Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1452

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также из-за образования в нем вредных веществ изменились (ухудшились) нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в Федеральных законах "Об охране окружающей среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля за сточными водами. Запроектированные работы по охране окружающей природной среды должны быть выполнены к стадии ввода в эксплуатацию источника загрязнений (см. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и ст. 60 ВК РФ).

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водных объектов: очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы; ликвидация отвалов производственных и бытовых отходов, из которых загрязнения вымываются поверхностным и дренажным стоком.

Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде; эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве, радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах.

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая диффузное (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Среди отходов производства и потребления выделяются выведенные из эксплуатации плавучие средства, захоронение которых представляет серьезную проблему. По данным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в бассейне реки Волги сотни затопленных судов представляют угрозу судоходству, загрязняют водный объект. Поиск их собственников, подъем со дна, утилизация требуют материальных средств и необходимы для надлежащей охраны вод.


Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние или затрудняющих их использование. Помимо стоков водоемы засоряются при сваливании в них производственных отходов, бытового мусора; сбрасывании мусора и пищевых отходов с судов и иных установок на водной поверхности; проведении на водоемах строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ; при сплаве и обработке леса; попадании мусора и отходов с ледяного покрова водоемов и других действиях.

Образующиеся на хозяйственных и других объектах отходы согласно действующему экологическому законодательству должны ими обезвреживаться, перерабатываться и утилизироваться. Они могут складироваться и захороняться в местах, определяемых решениями органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Производственные и бытовые отходы вывозятся на специальные полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов и накопители (свалки) для нетоксичных отходов. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится на основании разрешения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора (подробнее см.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об отходах производства и потребления. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006).

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" нарушение установленных правил складирования и захоронения отходов влечет ограничение, приостановление либо прекращение деятельности хозяйственных и других объектов в судебном порядке по предписанию государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства. Согласно Общим требованиям к составу и свойствам воды водных объектов у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования для централизованного и нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий содержание взвешенных веществ не должно увеличиваться более чем на 0,25 мг на 1 л, для купания, спорта, отдыха населения, а также для водоемов в черте населенных мест - более чем на 0,75 мг на 1 л.

Взвешенные частицы могут поступать при дноуглубительных, строительных, геологоразведочных и иных работах, при добыче полезных ископаемых (см., например, ст. 52 ВК РФ).

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию.



КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий Закона Российской Федерации "О недрах" С.А. Боголюбова, И.Д. Горкиной, Ю.Г. Жарикова, Ю.Е. Кацмана, Е.Г. Краюшкиной, Л.Б. Шейнина включен в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 1999, NN 4, 5.


Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах (см.: Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000).

Ряд международных норм предусматривает меры предупреждения залповых сбросов вредных веществ, возмещение ущерба от воздействия промышленных аварий (например, принятые в Хельсинки 17 марта 1992 г.); применяется при этом основной принцип, согласно которому ответственность за загрязнение возлагается на его виновника.

Взаимоотношения сторон, регулирующие поведение при аварийной ситуации на одной из сопредельных территорий, направлены на обеспечение охраны трансграничных вод от загрязнения, возникающего в результате опасной деятельности, при авариях и стихийных бедствиях, и уменьшение их последствия для водной среды; повышение готовности к эффективному реагированию на возможные чрезвычайные происшествия и ограничение наносимого ими ущерба.

Аварии на водных объектах, связанные с наводнениями, стихийными бедствиями или чрезвычайными ситуациями, вызванными радиоактивным заражением, разрушением плотин, авариями на промышленных объектах в ходе производства, использования, хранения, перемещения опасных веществ, случайных выбросов генетически модифицированных организмов, разливами нефти и других вредных веществ, ликвидируются в соответствии с определенными на этот случай стратегией и планами действий, которые включают:

разработку перечня аварий и стихийных бедствий, имевших отношение к рассматриваемому бассейну; определение степени опасности при осуществлении той или иной деятельности; выявление возможных источников аварийных ситуаций и занесение их в кадастр аварийных ситуаций;

разработку процедуры выдачи разрешения на проведение деятельности, которая в связи со своим опасным характером или в связи с использованием опасных веществ может привести к аварийному загрязнению пограничных вод; планов действий в чрезвычайных ситуациях на местах;

разработку программ по локализации аварийного загрязнения и восстановлению качества воды; установление ответственности и возмещение ущерба от аварийного загрязнения; предоставление компетентным административным органам сопредельных территорий соответствующих полномочий, включая мониторинг до и после аварии, беспрепятственный доступ к местам проведения опасной деятельности, а также их инспектирование и наблюдение за ними;

разработку надлежащих санкций за несоблюдение установленных правил; применение экономических стимулов и ограничений; оказание взаимной помощи при аварийном загрязнении.


При поступлении сигнала об аварии в бассейне информация в первую очередь доводится до территориальных органов по управлению использованием и охраной вод и комитетов по охране природы. Если возникновение аварийной ситуации может нанести значительный хозяйственный ущерб или угрожает жизни населения, то информация передается в комиссию по чрезвычайным ситуациям территории, ее администрацию, органы МЧС и МВД, здравоохранения, комитеты по охране природы.

При возможном влиянии последствий аварии на бассейн реки в целом оповещается бассейновый совет и комитет по чрезвычайным ситуациям нижележащей территории. Кроме того, разрабатываемые планы действий должны предусматривать следующие мероприятия:

организацию комиссии по устранению причин аварии (либо назначение органа, выполняющего эту работу в пределах своей компетенции); установление органами по управлению использованием и охраной вод и комитетами по охране природы оперативного мониторинга изменения качества окружающей среды, при этом регламент контроля определяется комиссией по конкретной аварии или другим компетентным органом;

принятие технических мер для локализации утечки опасных веществ, тушения пожаров, безопасного удаления и захоронения загрязняющих веществ и загрязненных материалов; привлечение спасательного и медицинского персонала к ликвидации аварии;

выяснение характера и количества опасных веществ в случае аварийной утечки; определение численности и распределения населения в зоне аварии; оценку серьезности ущерба для людей и хозяйственных объектов в зависимости от характера и обстоятельств аварии;

обеспечение непрерывного поступления в комиссию по чрезвычайным ситуациям полной и подробной информации о характере аварийной ситуации, принятых мерах, необходимых дальнейших действиях; выявление переноса опасных веществ в различных средах (в воздушном бассейне, поверхностных, грунтовых водах, почвах, а также в канализационных системах) с уточнением участков отбора проб, параметров, подлежащих измерению, и аналитических методов, которые должны служить основой для принятия решения относительно экстремальных и последующих мер, а также для оценки ущерба;

надзор за опасной деятельностью в период чрезвычайной ситуации; постоянно обновляемый список лиц, которых следует оповещать об опасности и снабжать информацией об изменениях степени риска, с указанием средств для установления с ними оперативной связи; организацию восстановительных работ, включая их материально-техническое обеспечение.

Для профилактических работ, а также поддержки управленческих решений, принимаемых комиссией по чрезвычайным ситуациям, предлагается иметь кадастр аварийных ситуаций, возникновение которых возможно на данной территории, и провести ряд мероприятий:


в соответствии с различными категориями аварийных ситуаций определить меры, направленные на предотвращение и уменьшение аварийного загрязнения и борьбу с ним; в стратегически расположенных центрах, выбираемых с учетом местоположения объектов, на которых осуществляется опасная деятельность, иметь обученный персонал, оборудование и материалы, необходимые для борьбы с аварийным загрязнением и его уменьшением;

представить для оперативного реагирования перечень методов и средств оповещения общественности о чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных мерах; указать экологическую уязвимость и фактическое использование водных ресурсов в районах, которые могут пострадать от аварийного загрязнения;

оценить вероятность, характер и последствия возможных чрезвычайных происшествий, включая размер ущерба, опасность взрыва или попадания вредных веществ в трансграничные внутренние воды, а также влияние загрязнителей через водную среду на пищевую цепочку или циклы переноса;

определить характеристики опасных веществ, их токсичность, стойкость или биоаккумулятивные свойства; установить вероятную продолжительность чрезвычайного положения.

Существенную опасность представляют техногенные аварии и катастрофы: в России ежедневно происходят одна-две крупные аварии на трубопроводах, еженедельно - на транспорте, ежемесячно - в промышленности, раз в полгода - крупномасштабные аварии.

Большое значение для предупреждения аварийного загрязнения водных объектов, ликвидации чрезвычайных ситуаций и бедствий имеет режим гласности, участия общественности и населения в преодолении вредного воздействия вод. Законом РФ о государственной тайне запрещается закрытие прогнозов и сведений о стихийных бедствиях, катастрофах, экологической информации (см. также п. 12 ст. 3 ВК РФ).

Определенные обязанности в этом направлении возлагаются на МЧС России, которое осуществляет связь с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей; организует оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, контролирует создание и работу соответствующих территориальных и локальных систем оповещения; организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях.

Системы уведомления об угрозе аварийного загрязнения вод должны обеспечивать максимально быструю передачу данных и прогнозов и включать информацию о времени, месте, характере и количественных параметрах происшествия; событии, которое является наиболее вероятной причиной аварийного загрязнения; подвергшейся загрязнению среде, с указанием ее местоположения и характеристик; виде и масштабах аварии, связанных с ней опасных веществах (если они известны) и серьезности ее возможного воздействия; текущих и прогнозируемых метеорологических, гидрологических и гидрогеологических условиях.