Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1491

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. обозначаются столбами со специальным знаком. Знак изготовляется и устанавливается распоряжением ОМС и сдается владельцу земли под расписку и охрану.

2.2.5. На территории третьего пояса ЗСО не допускается авиационная химическая обработка лесов и сельскохозяйственных угодий. При "безавиационной" обработке ядохимикатами сельхозугодий и лесов доза внесения не должна превышать 1,3 кг/га.

Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования. Существующие полигоны твердых бытовых отходов должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Животноводческие комплексы и фермы на территории 3-го пояса должны иметь сооружения по накоплению и обезвреживанию навоза, оборудованные в соответствии с ветеринарно-санитарными и гигиеническими требованиями к устройству технологических линий удаления, обработки, обезвреживания, утилизации навоза, получаемого на животноводческих комплексах и фермах.

3. Порядок использования подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 ВК).

В соответствии с Законом РФ "О недрах" для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, участки недр предоставляются в пользование на срок до 25 лет решениями комиссии, которая создается Федеральным агентством по недропользованию и в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, устанавливается Роснедрами по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития. В настоящее время использование подземных водных объектов подлежит лицензированию.

4. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется, как правило, централизованно - специально созданными ОГВ и ОМС водоснабжающими организациями. Они обязаны обеспечивать подачу пригодной для питья и хозяйственно-бытовых нужд воды (постоянную или по графику) от водного объекта до конечного потребителя.

При отсутствии централизованного водоснабжения разрешается осуществлять забор воды для указанных нужд непосредственно из водных объектов каждому. Такое установление содержалось и в статье 135 ВК-95. Централизованное водоснабжение зачастую отсутствует в сельской местности, где для питья и хозяйственно-бытовых нужд необходимо рытье колодцев или бурение скважин.


Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства от 12 февраля 1999 года N 167. Различные проекты ФЗ "О питьевом водоснабжении" неоднократно вносились в Государственную Думу, но до сих пор не были приняты.


Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод


Комментарий к статье 44


1. В соответствии со статьей 1 ВК дренажные воды - это воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод допускается только на основании решения уполномоченного органа (пункт 2 части 2 статьи 11 ВК). Сброс сточных вод без такого решения или в противоречие ему означает нарушение требований водного законодательства и необходимость привлечения виновных к ответственности.

2. Статья 44 ВК допускает сброс сточных и (или) дренажных вод, но только в те водные объекты, которые в ней не названы.

Аналогичная статья содержалась в ВК-95 (статья 144). Но в отличие от статьи 144 ВК-95 в комментируемую статью не включены места туризма, спорта и массового отдыха населения и места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений. Тем самым в эти места допускается сброс сточных или дренажных вод. Представляется, что статью 44 ВК необходимо дополнить положениями из статьи 144 ВК-95.

Сброс сточных или дренажных вод в водные объекты - это вредное воздействие на них. Поэтому оно допускается только при соблюдении требований, установленных ВК, ФЗ о среде и иными актами в соответствии с ними. О допустимости сброса в водные объекты ядерных материалов и радиоактивных веществ в пределах, установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии, говорится также в статье 42 ФЗ от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ утверждены Постановлением Правительства от 3 октября 2000 года N 748.

Подробные правила сброса сточных и дренажных вод содержатся в Гигиенических требованиях к охране поверхностных водных объектов и в Гигиенических требованиях к охране подземных вод от загрязнения, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ соответственно 22 июня 2000 года и 16 июля 2001 года.

О нормативах допустимого воздействия на водные объекты см. комментарий к статье 35 ВК.

3. Сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на водосборные площади (в том числе если эти вещества содержатся в воде) является платным. Взимание платы предусмотрено статьей 16 ФЗ о среде, относящей сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади к видам вредного воздействия на окружающую среду. Плата устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Конституционный Суд РФ Определением от 10 декабря 2002 года N 284-0 установил, что оно не противоречит Конституции и подлежит применению.


Базовые нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения, а также коэффициенты к базовым нормативам для отдельных регионов и бассейнов рек, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов, установлены Постановлением Правительства от 12 июня 2003 года N 344. Для водных объектов в нем названо 143 загрязняющих вещества. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В таком же порядке плата определяется в случае отсутствия у водопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. Следует отметить, что положениями, допускающими загрязнение водных объектов сверх допустимых нормативов, государство санкционирует нарушения водного законодательства.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям экономики. Если платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующей организации.


Перечисление средств платы осуществляется в сроки, установленные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 января 2006 года N 49:

- по итогам четвертого квартала 2005 года - до 30 января 2006 года;

- по итогам первого квартала 2006 года - до 20 апреля 2006 года;

- по итогам второго квартала 2006 года - до 20 июля 2006 года;

- по итогам третьего квартала 2006 года - до 20 октября 2006 года;

- по итогам четвертого квартала 2006 года - до 20 января 2007 года.

По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, экономике загрязнением окружающей природной среды.

В соответствии с Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 777 объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ, а именно объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы, либо объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные водные объекты, подлежат федеральному экологическому контролю.


Статья 45. Использование водохранилищ


Комментарий к статье 45


1. Комментируемая статья - самая объемная в ВК. Тем самым в ВК подчеркивается важное социально-экономическое и природное значение водохранилищ. В ВК-95 аналогичной статьи не содержалось, "похожа" на нее лишь его статья 139.

Водохранилища - это искусственные поверхностные водоемы. Они могут строиться и использоваться для водоснабжения жителей, орошения, задержания сточных вод и других нужд. Комментируемая статья распространяется на использование любых водохранилищ.

2. В статье 45 ВК очень подробно для законодательного акта, но вопреки ее наименованию определяется не столько использование одного из водных объектов, сколько порядок разработки и содержание правил использования водохранилищ.

Статья 45 ВК предусматривает разработку правил использования водных ресурсов, технической эксплуатации и благоустройства для каждого водохранилища, за исключением случаев, когда режимы функционирования нескольких водохранилищ и других элементов водохозяйственной системы связаны между собой так, что не могут функционировать раздельно. Поскольку в России свыше 30 тысяч водохранилищ, из них 325 крупных и особо крупных (более 10 млн. куб. м), данное положение представляется труднореализуемым.


Постановление Правительства "О порядке эксплуатации водохранилищ" принято 20 июня 1997 года, в его исполнение - письмо МПР от 25 октября 2000 года "О правилах эксплуатации водохранилищ Российской Федерации". Не отменены в РФ Постановление Совета Министров СССР от 2 февраля 1976 года N 76 "Об утверждении Положения о порядке проведения мероприятий по подготовке зон затопления водохранилищ в связи со строительством гидроэлектростанций и водохранилищ", а также Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 1 июля 1985 года.


Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 46


1. ВК-95 содержал статью 137 "Использование водных объектов для промышленности и энергетики" и статью 139 "Использование водных объектов для гидроэнергетики". Последняя касалась в основном использования водохранилищ, которому в комментируемом ВК посвящена статья 45.

Комментируемая статья касается использования водных объектов только для производства электроэнергии. Статьи об использовании водных объектов для промышленности в ВК нет, что представляется явным пробелом, поскольку промышленные предприятия - одни из основных водопользователей и потребителей воды наряду с объектами гидроэнергетики, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

2. Производство электроэнергии на водных объектах невозможно без гидроэлектростанций, которые ФЗ о ГТС рассматривает как разновидность ГТС. Об использовании водных объектов при эксплуатации ГТС см. комментарий к статье 42 ВК.

Требование рационального использования и охраны водных объектов, предусмотренное комментируемой статьей, отнюдь не излишнее. Производство электроэнергии требует огромного объема воды. Причем отработанные, теплые воды, используемые для охлаждения агрегатов и реакторов тепловых и атомных электростанций, сбрасываются в водные объекты и накапливаются в них. Термальные загрязнения вызывают уменьшение содержания кислорода в воде, ухудшают условия жизни ВБР и имеют другие вредные для водных объектов последствия.

3. Содержание статьи 46 ВК подчеркивает приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед их использованием для производства электроэнергии. Производство электроэнергии не должно приводить к перебоям в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении.

Статья 11 ВК допускает использование водных объектов для производства электроэнергии без забора (изъятия) водных ресурсов только на основании договора водопользования (пункт 3 части 1). Статья 21 ФЗ от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" относит согласование использования водных ресурсов гидроэлектростанций и размещения объектов электроэнергетики на территориях соответствующих субъектов РФ к полномочиям их органов исполнительной власти. Статья 1 ФЗ от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" относит естественное движение водных объектов к возобновляемым источникам энергии.