Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1495

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Требование части 2 комментируемой статьи не применяется к водным объектам, не входящим в водохозяйственную систему, определяемую статьей 1 ВК как комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов ГТС. Если же водный объект входит в такую водохозяйственную систему, то изменение его режима, которое может привести к нарушению прав третьих лиц, не допускается. Например, нельзя проводить искусственное осушение водного объекта, являющегося источником питьевого водоснабжения местных жителей.

Запрет проведения работ по изменению и благоустройству природного водного объекта, если это не сохранит его естественное происхождение (часть 3 статьи 42 ВК), исходит из недопустимости чрезмерного вмешательства человека в природные процессы, неспособности человеческой деятельности "заменить" природу, а также некоторых принципов водного законодательства (пункты 1, 2 и 3 статьи 3 ВК).

Лица, допустившие нарушение основных требований к использованию водных объектов, должны быть привлечены к установленной законом ответственности.


Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения


Комментарий к статье 43


1.1. Комментируемая статья развивает принцип водного законодательства, закрепленный пунктом 5 статьи 3 ВК, исходя из того, что увеличение численности населения Земли и, соответственно, вредное воздействие на природу порождают дефицит пригодной для питья воды. К РФ это пока не относится, поскольку ее коренное население (в основном русские) сокращается примерно на миллион человек в год, а водных объектов, вода которых пригодна для питья, в России достаточно. Однако и в РФ действует немало промышленных предприятий и других источников загрязнения водных объектов, в том числе содержащих воду, пригодную для питья.

Водные объекты - поверхностные и подземные, вода которых пригодна для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, должна использоваться прежде всего для этих целей. Все, что этому препятствует, должно быть устранено.

Предоставление в пользование водных объектов, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов. При нехватке воды для питья она не должна использоваться и для хозяйственно-бытовых целей. Однако достаточность для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ресурсов подземных вод является основанием их использования и для иных целей, в том числе если на определенной территории отсутствуют поверхностные водные объекты, пригодные для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (часть 4 статьи 43 ВК).

1.2. При выявлении водных объектов, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, они должны быть незамедлительно и полностью защищены от какого-либо загрязнения и засорения, при необходимости соединены с построенными системами водоснабжения. Для питьевого водоснабжения используются преимущественно подземные водные объекты, поскольку они меньше подвержены загрязнению. Тем не менее 17,5% подземных и 40,8% поверхностных источников питьевого водоснабжения не соответствуют санитарным нормам. В отдельных субъектах РФ до 80% разводящих сетей водоснабжения нуждается в замене (письмо Роспотребнадзора от 10 апреля 2006 года "О состоянии водоснабжения и водоотведения населенных мест").


В настоящее время крупнейшим в мире поверхностным водным объектом, вода которого пригодна для питья, является озеро Байкал на территории России. Объем его воды - 23 тыс. куб. километров (первое место в мире среди озер) - это 20% мировых запасов поверхностных пресных вод и более 90% запасов России. Еще в XX веке вода Байкала перед питьем не требовала очистки. Недавние пробы воды Байкала, взятые на расстоянии всего 4 километра от Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (источника загрязнения воды) с глубины 400 метров, по своей чистоте превышают требования европейских стандартов. Подробнее о Байкале см. комментарий к статье 65 ВК.

1.3. В РФ пока нет должного бережливого отношения к воде, в том числе к пригодной для питья. Незакрытый или неисправный водопроводный кран не является редкостью. Между тем даже тонкая струйка или частое капанье воды из водопроводного крана приводит к утечке более 100 литров воды в сутки.

Жители России, не допускающие утечек воды, потребляют ее не больше, чем жители западноевропейских стран (на питье, стирку и т.п.). Но при отсутствии в квартире прибора учета израсходованной воды они платят за нее столько же, сколько и неэкономящие воду - по установленным "средним" тарифам, которые исходят из того, что каждый житель России потребляет около 400 литров воды в сутки. Столько воды (две - три стандартных ванны) за сутки реально не потребляет почти никто. Поэтому в квартирах, где установлены водосчетчики, размеры платежей за воду сокращаются в несколько раз. Отсутствие водосчетчиков в подавляющем большинстве квартир позволяет водоснабжающим организациям списывать "на утечку" до трети подаваемой в квартиры воды.

2.1. В соответствии со статьями 18 и 19 ФЗ о СЭБН, к которому отсылает комментируемая статья, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМС, юридические лица и индивидуальные предприниматели в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.


Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным нормам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

2.2. В настоящее время зоны санитарной охраны источников водоснабжения и ограничения их использования, санитарные правила и нормативы, о которых говорится в статье 43 ВК и ФЗ о СЭБН, определяются постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ - первого заместителя министра здравоохранения РФ. Им утверждены:

- Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения (Постановление от 25 июля 2001 года N 19);

- Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения (Постановление от 26 сентября 2001 года N 24);

- Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы (Постановление от 8 ноября 2001 года N 32);

- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (Постановление от 14 марта 2002 года N 10);

- Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения (Постановление от 25 ноября 2002 года N 40);

- Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (Постановление от 30 апреля 2003 года N 74);

- Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (Постановление от 30 апреля 2003 года N 78).

Санитарно-эпидемиологические заключения о пригодности водных объектов к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению выдают главные государственные санитарные врачи РФ, по субъектам РФ, городам и районам и их заместители.

Следует отметить, что в некоторых случаях зоны санитарной охраны водных объектов, отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, их водоохранные зоны и условия их использования могут частично совпадать или "поглощаться" друг другом. В таких случаях необходимо руководствоваться актами, устанавливающими более строгие меры охраны источников водоснабжения (водных объектов). Об ограничениях использования водоохранных зон см. комментарий к статье 65 ВК.

2.2.1. В связи с постоянным увеличением численности проживающих в Москве и пользующихся водными объектами, являющимися источниками питьевого водоснабжения Москвы, а также с ослаблением требований к охране водоохранных зон водных объектов (см. комментарий к статье 65 ВК), которые имеются и у отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, представляется необходимым рассмотреть Санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы". Они определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны (ЗСО) Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается проект ЗСО Московского водопровода.


Особенности ЗСО источников водоснабжения Московского городского водопровода, санитарно-противоэпидемические мероприятия на их территории и акватории определяются:

- большой мощностью водопровода, достигающей 75,7 куб. м/с (около 7 млн. куб. м/сут.);

- географическим положением и большими размерами территории водосбора источников водоснабжения (Смоленско-Московская гряда Средне-Русской возвышенности, характеризующаяся густой гидрографической сетью и малой мощностью естественных водотоков);

- административным делением и социально-экономическими условиями территории расположения источников водоснабжения (территория трех субъектов РФ: Смоленской, Тверской и Московской областей, значительно различающихся по демографическим показателям, а также степени и характеру хозяйственного освоения);

- политическим, экономическим и стратегическим значением объекта водоснабжения - Московской городской агломерации.

2.2.2. ЗСО организуется в составе трех поясов.

Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений, сооружений гидроузлов и каналов, подводящих воду от водозаборов к площадкам водоочистных сооружений. Его назначение - защита места водозабора, водозаборных, водопроводных и гидротехнических сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй пояс включает территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, и простирается по берегам водохранилищ и основных водотоков, входящих в гидротехническую систему, а также по берегам притоков первого порядка. Основными водотоками являются: по Москворецкому источнику - реки Москва, Вазуза, Гжать, Руза, Истра, Малая Истра, Касня; по Волжскому источнику - реки Волга, Тверца, Лама, Шоша. Назначение второго пояса - защита источника водоснабжения от микробного и химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком.

Третий пояс включает территорию водосбора источника водоснабжения. Назначение третьего пояса - защита источника водоснабжения от химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком.

Санитарными правилами подробно определяются границы всех трех поясов. Санитарно-противоэпидемические мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - МГУП "Мосводоканал";

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

2.2.3. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дороги и пешеходные дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В акватории первого пояса ЗСО не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды. Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками. На судоходных водоемах над водоприемниками водозаборов должны устанавливаться бакены с освещением.


В границах территории и акватории первого пояса ЗСО допускается деятельность, связанная с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды. Здания должны быть канализованы с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные очистные сооружения, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

2.2.4. На территории второго пояса не допускается размещение объектов, обусловливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения, а именно:

- кладбищ, скотомогильников;

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей ТПО;

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации, полигонов твердых бытовых отходов;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 метров от уреза воды и при крутизне склона прилегающих территорий более 3 градусов.

Не допускаются применение ядохимикатов и удобрений, рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной менее 500 метров от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубка ухода и санитарная рубка леса.

В пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, кроме того, не допускаются расположение стойбищ, выпас скота и распашка земли. Вновь строящиеся отдельно стоящие дома должны оборудоваться установками локальной очистки сточных вод.

Санитарный режим в населенных местах на территории второго пояса ЗСО должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов. Города и поселки с населением свыше 20 тысяч человек должны иметь системы городской канализации с блоками механической, биологической и третичной очистки городских сточных вод, а также системы ливневой канализации с отводом стоков на очистные сооружения. Сброс сточных вод в акватории Учинского и Рублевского водохранилищ запрещен.

Суда, курсирующие по акватории ЗСО, дебаркадеры и брандвахты должны быть оборудованы устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов. На пристанях должны быть оборудованы сливные станции и приемники для сбора твердых отходов.

Должны предусматриваться периодическая очистка каналов и водохранилищ от донных отложений и удаление водной растительности. Использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.