Комментарий к статье 36


Содержание комментируемой статьи значительно расширено по сравнению с аналогичной статьей 81 ВК-95. "Расширение" произошло за счет включения в комментируемую статью ВК ряда правил Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства от 16 июня 1997 года N 716, принятого в соответствии со статьей 81 ВК-95. Аналогичным образом - за счет принятого ранее Постановления Правительства - было расширено содержание статьи 30 ВК (см. комментарий к ней).

Кроме того, в комментируемую статью к "контролю" добавлен "надзор" за использованием и охраной водных объектов. В связи с этим, очевидно, потребуется "замена" названного Постановления на новое постановление Правительства во исполнение части 8 статьи 36 ВК, а также принятие Правительством иных нормативных актов во исполнение частей 2, 3 и 4 комментируемой статьи.

В настоящее время на федеральном уровне государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, находящихся у любого собственника, осуществляет находящийся в ведении МПР Росприроднадзор (не Росводресурсы) на основании пункта 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Как и решение любого другого органа исполнительной власти, оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Контроль и надзор за водными объектами, находящимися в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, осуществляют соответствующие органы субъектов РФ или ОМС. Контроль и надзор за прудами и обводненными карьерами, находящимися в частной собственности, заинтересованы осуществлять их собственники.



Глава 5. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ


Статья 37. Цели водопользования


Комментарий к статье 37


В статье 37 ВК названы лишь некоторые (основные) цели водопользования. Исчерпывающий перечень целей водопользования содержится в статье 11 ВК (см. комментарий к ней), для некоторых из которых - как указанных, так и не указанных в комментируемой статье - в ВК введены дополнительные конкретизирующие статьи (статьи 42 - 54). Однако многие цели водопользования, предусмотренные статьей 11 ВК, остались в ВК без дополнительной регламентации: обеспечение обороны страны и безопасности государства (пункт 1 части 2); размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений (пункт 3 части 2); размещение стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов (пункт 4 части 2); научные и учебные цели (пункт 14 части 3); разведка и добыча полезных ископаемых, размещение и строительство трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек (пункт 15 части 3), и некоторые другие. Для указанных целей, предусмотренных частью 2 статьи 11 ВК, отсутствие их регламентации в главе 5 ВК позволяет устанавливать дополнительные условия водопользования решениями уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Для указанных целей, предусмотренных частью 3 статьи 11 ВК и осуществляемых без договоров и решений о водопользовании, отсутствие их регламентации в главе 5 ВК предоставляет конкретным лицам большую свободу водопользования.


Статья 38. Виды водопользования


Комментарий к статье 38


1. Статья 38 ВК подразделяет водопользование исходя из условий предоставления водных объектов в пользование (части 1 и 2) и по способу использования водных объектов (часть 3).

ВК-95 подразделял водопользование иначе: на общее, специальное и особое. Общим признавалось водопользование без применения сооружений, технических средств и устройств, которое могло осуществляться частными лицами без получения лицензии на водопользование. Специальным признавалось водопользование с применением сооружений, технических средств и устройств, которое могло осуществляться частными лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Особым признавалось водопользование, которое в соответствии со статьей 38 комментируемого ВК стало признаваться обособленным, то есть водопользование исключительно для государственных или муниципальных нужд, без допуска к нему частных лиц.

Водопользование для государственных или муниципальных нужд обычно осуществляется через специального создаваемые государственные и муниципальные унитарные предприятия. Таким ГУП является, в частности, "Мосводоканал".


2. Условия водопользования определяются договором, решением уполномоченного органа или общими требованиями ВК, когда договор или решение не требуются. Исходя из них, водопользование может быть двух видов: совместным или обособленным.

Комментируемая статья исходит из того, что водопользование должно быть, как правило, совместным, то есть предполагается пользование водным объектом различными лицами для различных целей. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 38 ВК: водопользование для государственных или муниципальных нужд, исключающее использование водных объектов или их частей другими лицами (например, для нужд обороны), а также для рыбоводства (не рыболовства).

3. Часть 3 статьи 38 ВК закрепляет три вида водопользования в зависимости от способа использования водных объектов: с изъятием воды при условии ее возврата в водные объекты (например, в целях работы судовых механизмов); с изъятием водных ресурсов без возврата в водные объекты (например, для полива садовых участков) или без изъятия воды из водных объектов (например, для взлета и посадки воздушного судна).

Следует отметить, что водопользование для некоторых целей может быть отнесено как к видам, определяемым по способу использования водных объектов, так и исходя из условий их предоставления. Например, купание одновременно является и совместным водопользованием, и водопользованием без изъятия водных ресурсов из водных объектов.


Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов


Комментарий к статье 39


1. Комментируемая статья закрепляет меньший объем прав и больший объем обязанностей собственников и пользователей водных объектов. Указание на наличие у них иных прав (пункт 3 части 1 статьи 39 ВК) вряд ли следует рассматривать как уравновешивание прав с обязанностями. Во-первых, предусмотрена возможность возложения на собственников и пользователей водных объектов дополнительных обязанностей (пункт 6 части 2 статьи 39 ВК). Во-вторых, в статье 39 ВК указаны, несомненно, все существенные права и обязанности. Наличие предусмотренных ФЗ других прав и обязанностей и отказ от их воспроизведения в статье 39 ВК означает, что такие права и обязанности нетипичны и не имеют широкого распространения.

Например, в соответствии со статьей 14 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" лицо, владеющее водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат; порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды. Но водных объектов с объектами археологического наследия сравнительно немного.