Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4689

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экологически опасные вещества могут находиться в твердом, жидком, газообразном, парообразном состоянии.

4.3. Химические вещества. Это самая большая группа веществ, оказывающих воздействие на окружающую среду, т.е. органические и неорганические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при внесении в окружающую среду или контакте с живыми организмами могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей и окружающей среде.

По степени опасности химические вещества разделяются на четыре класса - чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные - по ГОСТу 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", либо на три класса - высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные - по ГОСТу 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения". Особое место среди опасных химических веществ занимают пестициды и агрохимикаты.

Набор показателей определения вредного воздействия химических веществ при отнесении их к классу опасности - это ПДК (предельно допустимые концентрации); токсичность (ЛД50), выражающая среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах вещества, действующего на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных; персистентность, т.е. неизменность в среде и в растениях; растворимость; летучесть; концентрация в общей массе отходов и др.

4.4. Юридическая ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами. Сами положения об ответственности в нем во многом сохранены, но формулировки по сравнению с ранее действовавшим законодательством изменены и, главное, введен общий формальный состав несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, совершаемого при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении, ином обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2).

Специальные составы содержатся:

1) в части 2 ст. 8.6 "Порча земель", устанавливающей административную ответственность за такое деяние в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления;

2) в части 5 ст. 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", т.е. загрязнение ледников, снежников, ледяного покрова водных объектов или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления, а также захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;

3) в статье 8.19, предусматривающей ответственность за самовольное захоронение или захоронение с нарушением правил с судов и иных плавсредств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации;


4) в части 2 ст. 8.31 - за загрязнение лесов сточными водами, вредными веществами либо отходами.

4.5. Действия (бездействие). В комментируемой статье запрещается несколько видов действий: сброс сточных вод, захоронение, проведение ряда работ на водных объектах.

Учитывая многоаспектность процесса обращения с отходами, следует разъяснить содержание иных этапов, например, транспортировки отходов, которая может осуществляться по водным путям. Здесь нужно исходить из базовых позиций Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Данный Закон вводит для обозначения действий, объектом которых являются отходы, следующие термины: "обращение", "образование", "сбор", "использование", "обезвреживание", "транспортирование", "размещение", "хранение", "захоронение", "трансграничное перемещение".

Термин "обращение с отходами" раскрывается законодателем как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Использование - это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии).

Обезвреживание - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Трансграничное перемещение отходов - их перевозка с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. Трансграничное перемещение отходов через (на) территорию Российской Федерации осуществляется только для их использования на основании разрешения. Ввоз их в целях и захоронения и обезвреживания запрещался, но Федеральным законом от 10.07.2001 "О внесении изменений и дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" был разрешен, что подтверждено и Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

К этому понятию примыкает и термин "транспортирование опасных отходов", т.е. их перевозка при наличии паспорта опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдении требований безопасности при собственно перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке и при наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения и т.п.

В ряде актов встречаются и иные термины, например "утилизация", т.е. такое обезвреживание отходов, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства; "переработка"; "складирование" отходов - временное их размещение; "сбор" отходов, т.е. их накопление в месте образования (производства); "удаление" отходов, охватывающее их сбор, сортировку, перевозку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей; "рекуперация", "рециркуляция" и т.п.


4.6. Проведение работ. В части 7 комментируемой статьи речь идет об очень специфических работах:

а) осуществляемых на основе ядерных технологий взрывных работах;

б) осуществляемых на основе иных видов промышленных технологий взрывных работах.

Запрет (по ВК РФ) имеет юридическое значение только тогда, когда при проведении этих работ "выделяются радиоактивные (или) токсичные вещества" и лишь в том случае, если эти работы проводятся на водных объектах.

Невозможно в наши дни, с учетом всех международных документов, инициатором и участником которых является Российская Федерация (ранее СССР), представить себе ситуацию проведения взрывных работ на основе ядерных технологий вообще, а на водных объектах - в особенности. Этот запрет является не только совершенно избыточным, анахроничным, но вносит правовой диссонанс в регулирование вопросов международной безопасности, атомной энергетики, охраны окружающей среды.

Далее возникает проблема, связанная с понятием иных видов промышленных технологий. В части 7 статьи 56 ВК РФ сказано, что они являются основой взрывных работ, при которых выделяются опасные (радиоактивные или токсичные) вещества. Любые взрывные работы, поскольку здесь применяются взрывчатые вещества, при взрыве образуют токсичные вещества.

5. Иные требования и ограничения. Они сформулированы в частях 3 - 4 комментируемой статьи. Все указанные нормы носят отсылочный - к российскому законодательству - характер. Так, в части 2 указывается, что проведение работ на водном объекте, в результате которых образуются твердые взрывчатые частицы, допускается только в тех случаях, когда порядок их осуществления регулируется законодательством Российской Федерации. Твердые взрывчатые частицы образуются и при добыче со дна и берегов водяного объекта общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия и пр.), и при строительстве гидротехнических сооружений, и при ликвидации чрезвычайных ситуаций, и во многих иных случаях.

Обеспечение экологической безопасности. Содержание и осуществление данного требования регулируется не водным (в основном), а специальным законодательством о чрезвычайных ситуациях, т.е. отраслью российского законодательства, которая весьма активно развивалась после аварии на Чернобыльской АЭС. В настоящее время образующие ее акты регламентируют не только порядок ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, но и иных, а тем самым создана особая сфера правовой охраны - экологическая безопасность населения и территорий России.

В ткань законодательства понятие экологической безопасности было введено еще статьей 85 Закона РСФСР от 19.12.1991 "Об охране окружающей природной среды" при формулировании перечня объектов экологических преступлений наряду с экологическим правопорядком, окружающей средой и здоровьем человека. Социальное и правовое значение, а также широкое применение в правовой науке и законодательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на производственном объединении "Маяк") и о катастрофических последствиях испытаний ядерного оружия и т.п. Правовое регулирование экологической безопасности тесно связано с возникновением института (раздела) экологического права, получившего название "право чрезвычайных ситуаций".


Обеспечение экологической безопасности охватывает защиту населения и территорий не только от чрезвычайных экологических ситуаций, бедствий, катастроф, но и от негативного воздействия на них загрязнения окружающей среды, изменений климата и т.п.

В настоящее время понятие "экологическая безопасность" употребляется как в ряде законодательных актов, так и в работах юристов. Так, хотя Уголовный кодекс РФ прямо не называет экологическую безопасность (угрозу экологической безопасности) в числе признаков состава преступления, в нем используются многочисленные показатели (критерии), ее характеризующие, например существенное изменение радиационного фона, отравление земли, распространение эпидемий, заражение окружающей среды, отравление атмосферы. Статья 358 УК РФ предусматривает ответственность за экоцид, т.е. совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Общее понятие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе Российской Федерации от 05.03.1992 "О безопасности" - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К числу жизненно важных относятся и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды как необходимого условия существования человека и человечества.

Статья 12 Закона перечисляет виды безопасности - экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные, а среди сил и средств обеспечения безопасности называет природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, службу ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тем самым угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности.

Экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.

Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения воздействия на жизнь и здоровье населения.

6. Особые запреты. В части 4 комментируемой статьи содержится указание на то, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.



Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 57


1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, в которых конкретизируются основные требования по охране водных объектов от загрязнения и засорения, сформулированные в статьях 55 - 56 ВК РФ, применительно к особой категории поверхностных водных объектов - болотам.

В первой части комментируемой статьи установлен запрет загрязнения и засорения болот отходами и вредными веществами, причем перечень последних отличается от перечисленных в ст. 56 ВК РФ (см. комментарий к ст. 56). Во второй части формулируются экологические требования к использованию болот. Они носят комплексный характер, поскольку направлены на предотвращение негативных воздействий не только на болота, но и на иные - связанные с ними - водные объекты.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Цели носят ярко выраженный экологический характер. Они заключаются в том, чтобы обеспечить путем специальных запретов и регулирований сохранение болот как важного элемента экосистем.

Сфера действия. Как уже отмечалось (см. комментарий к ст. ст. 5, 52), область применения правового регулирования в отношении болот более узка, чем в целом в отношении поверхностных водных объектов, но с учетом их экологического значения в поддержании экосистем в сфере действия предписаний данной статьи по меньшей мере следует обозначить как значимую в экологическом и экономическом смыслах.

Адресатами норм являются все те физические и юридические лица, которые используют болота как водные объекты для удовлетворения различных потребностей в самых разных целях (для добычи торфа, заготовки кормов, охоты, рыболовства), а поэтому в процессе производственной деятельности могут оказать на их состояние негативное воздействие, в том числе путем размещения отходов, слива нефтепродуктов и т.п., либо путем проведения специальных мелиоративных и иных работ (осушение и прочее). И при удовлетворении личных хозяйственных и бытовых нужд болотам и неразрывно связанным с ними объектам окружающей среды может быть нанесен ущерб (иногда невосполнимый).

Предписания комментируемой статьи предназначены также для должностных лиц природоохранных органов, правоохранительных органов, работников прокуратуры, осуществляющих контроль и надзор в области охраны водных объектов, животного и растительного мира, окружающей среды, судей.

3. Основные понятия. Большая часть их рассмотрена выше (см. комментарий к ст. ст. 1, 5, 55 - 56 и др.), в том числе понятие болот, загрязнения, засорения, отходов, вредных веществ, истощения вод. Но в комментируемой статье использованы дополнительно два термина - "ядохимикаты" и "нефтепродукты", т.е. вещества, способные загрязнять болота, а также понятие "осушение" - как деятельность, способная привести к ухудшению неиспользуемых частей болот, других водных объектов и к истощению вод.