ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1504
Скачиваний: 3
Между тем не требуется как заключения договора водопользования, так и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если он используется для ряда целей, в числе которых:
забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
проведение геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
разведка и добыча полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек (см. ст. 11 ВК РФ и комментарий к ней). Порядок предоставления водного объекта в пользование на основании указанного решения детально урегулирован ст. 21 - 23 ВК РФ (см. комментарий к ним).
Особым правовым статусом обладает такой вид поверхностных водных объектов, как болота, что особо подчеркивается ч. 2 комментируемой статьи. Болота зачастую содержат огромные залежи торфа и иных полезных ископаемых, и одновременно водно-болотные угодья подлежат особой охране в соответствии с положениями российского и международного законодательства <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 462 - 466.
Необходимо отметить, что водно-болотные угодья в соответствии со ст. 118 ВК РФ 1995 г. являлись одним из видов особо охраняемых водных объектов и полностью или частично, постоянно или временно могли изыматься из хозяйственного использования. Статья 66 нового ВК РФ элементы правового статуса особо охраняемых водных объектов, водно-болотные угодья к таковым напрямую не причисляет, отсылая правоприменителей к законодательству об особо охраняемых природных территориях. При этом согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" <2> на болотах возможно образование гидрологических заказников, предназначенных для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
Несмотря на то что в ч. 2 ст. 11 ВК РФ говорится о том, что для предоставления водных объектов в пользование в целях разведки и добычи полезных ископаемых не требуется заключения договора водопользования, а необходимо принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, ч. 3 данной статьи указывает, что для разведки и добычи полезных ископаемых (в частности, торфа) на болотах (за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также расположенных в поймах рек) не требуется ни заключения договора водопользования, ни принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В силу ч. 2 комментируемой статьи возможна полная или частичная замена выработанного торфа материалами естественного или техногенного происхождения, при этом такая замена не должна приводить к загрязнению или засорению болот. Настоящий ВК РФ предусматривает особые меры охраны болот от загрязнения и засорения: запрещаются загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (ст. 57). Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод (см. комментарий к ст. 57). Определенные меры предусмотрены и для охраны водно-болотных угодий при проведении в их границах строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (см. ст. 61 и комментарий к ней).
Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
Комментарий к статье 53
Использование водных объектов для нужд, связанных с обеспечением пожарной безопасности, является одним из важнейших видов их целевого использования, при этом определенные условия водопользования в данных целях устанавливались еще Основами водного законодательства Союза ССР и Союзных республик, утв. Законом СССР от 10 декабря 1970 г. <1> (ст. 32), а также Водным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР 30 июня 1972 г. <2> (ст. 77) и ВК РФ 1995 г. (ст. 146):
--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1970. N 50. Ст. 566.
<2> Свод законов РСФСР. Т. 4. С. 183.
использование любых водных объектов для забора воды в целях обеспечения пожарной безопасности и противопожарных нужд;
отсутствие необходимости в получении разрешения на указанную деятельность;
возможность забора воды в любых количествах;
недопустимость использования воды из водных объектов, специально предназначенных для указанных нужд, в иных целях.
ВК РФ 1995 г. содержал дополнительное условие: забор воды из водных объектов осуществляется в данных целях бесплатно (ст. 146). Комментируемая статья воспроизводит все перечисленные условия.
Правовые основы обеспечения противопожарной деятельности установлены законодательством, центральное место в котором занимает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <1>, определяющий общие, правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Между тем необходимо отметить, что норм, регулирующих использование водных объектов в указанных целях, в названном Федеральном законе не содержится.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.
Однако некоторые нормативные правовые акты вводят ряд требований к обустройству водных объектов, используемых для обеспечения пожарной безопасности. Так, в частности, согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 <2>, одним из обязательных требований пожарной безопасности объекта (организации) является обустройство в случае наличия в радиусе 200 м естественных или искусственных источников воды (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.), обустройство их берегов подъездами со специальными площадками (пирсами) не менее 12 x 12 м с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и обеспечения забора воды в любое время года. Несколько иным правовым статусом обладают обособленные водные объекты, используемые пожарной охраной для выполнения возложенных на нее задач, - они могут относиться и к ее имуществу в соответствии с п. 3 Перечня имущества пожарной охраны, утвержденного Приказом МВД России от 11 июля 1996 г. N 42 <3>.
--------------------------------
<2> Российская газета. N 129. 2003. 4 июля.
<3> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Положения комментируемой статьи о бесплатности и об отсутствии необходимости получения разрешения для использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности подтверждаются п. 4 ч. 3 ст. 11 ВК РФ, согласно которому не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае его использования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Комментарий к статье 54
Комментируемая статья закрепляет положения, действие которых направлено на обеспечение режима особой охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Такая правовая охрана предусматривается Федеральными законами от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 104-ФЗ), от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 82-ФЗ), от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации" <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
<2> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
<3> СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 504.
Понятие "коренные малочисленные народы" закреплено в ст. 1 Закона N 104-ФЗ (при этом необходимо отметить схожесть этого определения с тем, что дано в ст. 1 Закона N 82-ФЗ). Согласно статье 1 Закона N 104-ФЗ коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации признаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. При этом необходимо отметить, что Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1905.
Особой правовой охране подлежат территории традиционного природопользования данных народов, правовой статус которых установлен Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 49-ФЗ).
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
В соответствии со ст. 10 Закона N 49-ФЗ на территориях традиционного природопользования в качестве их составной части могут выделяться участки земли и водного пространства для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в частности участки акваторий моря для промысла рыбы и морского зверя. Более того, использование водных объектов в местах традиционного проживания указанных народов для традиционного природопользования является одним из основных принципов водного законодательства, закрепленных ст. 3 ВК РФ. При этом согласно п. 11 ч. 3 ст. 11 ВК РФ на осуществление такого водопользования не требуется заключения договора или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Одной из гарантий обеспечения в принятом ВК РФ прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на использование водных объектов в местах их традиционного проживания для традиционного природопользования является возможность нахождения представителей данных народов в составе Бассейновых советов (ч. 3 ст. 29 ВК РФ). Необходимо отметить, что в ВК РФ 1995 г. не отводилось отдельного места вопросам обеспечения прав коренных малочисленных народов, в частности права на использование водных объектов в местах их традиционного проживания.
Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
Комментарий к статье 55
В ВК РФ 1995 г. предусматривался единый разд. IV "Использование и охрана водных объектов" и разд. VI "Целевое использование водных объектов". В новом ВК РФ такой дробной регламентации не содержится. Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость управления их охраной, определение некоторых общих требований.
Выполнение определенных функций и требований по охране вод возлагается на органы государственного управления специальной компетенции - Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство природных ресурсов РФ, Госсанэпиднадзор, на иные юридические, а также физические лица в соответствии с их компетенцией.
Центральным органом специальной компетенции, осуществляющим управление в области охраны вод, является Федеральное агентство водного хозяйства, обеспечивающее рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Свои полномочия Агентство выполняет непосредственно либо через свои территориальные органы.
Отнесенная к совместной компетенции охрана водных объектов нуждается в выработке единства требований и объединении усилий Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, основанного на их взаимодействии.
Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития предусматриваются основные направления деятельности в области охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение Волги", восстановление нарушенной экологии прибрежной полосы Черного и Азовского морей, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озер и Невской губы, обеспечение питьевого водоснабжения городов.
В иных нормативных актах предусматриваются и другие направления охраны водных объектов. При этом соблюдается как принцип общих требований и ответственности водопользователей за охрану водных ресурсов, так и приоритетность ответственности собственников за состояние принадлежащих им водных объектов.
Органы государственного управления Российской Федерации, ее субъектов, органы местного самоуправления, собственники водных объектов должны обеспечивать охрану вод в целях сбалансированности, экономного использования и улучшения состояния водных объектов.
Часть 2 комментируемой статьи носит в основном отсылочный характер. Для предупреждения загрязнения водных объектов должны проводиться производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.
К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков для удаления вредных веществ.
Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это - выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур; работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.
Санитарные мероприятия направлены прежде всего на сохранение питьевого, биологического состояния вод и предусматриваются в санитарном, административном законодательстве РФ.
Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Комментарий к статье 56
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляются сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Водные объекты охраняются от загрязнения и засорения посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения.