Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1490

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта


Комментарий к статье 47


1. С точки зрения КВВТ водные объекты - это ВВП, то есть естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. ВВП и расположенные на них судоходные ГТС находятся в федеральной собственности и используются для судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень ВВП утвержден Правительством (см. комментарий к статье 6 ВК).

Границы зон навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов по ВВП и морским путям определяются в порядке, установленном совместными решениями ФОИВ в области транспорта, обороны и рыболовства. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по ВВП, за исключением участков пограничных зон РФ, осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по ВВП на участках пограничных зон РФ регулируется международными договорами РФ.

В целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию ВВП и судоходных ГТС на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ. Строительство и эксплуатация сооружений на ВВП, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Владельцы сооружений на ВВП обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, или на основании их заявок.

Владельцы регулирующих уровень воды на ВВП сооружений на участках ВВП выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с ФОИВ в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства. Эксплуатация регулирующих уровень воды на ВВП сооружений и регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с ФОИВ в области транспорта. Гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании международных договоров РФ.


Отдельные положения об использовании водных объектов водным транспортом содержатся также в Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ. Об использовании водных объектов для нужд водного транспорта см. также комментарий к статье 6 ВК.

2. С точки зрения Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ поверхность воды, предназначенная для взлета, посадки, руления и стояния воздушных судов, - это аэродром (статья 40); отвод участка поверхности воды под аэродром предписано проводить в соответствии с водным законодательством (статья 43). Других положений о водопользовании для взлета и посадки летательных аппаратов Воздушный кодекс РФ не содержит. Часть 2 комментируемой статьи предписывает установить порядок использования водных объектов для взлета и посадки воздушных судов Правительству.

В соответствии с частью 3 статьи 11 ВК использование водных объектов для разового взлета и разовой посадки воздушных судов, а также для судоходства (в том числе постоянного) не требует заключения договора водопользования или принятия решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование. Требуется ли такой договор или решение для постоянного (не разового) использования водного объекта для взлета или посадки воздушных судов, предстоит решить Правительству на основании части 2 комментируемой статьи либо законодателю путем внесения в ВК соответствующих изменений. До них использование водных объектов для взлета и посадки воздушных судов будет осуществляться без договоров и без решений уполномоченных органов.


Статья 48. Использование водных объектов для сплава леса


Комментарий к статье 48


1. Аналогичные положения содержались в части третьей статьи 142 ВК-95. Используемый в них термин "сплав леса" неточен. Имеется в виду не весь лес, а только древесина, поскольку "лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии" (преамбула утративших силу Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 года). Соответственно, "сплавить лес" можно только в переносном смысле этих слов.

Сплав древесины оказывает весьма неблагоприятное воздействие на водные объекты. Под его влиянием нарушается естественное состояние русел, происходит засорение водных объектов затопленной древесиной, образуются заторы, способствующие заилению, препятствующие плаванию, судоходству, передвижению рыб и таянию льда, что приводит к наводнениям. Затонувшая при сплаве древесина (топляк от сплава) придает воде токсические свойства и изменяет ее гидрохимический состав. Поэтому часть 1 статьи 48 ВК обязывает водопользователей регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Топляк от сплава, не убранный лицом, осуществляющим сплав древесины, может быть обращен другим водопользователем в свою собственность на основании пункта 2 статьи 226 ГК, измененного статьей 9 Вводного закона.


2. Часть 2 комментируемой статьи допускает молевой сплав (сплав по течению отдельных бревен) и сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, не используемых для судоходства. На водных объектах, используемых для судоходства, то есть на ВВП, это запрещается. Исчерпывающий перечень ВВП утвержден распоряжением Правительства от 19 декабря 2002 года N 1800-р (см. комментарий к статье 6 ВК).

"Сплав леса в плотах и с применением кошелей" на тех водных объектах, где это не запрещено, должен осуществляться на основании решения уполномоченного органа (пункт 9 части 2 статьи 11 ВК). Речь идет о плотовом сплаве (древесина связана в плоты, буксируемые судном) и кошельном сплаве (древесина буксируется судном в ограждениях из бревен - кошелях).


Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей


Комментарий к статье 49


1. Статья 49 ВК имеет отсылочный характер. Лечебно-оздоровительные местности и курорты - одна из категорий ООПТ, установленных ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а земли особо охраняемых территорий и объектов - самостоятельная категория земель, установленная ЗК.

Статья 49 ВК "делегировала" регулирование использования водных объектов для лечебно-оздоровительных целей законодательству о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Тем самым ВК "самоустранился" от регулирования использования водных объектов для лечебных и оздоровительных целей.

На территории России имеется немало водных природных лечебных ресурсов в различных регионах, а не только на юге. Со времен Петра I известны целебные свойства воды в границах современного курорта "Марциальные воды" в Карелии (недалеко от одной из резиденций Президента). Как отмечено в концепции Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства от 9 декабря 2005 года N 2189-р, "наряду с разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами Курильские острова обладают уникальными по химическому и температурному составу минеральными и геотермальными водными источниками - своеобразной природной лечебницей".

2.1. В соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебных оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются ФОИВ, ведающим вопросами здравоохранения.

Лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях ООПТ, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.


Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей, как правило, не допускается. В исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий, может разрешить Правительство.

Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

2.2. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности. Данные положения содержатся в ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебных оздоровительных местностях и курортах".

ВК не предусматривает лицензирование водопользования и не требует заключения договора водопользования или принятия решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование для изъятия из подземных водных объектов природных лечебных ресурсов (пункт 3 части 3 статьи 11 ВК). ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также не предусматривает лицензирования такого водопользования. Однако он не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов. Следовательно, "самоустранение" ВК от регулирования использования водных объектов для лечебно-оздоровительных целей сохраняет лицензирование такого водопользования.



Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей


Комментарий к статье 50


1. Статья 6 (часть 3) ВК, к которой отсылает часть 1 комментируемой статьи, устанавливает, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством, а также исходя из устанавливаемых ОМС правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Тем самым часть 1 статьи 50 ВК устанавливает, что отдых, туризм и спорт осуществляются на общедоступных водных объектах.

Вместе с тем статья 11 ВК для рекреационного водопользования обязывает заключать договор водопользования (пункт 2 части 1), за исключением использования водного объекта для организованного отдыха отдельных категорий граждан (пункт 11 части 2) и купания отдельных граждан (пункт 17 части 3). Для этих целей водопользование осуществляется, соответственно, на основании решения уполномоченного органа и без письменного договора (решения) о водопользовании.

Следовательно, по смыслу комментируемой статьи, для рекреации водные объекты должны предоставляться в пользование, как правило, на основании договора водопользования за плату, что предполагает соответствующее обустройство водных объектов и пляжей в установленных местах. Где такое обустройство не произведено (на "диких" пляжах), рекреационное водопользование остается бесплатным.

В случае рекреационного водопользования на территории национального парка должно применяться Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное Постановлением Правительства от 3 августа 1996 года N 926. Что касается спорта и туризма на иных водных объектах, то ФЗ от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не содержит условий использования для спорта водных объектов. Не предусмотрены такие положения и ФЗ от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В таких случаях должны применяться положения ВК о договоре водопользования и общие положения ГК об аренде.

2.1. Если для рекреационного водопользования требуется проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений или сооружений, в том числе для обустройства пляжей, то оно должно осуществляться не только в соответствии с водным законодательством, но и законодательством о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 50 ВК).

ВК как основной акт водного законодательства не содержит специальных положений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий, строений или сооружений для рекреационных целей. Единственное "подходящее" для этого положение - часть 3 статьи 42 ВК (см. комментарий к ней).