Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4628

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К должностным лицам согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <478>.

--------------------------------

<478> ВВС РФ. 2000. N 4.


Представитель власти определен в примечании к статье 318 УК РФ - это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (см. п. 2 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В части 2 статьи 237 УК РФ субъект преступления - лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или субъекта Федерации, либо глава органа местного самоуправления.

Государственный служащий не всегда является должностным лицом, так же как и должностное лицо может не являться государственным служащим. Более того, уголовный закон отдельно упоминает в качестве возможного субъекта преступления представителя власти. Все зависит от занимаемой должности и объема полномочий, наличие которых является определяющим для отнесения государственного служащего к должностному лицу либо представителю власти.

В широком смысле - это лицо, работающее постоянно или временно в аппарате органа государственной власти, в администрации государственного предприятия, учреждения, организации, реализующее полномочия указанных государственных органов и получающее за свой труд вознаграждение из государственного бюджета.


В узком смысле государственным служащим считается гражданин Российской Федерации, работающий на государственных должностях в государственных органах, деятельность которых подпадает под действие Федерального закона от 31.07.1995 "Об основах государственной службы в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 ст. 1 этого акта государственной должностью считается "должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы) с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей".

В соответствии с пунктами 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Из анализа понятий должностного лица, содержащихся, с одной стороны, в примечании 1 к статье 285 УК РФ и, с другой - в примечаниях 2 и 3 к этой статье, следует, что в примечании 1 дано определение должностного лица как специального субъекта, а в примечаниях 2 и 3 - вводятся дополнительные ограничивающие признаки специального субъекта.

Согласно примечаниям 2 и 3 к статье 285 УК РФ применение понятия лица, занимающего государственную должность Российской Федерации (субъекта Федерации), как специального субъекта указанных преступлений, распространяется на все статьи УК РФ, в том числе на часть 2 ст. 237.

В части 2 ст. 237 в качестве специального субъекта также указан глава органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования - это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

8. Квалифицирующими признаками являются в формальном составе признаки субъекта совершения деяния, т.е. лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации или являющегося главой органа местного самоуправления, а в материальном составе - признаки объективной стороны, т.е. наступление последствий в виде причинения вреда здоровью (любой тяжести) человека или иных тяжких последствий. Иные тяжкие последствия - это материальный ущерб собственности, разрушение или повреждение систем жизнеобеспечения, затраты на проведение дополнительных мероприятий и ликвидацию последствий, существенный вред окружающей среде, в том числе водным объектам.


9. Соотношение со смежными составами. Разграничение со статьей 140 УК РФ "Отказ в предоставлении информации", являющейся общей по отношению к комментируемой статье, проводится по признакам предмета преступления и объективной стороны (в ст. 237 УК РФ речь идет о специальной информации и не установлена ответственность за отказ в предоставлении или за заведомо ложную информацию); применительно к части 2 - по признакам субъекта и последствиям деяния.

Разграничение части 1 ст. 237 УК РФ со статьей 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" КоАП РФ осуществляется по признакам главным образом предмета, дополнительно - объективной стороны (состав административного правонарушения предусматривает ответственность и за несвоевременное сообщение). Это означает, что если экологическая информация содержала сведения о фактах, событиях, явлениях, угрожающих жизни или здоровью людей либо окружающей среде, то ее сокрытие или искажение влекут уголовную ответственность. Разграничение со статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" и статьей 19.19 "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерения" КоАП РФ осуществляется также в первую очередь по субъективной и объективной стороне.

10. Административно-правовые запреты. Их, как и уголовно-наказуемые деяния, можно разделить на несколько групп, исходя из таких классификационных критериев, как предмет и объект (основной, дополнительный) правонарушения, место его совершения и т.п. Но следует учитывать, что в Кодексе об административных правонарушениях содержится большее число составов, чем в Уголовном кодексе, и они фактически уже систематизированы с учетом этих критериев. Отдельные статьи помещены не в главу 8, а в иные главы - 6, 7, 10, охраняющие здоровье населения, собственность, иные блага, а также водные объекты, их качества и свойства. Внутри же главы 8 статьи размещены в соответствии с охраняемой сферой отношений. Поэтому толкование норм об административной ответственности в данном случае целесообразно дать по порядку размещения статей о водных правонарушениях в КоАП РФ - без дополнительных классификаций. Отметим также, что эти нормы применяются значительно чаще, чем запреты Уголовного кодекса, и рассчитаны на более широкий круг адресатов.

6.6.3. Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

1. Общий обзор статьи и ее цели. Статья сформулирована кратко: в ней установлен административно-правовой запрет нарушения особой группы правил. Но значение этой нормы велико: она предназначена для охраны жизни и здоровья людей.

2. Объект и предмет правонарушения.

Основной объект - здоровье людей, дополнительный - порядок использования и эксплуатации систем водоснабжения. Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого водоснабжения населения.


3. Специальные требования. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам, принимать меры по предотвращению ухудшения ее качества.

С 1 января 2002 года введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1:4.1074-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001. Они применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения установлены в Гигиенических требованиях к качеству воды нецентрализованного водоснабжения "Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 и введенных в действие с 1 марта 2003 года <479>, <480>.

--------------------------------

<479> БНА. 2003. N 5.

<480> Подробнее см.: Полубинская С.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Е.Н. Сидоренко. 5-е изд. М.: Проспект, 2006.


4. Объективная сторона. Поскольку в статье содержится формальный состав правонарушения, оно признается оконченным с момента нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

5. Субъективная сторона. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. Субъект правонарушения - это лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 23.13 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица этих же органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6.6.4. Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков.


1. Цели и сфера действия статьи обозначены, с одной стороны, названием главы 7 - "Административные правонарушения в области охраны собственности", а с другой стороны, поскольку речь идет в основном об ответственности за уничтожение или повреждение специальных знаков, средств наблюдения и контроля за состоянием природных объектов, указанная цель дополняется обеспечением их защиты.

Сфера действия статьи затрагивает интересы неопределенно широкого круга лиц, в первую очередь земле-, водо-, лесопользователей, органов, осуществляющих учет природных ресурсов, их мониторинг, геодезические работы.

2. Объект и предмет уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков (ч. 1). Это материальный состав.

Объектом правонарушения являются право собственности на земельные участки и связанные с ним полномочия собственника, а также порядок пользования и обозначения на местности границ землепользования.

Предметом правонарушения являются межевые знаки, устанавливаемые в результате определения на местности и юридического оформления границ землепользования, используемые также в мониторинге земель (см. Положение об осуществлении мониторинга, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 <481>).

--------------------------------

<481> СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4882.


Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия по разрушению межевого знака путем выкапывания, сжигания, расщепления, подрубки, спиливания, повала и раздробления в результате наезда транспортным средством, трактором и т.п.

Субъективная сторона - в форме умысла и неосторожности.

3. Состав уничтожения или повреждения информационных знаков, а также зданий и иных сооружений (ч. 2) сформулирован путем перечисления альтернативных признаков предмета правонарушения. Они сгруппированы по сфере отношений, т.е. относятся к объектам водопользования и охраны вод, недропользования и охраны недр, лесопользования и охраны лесов, использованию и охране животного мира, особо охраняемым природным территориям.

Предмет правонарушения, таким образом, обозначен в составе с использованием разных терминов (скважины государственной опорной сети; знаки маркшейдерские или определяющие границы чего-либо, лесоустроительные, лесохозяйственные и т.п.; здания и сооружения). При этом для зданий и сооружений указано дополнительно на принадлежность их пользователям и органам по охране, контролю и регулированию природопользования. Скважины государственной опорной сети служат для постоянного (регулярного) сбора информации о режиме вод.

Лесоустроительные знаки - опознавательные наземные устройства, размер и расположение которых определяется разрядом лесоустройства. Они устанавливаются: в пунктах пересечения квартальных просек и на границах лесных угодий (квартальные), поблизости от геодезических центров межевых знаков (граничные), при пересечении дорог, полос отчуждения и т.п. (указательные) и т.д.