ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1509
Скачиваний: 3
Молевой сплав леса наносит значительный ущерб состоянию водных объектов, используемых для судоходства, а в особенности в питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целях. Так, по данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году" <1>, подготовленного Министерством природных ресурсов РФ, последствия молевого сплава леса по рекам бассейна Белого моря и притоков Северной Двины (рекам Пинега, Емца и др.) привели к подрыву запасов беломорской семги (в частности, по оценкам СеврыбНИИпроекта, ежегодно теряется более 1800 тонн улова семги).
--------------------------------
<1> Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году". М.: Государственный центр экологических программ, 2004.
Обеспечение соблюдения водопользователями указанных в комментируемой статье требований подкрепляется ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за молевой сплав леса и нарушение порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины. При этом необходимо отметить, что в случае, когда невыполнение этих требований влечет загрязнение или засорение водных объектов, такие деяния могут быть квалифицированы по ч. 4 данной статьи КоАП РФ, предусматривающей более серьезное административное наказание. Административная ответственность за лесосплав, а также транспортировку древесины с нарушением правил охраны рыбных запасов, если это может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительном размере кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, определена ст. 8.38 КоАП РФ.
При этом необходимо отметить, что при нанесении существенного вреда водным объектам в результате названных деяний они могут быть квалифицированы как уголовное преступление согласно ч. 1 ст. 250 "Загрязнение вод" УК РФ либо ст. 257 "Нарушение правил охраны рыбных запасов" УК РФ. Часть 1 ст. 250 предусматривает ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если данные деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, а ст. 257 - за ряд деяний, в частности за лесосплав, а также транспортировку древесины и другой лесной продукции с лесосек, если это повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Запрет на молевой сплав леса был предусмотрен в различных актах как советского, так и (кроме указанных выше) российского законодательства.
Так, п. 15 утратившего силу Устава внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15 октября 1955 г. N 1801 <1>, был запрещен сплав леса молем или в плотах без судовой тяги по судоходным путям (при этом молевой сплав леса допускался только по тем водным объектам, где судоходство осуществлялось только в полноводный период и только при соответствующем разрешении). При этом действующим Кодексом внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ такого запрета не установлено, видимо, в силу придания ему статуса административно-правового и включения данного правонарушения в административное законодательство.
--------------------------------
<1> Свод законов СССР. Т. 8. С. 199.
Согласно п. 4.1.4 Гигиенических требований к охране поверхностных вод (СанПиН 2.1.5.980-00), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г. <2>, введенных в действие с 1 января 2001 г., не допускается молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги на водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей.
--------------------------------
<2> Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2001. N 2.
Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
Комментарий к статье 49
Порядок использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, установлен положениями Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <1>. К природным лечебным ресурсам отнесены минеральные воды (ст. 1), которые могут использоваться для промышленного разлива (ч. 1 ст. 10). Однако минеральные воды, добытые из подземных и поверхностных водных объектов, не являются объектом регулирования водного законодательства. Данное утверждение подкреплено ст. 5 ВК РФ 1995 г., которая устанавливает, что отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не регулируются водным законодательством РФ. Такие отношения (а также по поводу воды, уже изъятой из водных объектов) регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством. Необходимо отметить, что ВК РФ указания на данный факт не содержит, устанавливая лишь, что водное законодательство регулирует водные отношения, не раскрывая их содержание.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
Между тем необходимо отметить, что ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" приводит правило, согласно которому отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
Таким образом, правовое регулирование использования и охраны водных объектов, которые содержат минеральные воды и признаны частью лечебно-оздоровительных местностей и курортов, осуществляется законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, в частности названным Федеральным законом. Что же касается поверхностных и подземных объектов, не содержащих минеральные воды, то они используются и охраняются согласно водному законодательству.
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
Комментарий к статье 50
Как указано в ч. 1 комментируемой статьи, в рекреационных целях водные объекты используются с учетом правил, устанавливаемых органами местного самоуправления, в том числе водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд. Введение таких правил в соответствии со ст. 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа.
При этом необходимо отметить, что для использования акваторий водных объектов в рекреационных целях согласно ч. 1 ст. 11 ВК РФ требуется заключение договора водопользования (см. комментарий к ст. 11). Однако следует учесть, что он необходим только тогда, когда данный водный объект находится в государственной и муниципальной собственности. Договор водопользования заключается в соответствии с ч. 2 ст. 16 ВК РФ по результатам аукциона, проводимого в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, или в случае наличия нескольких претендентов на право заключения данного договора.
Водные объекты или их части, имеющие особое рекреационное значение, могут приобретать статус особо охраняемых (ст. 66 ВК РФ), при этом режим их особой охраны и границы территорий, в которых они располагаются, закрепляются законодательством об особо охраняемых природных территориях. Необходимо отметить, что Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" элементы правового статуса особо охраняемых водных объектов не определены (кроме общих положений о гидрологических заказниках), и ст. 66 ВК РФ предлагает вводить меры их правовой охраны по аналогии с общими мерами охраны особо охраняемых природных территорий.
Между тем правовой статус особо охраняемых водных объектов был урегулирован более детально ст. 118 ВК РФ 1995 г., обозначавшей категории и виды данных объектов, а также элементы их правового статуса.
Следует предположить, что особо охраняемые водные объекты могут использоваться для рекреационных целей лишь в случае, когда они обладают особым рекреационным и оздоровительным значением. К таким объектам следует относить те, что находятся в пределах территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладают названным значением и отнесены к таковым решениями соответствующих органов государственной власти.
Часть 2 комментируемой статьи содержит требование, согласно которому проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей (в том числе для обустройства пляжей) осуществляются в соответствии с водным и градостроительным законодательством, которое вместе с тем особых требований к данного рода деятельности применительно к зданиям, строениям или сооружениям рекреационного назначения (в том числе пляжам) непосредственно не устанавливает. В данном случае следует иметь в виду, что в силу ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <1> к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство РФ, если такие отношения не урегулированы законами о градостроительной деятельности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
Иными словами, названная деятельность применительно к зданиям, строениям, сооружениям для рекреационных целей (в том числе для обустройства пляжей), эксплуатация которых связана с пользованием водными объектами, определяется градостроительным законодательством в части, не урегулированной водным законодательством.
Необходимо отметить, что здания, строения и сооружения рекреационного назначения, в частности пляжи с соответствующими постройками, относятся к территориям общего пользования, т.е. согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - территориям, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
По правилам градостроительного зонирования, введенным гл. 4 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут выделяться территориальные зоны рекреационного назначения, в которые могут включаться зоны в границах территорий, занятых прудами, озерами, водохранилищами и пляжами (ч. 11 ст. 35). Для каждой из территориальных зон, в том числе и для рекреационного назначения, устанавливается градостроительный регламент, устанавливающий правовой режим земельных участков, входящих в данную зону (ст. 36).
Чаще всего постройки, располагающиеся на территории пляжей, не являются объектами капитального строительства, по ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (временные постройки, киоски, навесы и иные подобные постройки таковыми не являются). Между тем к иным зданиям, строениям и сооружениям рекреационного назначения, указанным в положениях ч. 2 комментируемой статьи, могут относиться и объекты капитального строительства (например, постройки, предназначенные для отдыха людей и иных рекреационных целей, - небольшие дома отдыха, пункты питания и т.п.). В таком случае они размещаются и строятся в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 6 Градостроительного кодекса РФ для архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. В частности, проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки данной документации, подлежит государственной экспертизе согласно требованиям ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Статья 51. Использование водных объектов для целей рыболовства и охоты
Комментарий к статье 51
Комментируемая статья устанавливает ряд условий для использования водных объектов для целей охоты и рыболовства. Так, в частности, в ч. 1 говорится, что для рыболовства должны использоваться только водные объекты рыбохозяйственного значения.
Порядок и условия использования водных объектов для рыболовства установлены Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <1>, ст. 17 которого введен порядок разграничения водных объектов рыбохозяйственного значения на категории. Согласно ч. 2 этой статьи категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности их использования определяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, т.е. Федеральным агентством по рыболовству. Данное положение подкрепляется п. "в" ч. 2 Постановления Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.
<2> СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2124.
При этом определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и использования находящихся в них водных биологических ресурсов в соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, т.е. на Минсельхоз России, что также подтверждается Постановлением N 317 (п. "г" ч. 1).
Одним из главных определяющих критериев при отнесении водных объектов к объектам рыбохозяйственного значения является качество воды, соответствующее нормативам качества и предельно допустимых воздействий. Согласно ч. 3 Правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208 <1>, ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1287.
В настоящее время согласно п. "у" ч. 1 Постановления N 317 порядок разработки нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе ПДК вредных веществ в водах этих объектов, утверждается Минсельхозом России.
В свою очередь, Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов утвержден Приказом Роскомрыболовства от 14 августа 1995 г. N 12-04-11/454 <2>. В данном акте закреплены определения понятий "рыбохозяйственные нормативы качества воды", "предельно допустимая концентрация вещества в воде рыбохозяйственного водного объекта", "ориентировочно безопасный уровень воздействия", "загрязняющее (нормируемое) вещество", порядок организации разработки рыбохозяйственных нормативов, порядок их рассмотрения, согласования и утверждения, а также порядок разрешения споров в указанной области.
--------------------------------
<2> Российские вести. 1996. N 5. 11 января.
Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
Комментарий к статье 52
В комментируемой статье закрепляются условия и порядок использования водных объектов в целях разведки и добычи полезных ископаемых. Согласно ч. 2 ст. 11 ВК РФ для предоставления водных объектов в указанных целях требуется не заключение договора водопользования, а принятие решения о предоставлении водных объектов в пользование. Водные объекты, находящиеся в федеральной, субъектов РФ или муниципальной собственности на основании соответствующих решений могут предоставляться для ряда целей, в том числе и для разведки и добычи полезных ископаемых, а также для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.