Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4627

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективная сторона состоит в действиях как по уничтожению ограничительных знаков, так и по уничтожению содержащейся на них информации о принадлежности леса, номере квартала и т.п., а также по повреждению лесоустроительных знаков, затрудняющему контроль и учет, пользование лесом. Применительно к иным наземным знакам, обозначающим границы какого-либо объекта, уничтожение или повреждение также выражается, соответственно, в приведении их - полностью или частично - в негодность теми же способами. Скважины государственной опорной сети могут быть уничтожены путем засыпки, размещения отходов и т.п.

4. Составы, предусмотренные частью 3 данной статьи. Они отличаются как по предмету, так и по объективной стороне. В первом из них речь идет о пунктах государственных геодезических сетей и стационарных пунктах наблюдения за состоянием окружающей среды; указан дополнительно способ их уничтожения - снос, выступающий как признак объективной стороны. Во втором составе говорится о нарушении режима охранной зоны такого объекта, как стационарный пункт наблюдения.

Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

Субъекты - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами или пользователями земельного участка, здания либо сооружения; на которых размещены пункты государственных геодезических сетей либо стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.

5. Дела по части 2 рассматривают должностные лица многочисленных органов, в распоряжении которых находятся соответствующие специальные знаки (ст. ст. 23.13; 23.22; 23.23; 23.24; 23.26; 23.27; 23.29; 23.31 КоАП РФ). Дела по частям 3 и 4 данной статьи рассматривают должностные лица органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28), а также органов, осуществляющих государственный геодезический надзор и государственный контроль в области наименования географических объектов (ст. 23.58).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 7.2, - должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.5. Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

1. Общий обзор статьи и ее цели. Статья не является новой, но в нее внесен ряд изменений:

а) исключен состав совершения сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

б) уточнены признаки предмета правонарушения;

в) внесены редакционные поправки.

Цель статьи - защита прав собственников, владельцев, других водопользователей и обеспечение порядка водопользования. Сфера действия статьи охватывает важные интересы самых разных субъектов системы "собственники водных объектов - водопользователи - водопотребители".


2. Правовое регулирование. Право собственности на водные объекты и право водопользования регулируются водным законодательством Российской Федерации.

3. Самовольное занятие водного объекта или его части. Это формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Объективная сторона представляет собой деяние в виде активных действий по фактическому завладению водным объектом (его частью) с целью последующего использования для удовлетворения хозяйственных, рекреационных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды.

4. Пользование водным объектом без документов. Оно означает незаконное осуществление действий по изъятию воды, сбросу сточных вод и т.п. без оформления надлежащих документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом и (или) без заключения договора либо по истечении срока договора.

5. Нарушение условий документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. По объективной стороне данное правонарушение состоит в деянии (действии или бездействии), которые могут выражаться в превышении объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод и т.д.

6. Субъективная сторона - умышленная вина.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.6. Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения.

1. Общая характеристика содержания и целей статьи. Статья является новой: аналогичный состав содержался в части 1 ст. 60 КоАП РСФСР. Законодателем внесены лишь необходимые уточнения относительно предмета правонарушения.

Цель статьи - охрана объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения.

2. Правовое регулирование. Оно осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" <482>. Важные положения содержатся в постановлениях Правительства Российской Федерации.

--------------------------------

<482> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.


3. Объект и предмет. Статья содержит один состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Ими являются объекты и системы водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения, устройства и установки водохозяйственного и водоохранного назначения (гидротехнические сооружения, накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности либо не имеющие владельца - см. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1996 "Об обеспечении безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений" <483>.


--------------------------------

<483> СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2167; 1998. N 32. Ст. 3808.


4. Объективная сторона правонарушения. Она состоит в действиях, выражающихся в повреждении, т.е. нарушении состояния объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения и (или) их частей (например, приведение в негодность механизмов судоподъемников, повреждение русла дамб при проезде транспорта и пр.), т.е. в снижении установленных критериев безопасности гидротехнического сооружения - предельных значений количественных и качественных показателей состояния и условий его эксплуатации, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденных в установленном порядке федеральным органом государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

5. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме неосторожности.

6. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора (п. 39 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.7. Статья 7.8. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.

Данная утратившая силу статья состояла из двух частей и устанавливала ответственность за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

6.6.8. Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом.

1. Общая характеристика и цели статьи. Статья не является новой, но претерпела существенные изменения по структуре и содержанию. В частности, в ней:

а) объединены составы деяний, помещенные ранее в разных статьях КоАП РСФСР;

б) выделены отдельные составы самовольных переуступок права пользования и обмена объектами пользования;

в) исключен состав совершения иных сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, воды, леса, землю.

Цель статьи - охрана прав собственников на природные ресурсы - воды, недра, землю, леса, а также обеспечение надлежащего порядка их оборота. Сфера ее действия охватывает интересы законных собственников, в первую очередь государства.

2. Источники права. Регулирование права собственности на природные ресурсы осуществляется многочисленными актами российского законодательства: статьями 9 и 36 Конституции Российской Федерации, а также Водным, Лесным, Земельным кодексами Российской Федерации, Законом РФ "О недрах", содержащих запреты самовольной переуступки права пользования природными ресурсами и совершения иных сделок.


3. Объективная сторона правонарушения. Она состоит в активных действиях, например, в самовольной переуступке права лесопользования, в частности для извлечения связанных с этим преимуществ и выгод ненадлежащим должностным лицом либо должностным лицом, не получившим соответствующего разрешения на переуступку права лесопользования.

Самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного объекта представляет собой разновидность незаконных сделок, прямо запрещенных законодательством. С объективной стороны - это деяние в виде активных действий, заключающихся в фактической смене собственника, владельца, арендатора, иного пользователя без прохождения установленной законом процедуры юридического оформления и получения надлежащего разрешения.

Все указанные действия не могут повлечь правовых последствий в смысле изменения субъекта права собственности в целом и отдельных правомочий. Наступления фактических последствий не требуется. В связи с этим правовым основанием наступления ответственности считаются действия, направленные и предпринятые для совершения незаконной сделки (объективная сторона правонарушения). Сама же незаконная сделка влечет ответственность по Гражданскому кодексу.

4. Субъективная сторона - умышленная вина.

5. Дела (с учетом компетенции) рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21), государственный геологический контроль (ст. 23.22), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23); органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ст. 23.24).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов государственного горного и промышленного надзора (п. 39 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.9. Статья 7.20. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

1. Общий обзор и цели статьи. Статья является новой и содержит один формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения.

Цель статьи состоит в обеспечении административно-правовыми средствами охраны одного из важнейших элементов жизнеобеспечения.

2. Правовое регулирование. Оно осуществляется нормативными правовыми актами, принимаемыми в том числе органами коммунального хозяйства, а также актами органов местного самоуправления <484>.

--------------------------------

<484> См.: Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028; также см. Концепцию Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 // СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1294.



3. Объект и предмет правонарушения. Традиционно им признаются общественные отношения в области охраны собственности на системы питьевого водоснабжения и питьевую воду. Предмет включает в себя:

а) централизованные системы питьевого водоснабжения, т.е. комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. Его следует отличать от источников питьевого водоснабжения (см. комментарий к ст. 8.13);

б) водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации;

в) водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений из них, предназначенная для водоснабжения.

Водоснабжение - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой, воды. Водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Питьевая вода - вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции (см. также комментарий к ст. 1 ВК РФ).

4. Объективная сторона. Она состоит в активных действиях, выражающихся в самовольном, т.е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к указанным системам с целью изъятия из них питьевой воды для хозяйственных либо личных нужд, в том числе для производственной деятельности, полива сельскохозяйственных растений, мойки автомобилей и т.д. Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.

Самовольное пользование - пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.

Разрешительная документация - разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными уполномоченными органами, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

5. Субъективная сторона - умышленная вина.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).