Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4632

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Объективная сторона состоит в осквернении предмета посягательства, т.е. в его обезображивании, оскорбляющем общественную нравственность, и порче имущества, т.е. в его уничтожении или повреждении. Признак осквернения носит оценочный характер.

Преступление окончено в момент совершения деяния.

4. Субъективная сторона - прямой умысел.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее 14 лет.

6.5.4. Статья 281. Диверсия.

1. Общий обзор уголовно-правового запрета. Статья состоит из трех частей, соответственно содержащих материальные основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. ч. 2 и 3) составы диверсии с альтернативными признаками объективной стороны - деяние (взрыв, поджог, иные действия, направленные на разрушение или повреждение) и предмета преступления, среди которых указаны и объекты жизнеобеспечения, а следовательно, источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. Сфера действия, значение и адресаты статьи. Как и во всех других случаях, уголовно-правовые запреты главы 29 УК РФ не имеют, к счастью, столь же обширной среды применения, как экологические или экономические. Пожалуй, эта норма в большей степени рассчитана на лиц, которые осуществляют охрану конституционного строя, безопасности объектов и т.п. Но, безусловно, статья имеет предупредительное значение, а угроза наказания за совершение диверсий - очень серьезная; т.к. это преступление относится к особо тяжким.

3. Объекты преступления. По общему мнению, это экономическая безопасность и обороноспособность страны <474>. Предметы посягательства указаны в части 1.

--------------------------------

<474> См.: Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Э.А. Жилинского. С. 355.


4. Объективная сторона описана признаками, перечень которых является открытым, так как наряду со взрывом и поджогом указывается на "иные действия, направленные на разрушение или повреждение...".

5. Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста. По части 2 квалифицирующим признаком является организованная группа, т.е. совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) (ст. 35 УК РФ).

6. Субъективная сторона - прямой умысел, преследующий цели подрыва безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

6.6. Преступления, посягающие на конституционные и иные права граждан, реализуемые при использовании и охране водных объектов.

В эту группу следует включить составы преступных посягательств, предусмотренные статьями 140 и 237 УК РФ.

6.6.1. Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации.

1. Общий обзор уголовно-правового запрета. Статья содержит основной материальный состав преступления с альтернативными признаками объективной стороны и предмета преступления. Она является общей по отношению к статье 237 УК РФ.


2. Сфера действия, значение, цели и адресаты статьи. Содержащийся в ней уголовно-правовой запрет сформулирован максимально широко, для того чтобы как можно более полно защитить конституционные права граждан на доступ к информации, материалам и документам, затрагивающим их права и свободы, в том числе, например, право частной собственности на водные объекты, право пользования водными объектами, права пользования, предусмотренные в статьях 6, 11 и других ВК РФ.

Значение статьи 140 УК РФ заключается также в том, что она позволяет принимать меры уголовной ответственности в тех случаях, когда права и свободы граждан нарушаются путем не только сокрытия или искажения информации об опасных для жизни и здоровья людей, окружающей среды фактах, событиях и явлениях, но и в менее экстремальных ситуациях. Статья, таким образом, призвана как сыграть роль в охране прав и свобод граждан средствами уголовного закона, так и способствовать борьбе с иными негативными явлениями.

Адресатами нормы являются как граждане, обращающиеся за соответствующей информацией, материалами и документами, так и лица, таковыми располагающие, а также лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением прав и свобод граждан, работники прокуратуры, судьи.

3. Объект и предмет преступления. Объектом (непосредственным) является конституционное право граждан на доступ к информации, затрагивающей их права и свободы, и к носителям такой информации (материалам и документам).

Предметом являются информация и содержащие ее материалы и документы.

4. Объективная сторона. Она описана в статье путем перечисления действий, состоящих в:

а) неправомерном отказе;

б) предоставлении неполной информации;

в) предоставлении заведомо ложной информации.

С.М. Корабельников подчеркивает, что под неправомерным отказом в предоставлении информации понимается незаконный отказ как в письменной, так и в устной форме.

Отказ в предоставлении информации может выражаться как в действии (отказ в письменной или устной форме), так и в бездействии (фактическое непредставление в определенный законом срок запрашиваемой информации, затягивание предоставления информации и т.п.).

Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и прочими информационными материалами, затрагивающими его права и свободы.

Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности <475>.

--------------------------------

<475> Подробнее см.: Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. С. 420 - 422.


Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда правам и законным интересам граждан.

Причинная связь между неправомерным отказом, предоставлением неполной или заведомо ложной информации и указанным вредом подлежит обязательному установлению. Вред может выражаться в ущемлении прав граждан на отдых на водном объекте, на охрану здоровья и т.д. Он может быть и имущественным и моральным.


5. Субъективная сторона - прямой умысел.

6. Субъект - должностное лицо (см. п. 8 комментария к ст. 237 УК РФ).

6.6.2. Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

1. Общий обзор уголовно-правового запрета. Статья 237 УК РФ содержит основной формальный состав, преступления с альтернативными признаками по объективной стороне и предмету преступления (ч. 1), а также квалифицированные формальный (по признакам субъекта) и материальный (по признакам объективной стороны) составы (ч. 2). Статьей предусмотрены преступления небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) тяжести.

Положения, установленные в данной статье, являются новеллой в отечественном законодательстве, и отражают социальную потребность в экологической и иной информации в сфере безопасности населения и территорий.

2. Правовое регулирование права граждан на доступ к документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы. В наше время это динамично развивающаяся область законодательства: от конституционных положений до предписаний специального характера. За сокрытие должностными лицами информации, в том числе касающейся фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, наступает ответственность в соответствии с федеральными законами.

Права каждого на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии гарантируются не только государственной защитой, но и закрепленными в Конституции Российской Федерации основами деятельности по обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия. Эти нормы детализированы в многочисленных законах и подзаконных актах, а именно: в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 18.06.1992); в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993; в Федеральных законах от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <476>, от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" и в иных актах этого типа; от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и т.д.; в Положении о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 N 128); в Постановлениях Правительства РФ от 06.09.2000 N 661 "Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон", от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", от 02.02.1998 N 142 "О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных, производственных объектов", от 12.02.2003 N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".


--------------------------------

<476> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.


3. Объект преступления. Деяния, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на обеспечение безопасности населения и территорий, надлежащий порядок функционирования уполномоченных государственных органов и должностных лиц, а также конституционные права граждан.

Предмет преступления - это информация двух видов: о событиях, фактах или явлениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей или окружающей среды. Предмет образует не только информация как таковая, но и порядок ее предоставления.

При квалификации деяний следует учитывать также ограничения на получение такой информации, ее режим, круг должностных лиц и органов, обязанных ее предоставлять, и другие вопросы. Нормы, характеризующие предмет посягательства по статье 237, представляют собой один из наиболее развитых блоков российского законодательства. Его образуют конституционные нормы, в первую очередь нормы статей 17, ч. 2 ст. 24, ст. ст. 41, 42, и предписания различных отраслей законодательства. Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с ними.

4. Объективная сторона. Преступления совершаются путем действий или бездействия, состоящих в сокрытии или искажении информации, указанной в диспозиции рассматриваемой нормы. Преступные последствия являются необходимыми только для материального квалифицированного состава по части 2 данной статьи. Для привлечения к ответственности по части 1 достаточно сокрытия или искажения информации.

Сокрытие информации - это недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации является обязательным в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.

Искажение информации - это сообщение истинных, но неполных или неверных (полностью или частично) данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды.

5. Преступление считается оконченным (по ч. ч. 1 и 2 в отношении формальных составов) в момент сокрытия или искажения информации. В первом случае этот момент определяется наступлением реальной возможности у лица направить (предоставить) информацию надлежащему и нуждающемуся в ней адресату или для всеобщего сведения. Во втором случае - с момента предоставления искаженной информации конкретному адресату или неопределенному кругу лиц. Для материального состава по части 2 - с момента наступления последствий преступления.


6. Субъективная сторона. Формальные составы преступлений, предусмотренных данной статьей, совершаются с прямым умыслом. Лицо должно осознавать свои обязанности по сообщению названной в статье информации, по ее предоставлению населению или иным заинтересованным лицам, имеющим право на получение достоверной, полной информации для последующего влияния на ход событий и их последствия, для принятия своевременных мер по их ликвидации и предотвращению ущерба.

Материальный квалифицированный состав по части 2 характеризуется косвенным умыслом. Законодатель в этом случае не счел необходимым указать на причинение последствий по неосторожности, подчеркнув тем самым особую меру ответственности субъектов преступления, т.е. лиц, занимающих ответственные должности. Такое решение основано, по всей видимости, на печальном опыте, когда сокрытие в течение нескольких дней факта аварии на Чернобыльской АЭС, а затем - масштабов аварии привело к причинению вреда здоровью многих людей, которые из-за незнания не приняли элементарных мер предосторожности, попали под прямое воздействие радиационного излучения, употребляли воду и продукты с высоким содержанием радиоактивных осадков. Более того, последствия этого проявляются теперь на генетическом уровне, и российское законодательство регулирует порядок компенсаций и иных мер гражданам следующих поколений, потомкам тех, кто пострадал 26 апреля 1986 года.

Поэтому неверно указывают в данном случае на наличие вины в форме неосторожности <477> - в тексте закона она не упоминается (согласно ч. 2 ст. 24 УК РФ деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ).

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (7-е издание, переработанное и дополненное).


<477> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2002. С. 238.


7. Субъект преступления - специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, в чьи обязанности входит обеспечение населения и соответствующих органов информацией. Признаки специального субъекта сформулированы законодателем в частях 1 и 2 ст. 237.

В комментируемой статье специальный характер субъекта обусловлен наделением его в соответствии с законодательством должностными полномочиями либо служебными обязанностями. Это означает, что субъектом преступления по части 1 ст. 237 УК РФ могут быть не только должностные лица, но и иные лица, уполномоченные на выполнение определенных функций, если характер осуществляемой ими деятельности обязывает их направлять соответствующую информацию для всеобщего сведения или лицам, обязанным и способным передать такую информацию по назначению.