Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4636

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нарушением в виде действия может быть проникновение посторонних лиц на территорию биосферных полигонов, присоединенных к государственным природным биосферным заповедникам, где установлен дифференцированный режим особой охраны и функционирования в соответствии с утвержденным Положением о биосферном полигоне, а также нарушение программы научных исследований либо апробирование и внедрение методов рационального природопользования, проводимых на биосферных полигонах в порядке экологического эксперимента без разрешения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и дирекции биосферного заповедника.

Объективная сторона данного преступления может выражаться и в бездействии в тех случаях, когда уполномоченные лица (администрация особо охраняемых территорий) не принимают соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например, не проводят обозначения границ территории.

4. Последствиями данного преступления является значительный ущерб, причиненный особо охраняемым территориям и объектам. Он может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п. Причинная связь между наступлением ущерба и действиями (бездействием) виновного лица подлежит обязательному установлению.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, т.е. реального причинения значительного ущерба.

5. Субъективная сторона. По тексту комментируемой статьи следует, что субъективная сторона может выражаться только в форме умышленной вины. Неосторожная вина в тексте не предусмотрена. Но в отличие от большинства экологических преступлений, для которых характерен косвенный умысел, данное преступление может совершаться и с прямым, и с косвенным умыслом. Здесь по толкованию нормы определяющими являются цели и мотивы деяния, хотя они и не указаны в диспозиции в качестве обязательных признаков субъективной стороны и не подлежат доказыванию, но должны быть непременно установлены для квалификации деяния и определения меры наказания.

Прямой умысел имеет место, когда лицо осознает, что своими действиями нарушает режим особо охраняемых природных территорий, желает наступления последствий, например, добыть животное, находящееся на территории заповедника, собрать произрастающие там растения и т.п., и осознает противоправность как своих действий, так и их последствий.

Косвенный умысел имеет место, когда лицо осознает, что своими действиями нарушает режим, сознательно допускает причинение ущерба особо охраняемым территориям и объектам либо относится к наступлению последствий безразлично.

6.4.8. Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена.


1. Общая характеристика статьи. Она состоит из трех частей, содержащих составы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта, в том числе морского и внутреннего водного, т.е. преступлений, совершаемых на водных объектах. В первой части содержится общий материальный состав преступления с альтернативными признаками объективной стороны (средств совершения преступления, т.е. железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена) и подробным описанием субъекта преступления. Во второй и третьей частях сформулированы - с учетом тяжести последствий - квалифицированные составы разной степени общественной опасности.

2. Сфера действия, цели и адресаты статьи. Она рассчитана на очень широкое применение, учитывая интенсивность использования различных видов транспорта для перевозки людей и грузов, протяженность железной дороги, водных, транспортных путей, роль транспорта в экономике страны. Кроме того, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее аварии, гибель людей, оказывают огромное негативное воздействие в психологическом плане.

Нередко они причиняют и иные тяжкие последствия, в том числе экологического характера, экономические потери, например, лесные пожары, загрязнение почв и водных объектов из-за крушений поездов, танкеров и т.п., значительные расходы на восстановление поврежденных природных объектов, переселение жителей из-за угрозы отравления попавшими в окружающую среду химическими веществами, гибель водоплавающих птиц и других водных животных и растений, и др., хотя все такого рода последствия и не указаны в тексте данной статьи, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

Целью статьи является обеспечение законности и безопасности движения и эксплуатации транспорта, введение дополнительных уголовно-правовых гарантий охраны жизни и здоровья людей в сфере использования различных видов транспорта и путей сообщения (в том числе водных (и морских) акваторий).

Адресатами данного уголовно-правового запрета является в первую очередь лица, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также должностные лица транспортных организаций, отвечающие за обеспечение безопасности в этой сфере, контроль и надзор, работники правоохранительных органов, прокуратуры, судьи.

3. Общая противоправность уголовно-правового запрета устанавливается путем обращения к актам российского и международного законодательства, регулирующего порядок движения, эксплуатации и безопасность на транспорте, в том числе к Водному кодексу Российской Федерации 2006 г. (и 1995 г. - в отношении преступлений, совершенных до 1 января 2007 г. и незаконченных вступлением в законную силу приговора суда), Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 г., Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения 1993 г.


4. Объект и предмет преступления.

Непосредственным объектом признается безопасность движения и эксплуатации транспорта. Предметом выступают жизнь и здоровье людей. В литературе часто ошибочно указывается, что предметом по статье 263 являются транспортные средства (транспорт).

5. Объективная сторона. Она включает деяние (действие или бездействие), последствия и причиненную связь между ними. Деяние представляет собой нарушение двух видов правил - безопасности движения и эксплуатации транспорта. Оно может выражаться в несоблюдении скорости движения, проходе судна не по согласованному и утвержденному маршруту, в пренебрежении указаниями на опасные для судоходства места (мели и т.п.), отклонении от фарватера, в неиспользовании иной информации и др., а также в отключении навигационных и радиолокационных приборов, непринятии мер по избежанию столкновения с другим судном, несообщении об угрозе аварии, в приведении в негодность судна либо его части и т.д.

6. Субъективная сторона. Форма вины обозначена в тексте статьи - неосторожность по отношению к последствиям и умысел - по отношению к действиям (бездействию), т.е. имеет место двойная форма вины.

При наличии умысла преступление может быть квалифицировано как диверсия (ст. 281) либо терроризм (ст. 205)

7. Субъекты преступления. Его признаки описаны в части 1 ст. 263 УК РФ: он является специальным, поскольку уголовной ответственности подлежит только то лицо, которое в силу выполняемой им на судне работы (функций) или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Когда речь идет о морском или внутреннем водном транспорте, такими специальными субъектами могут быть лоцман, капитан, первый помощник капитана и другие лица, на которых в данный момент возложена непосредственная ответственность за управление движением и эксплуатацией судна.

8. Разграничение со смежными составами. Оно производится по признакам объективной стороны - средству совершения преступления. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского или внутреннего водного транспорта осуществлено на военном судне, деяние квалифицируется по статьям 351 и 352 УК РФ.

9. Иные ситуации применения статьи 263 УК РФ. В случае загрязнения морской среды или загрязнения иных (внутренних) водных объектов в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта ответственность наступает по совокупности с учетом предписаний статьи 263 УК РФ и статей 250, 252 УК РФ. Если в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта был причинен легкий либо средней тяжести вред здоровью человека, виновное лицо может быть привлечено к ответственности, но в любом случае статья 262 УК РФ не применяется.


6.4.9. Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

1. Общий обзор уголовно-правового запрета. Статья состоит из трех частей, в первой из которых формулируется основной состав преступления, во второй и третьей - квалифицированные составы разных степеней общественной опасности. Все составы материальные; здесь не предусмотрено наступления последствий в виде причинения вреда окружающей среде в целом, водным объектам или другим ее компонентам в частности. Тем не менее нормы статьи 269 УК РФ следует учитывать в тех случаях, когда нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов происходит на тех их отрезках, которые непосредственно расположены на водных объектах или примыкающих к ним территориях.

2. Сфера действия, цели и адресаты статьи. Она рассчитана на довольно широкий круг лиц, учитывая, что в транспортировках нефти, газа, нефтепродуктов, т.е. углеводородного сырья и производимых из него продуктов, воды и других природных ресурсов в нашей стране, т.е. в поставке сырья, занято большое количество людей. Магистральные трубопроводы оцениваются как источники повышенной опасности, пронизывающие значительную территорию, поэтому их строительство и эксплуатация затрагивают также интересы населения, проживающего вблизи их расположения.

Аварии на магистральных трубопроводах, как правило, причиняют значительный ущерб окружающей среде: происходит загрязнение почвы, вод, возможна гибель леса и иной растительности и т.д. Статья в связи с этим обладает профилактическим потенциалом не только в плане охраны жизни и здоровья людей, но и охраны окружающей среды.

Ликвидация последствий нарушения правил безопасности на магистральных трубопроводах сопряжена с затратой финансовых и иных ресурсов.

3. Объектом преступления являются жизнь и здоровье людей, а также порядок деятельности в сфере использования магистральных трубопроводов. В литературе высказано мнение, что предметом преступления являются магистральный трубопровод и комплекс технических средств и сооружений, предназначенных для перемещения (транспортировки) материалов (насосные и компрессорные станции, накопительные емкости для материалов, контрольно-измерительные приборы и т.п.). Отметим, что в диспозиции статьи речь идет о магистральном трубопроводе, следовательно, все нарушения, произошедшие на второстепенных ответвлениях, предметом преступления являться не будут и при отсутствии существенного вреда повлекут административную либо дисциплинарную ответственность <472>.

--------------------------------

<472> См.: Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. С. 827.


4. Объективная сторона. Она включает деяние (действие или бездействие), последствия и причинную связь между ними. Порядок создания и эксплуатации магистральных трубопроводов регламентируется Правилами технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правилами охраны магистральных трубопроводов.


Строительство магистрального трубопровода означает его сооружение по заранее разработанному и утвержденному в установленном порядке проекту с учетом выводов экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, иных заключений. В данном случае не выделяются стадии, предшествующие строительству, например проектирование, размещение и т.д. Все же следует полагать, что они (как и отвод участков) являются составными элементами строительства магистрального трубопровода и нарушение правил безопасности при размещении (выборе трассы), к примеру, на сейсмонеустойчивых участках, либо при проектировании, если не были учтены угрозы паводков и иных природных явлений и не предусмотрены проектом дополнительные меры защиты, должны квалифицироваться по статье 269 УК РФ.

Эксплуатация магистрального трубопровода означает его использование для транспортировки (перекачки) газообразных, жидких и сыпучих веществ (продуктов), извлечения их для передачи потребителям.

Ремонт магистрального трубопровода - устранение неполадок функционирования оборудования, в том числе насосных станций, контрольно-измерительной аппаратуры, компрессорных станций, накопительных емкостей, внешних и иных повреждений целостности, замена изношенных деталей и т.п. Последствия указаны в тексте статьи - причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека, двух и более лиц.

5. Субъект преступления специальный, т.е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, по договору, приказу или уполномочиванию осуществляющее работы, связанные со строительством, эксплуатацией или ремонтом магистральных трубопроводов. Любое лицо, занятое на такого рода работах (сварщик, работник компрессорной станции и т.п.), обязано в соответствии с законодательством соблюдать правила техники безопасности, а руководители и иные должностные лица - обеспечить их выполнение и контроль. Если субъект не обладает признаками специального, но нарушает правила безопасности, например, повреждает магистральный трубопровод с целью хищения нефтепродуктов, ответственность может наступать по статье 158 "Кража", статье 167 "Умышленное уничтожение или повреждение имущества" и статье 168 "Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности" и др. В ряде случаев ответственность может наступать с четырнадцатилетнего возраста.

6. Субъективная сторона. Как и в случае совершений преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ, здесь имеет место двойная форма вины: умысел по отношению к деянию, неосторожность - к последствиям.

7. Разграничение со смежными составами. Оно осуществляется по последствиям и противоправности, например, со статьей 246 УК РФ. В случае если причинен вред и окружающей среде, почве или водным объектам, деяние может быть квалифицировано по совокупности статей 269 и 246 либо статей 269 и 250 УК РФ.