Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1512

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2006. N 47.


В получаемых разрешениях на сброс перечень и количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты в составе сточных и (или) дренажных вод, указываются отдельно по каждому выпуску данных вод. При утвержденных нормативах ПДС разрешение на сброс выдается на срок действия этих нормативов, а при установленных лимитах на сбросы срок действия разрешения на них составляет 1 год с даты выдачи разрешения.

Действие разрешения на сброс может быть приостановлено в случае:

неоднократного (более 2 раз) превышения (более чем в 3 раза) допустимой концентрации любого из загрязняющих веществ, указанных в разрешении на сброс, на выпуске сточных и (или) дренажных вод;

сброса загрязняющих веществ, которые не включены в нормативы ПДС (лимиты на сбросы);

отсутствия производственного экологического контроля за качеством и количеством сточных и (или) дренажных вод;

невыполнения в предусмотренные сроки плана снижения сбросов.

В случае выявления таких нарушений территориальный орган Ростехнадзора принимает решение о приостановлении действия разрешения на сброс и в 3-дневный срок в письменной форме уведомляет об этом хозяйствующий субъект. При установлении по результатам проверки устранения хозяйствующим субъектом нарушений, повлекших приостановление действия разрешения на сброс, территориальный орган Ростехнадзора принимает решение о возобновлении действия разрешения на сброс и также в 3-дневный срок в письменной форме уведомляет об этом данный хозяйствующий субъект.

Территориальные органы Ростехнадзора обязаны информировать органы государственной власти соответствующих субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, о выданных разрешениях (а также решениях о приостановлении и возобновлении их действия) на сбросы для объектов хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.


Статья 45. Использование водохранилищ


Комментарий к статье 45


Положения комментируемой статьи вводят два новых вида актов, регулирующих порядок рационального использования и охраны водохранилищ, - правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые согласно ч. 4 данной статьи могут быть объединены в документ - правила использования водохранилища. При этом допускается их разработка для совокупности водохранилищ - их каскада, водохозяйственной системы в случае их неразрывной связи, т.е. если они не могут функционировать раздельно. Указанные акты должны утверждаться по каждому водохранилищу федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 757 "О полномочиях Министерства природных ресурсов Российской Федерации в области водных отношений" <1>, существенно расширившим полномочия МПР России в указанной сфере, в числе прочих Министерству было передано полномочие по утверждению правил использования водных ресурсов водохранилищ, а также правил их технической эксплуатации и благоустройства.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5461.


Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 46


Использование водных объектов для нужд электроэнергетики является одним из наиболее значимых для российской промышленности видов водопользования. Между тем применение гидротехнических сооружений на водных объектах допускается только с соблюдением требований промышленной безопасности, установленных положениями Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" <1>. Однако требования в сфере обеспечения охраны водных объектов и их безопасности при применении гидротехнических сооружений и иных устройств в целях обеспечения нужд электроэнергетики содержатся в положениях водного законодательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.


Необходимо отметить, что гидротехническими сооружениями согласно ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" признаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. При этом необходимо дополнительно подчеркнуть, что гидроэлектростанции являются всего лишь одним из многочисленных видов гидротехнических сооружений.

Часть 1 комментируемой статьи в качестве одного из основных принципов водопользования в целях электроэнергетики называет приоритет обеспечения интересов иных водопользователей и требований рационального использования и охраны водных объектов при их использовании для указанных целей. В данном случае интересы иных водопользователей учитываются в первую очередь при пользовании водными объектами для нужд электроэнергетики способами, не наносящими вреда водным объектам. Таким образом, второе условие - водопользование для производства электрической энергии с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов отчасти вытекает из первого. Соблюдение водопользователями названных требований заключается в обеспечении безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений для окружающей среды. В данном случае имеет место необходимость соблюдения требований не столько промышленной безопасности, сколько обеспечения охраны окружающей среды, причем на различных этапах функционирования гидротехнических сооружений - размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации данных объектов.


В отличие от требований промышленной безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений", требования в области охраны окружающей среды в этой сфере закреплены положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности соответствующих регионов в электрической энергии, а также особенности рельефов местностей. При этом при размещении данных объектов должны предусматриваться меры по сохранению как самих водных объектов и их водосборных площадей, так и водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, своевременная утилизация древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ, а также иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Необходимо отметить, что ст. 43 Федерального закона "Об охране окружающей среды" устанавливает требования в области ее охраны при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Однако если они расположены отдельно, то являются не объектами гидроэнергетики, а, как указывает ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <1> (в ред. от 29 декабря 2004 г.), инженерными сооружениями и устройствами, которые не входят в мелиоративные системы, но обеспечивают регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.


Следует отметить, что требования промышленной безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений определенным образом соотносятся с требованиями в области охраны окружающей среды. В частности, в ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" говорится, что безопасность гидротехнических сооружений - это их свойство, позволяющее обеспечивать как защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, так и защиту (охрану) окружающей среды и хозяйственных объектов. В силу этого важнейшие средства обеспечения промышленной безопасности гидротехнических сооружений (в частности, гидроэлектростанций) направлены в том числе и на обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды в данной сфере. К числу данных средств следует относить: ведение регистра гидротехнических сооружений, декларацию безопасности гидротехнического сооружения, государственную экспертизу указанных деклараций, государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.


Частью 2 рассматриваемой статьи введен приоритет целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения над иными видами целевого использования водных объектов (в том числе и для нужд электроэнергетики). При этом для обеспечения данного приоритета, как указано в данной статье, водопользователи, эксплуатирующие гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки (выпуска воды) и наполнения водохранилищ.

Такие действия отнесены п. 13 ст. 24 ВК РФ к полномочиям федеральных органов государственной власти. Согласно п. 5.8 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов установление режимов специальных пропусков, наполнения и сработки водохранилищ, находящихся в федеральной собственности, относится в настоящее время к полномочиям этого Федерального агентства.

Как указано в ст. 45 ВК РФ, режим использования водохранилищ, в том числе и режим их наполнения и сработки, определяется правилами использования водных ресурсов водохранилищ (см. комментарий к ст. 45).

Необходимо отметить, что водопользователями, эксплуатирующими гидротехнические сооружения, в данном случае являются эксплуатирующие организации, которыми в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" являются государственные или муниципальные унитарные предприятия либо организации любой другой организационно-правовой формы, на балансе которых находится гидротехническое сооружение, при этом собственниками гидротехнических сооружений могут быть как Российская Федерация и ее субъекты, так и муниципальные образования, физические или юридические лица независимо от организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.


Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта


Комментарий к статье 47


В соответствии с положениями ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <1> под внутренними водными путями Российской Федерации понимаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. При этом указанной статьей закреплено понятие "судоходство", под которым понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов в различных целях (для перевозки грузов, пассажиров и их багажа и т.д.), включающая осуществление мероприятий по охране водных объектов, защите от их загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, в учебных, спортивных, культурных и иных целях.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.


Кодекс внутреннего водного транспорта РФ также установил ответственность судовладельцев за ущерб за загрязнение водных объектов с судна нефтью и другими веществами, под которым согласно ч. 2 ст. 121 данного Кодекса понимается вред, причиненный жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Необходимо отметить, что этот ущерб включает расходы на принятие разумных мер любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с реализацией таких мер. Вред, причиненный окружающей среде в результате ее загрязнения, возмещается добровольно либо на основании решения суда или арбитражного суда в установленном порядке.


Согласно утвержденному Приказом МПР России от 23 марта 2005 г. N 70 <1> Перечню видов специального водопользования к нему относится пользование водными объектами или их частью в различных целях, в том числе в целях транспорта, если они достигаются с использованием судов и других плавательных средств (кроме маломерных).

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2005. N 24.


Согласно положениям Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ <2> аэродромом признаются как земельные участки, так и водная поверхность, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (ч. 1 ст. 40). Участки поверхности воды могут также использоваться и как посадочные площадки (ч. 7 ст. 40). Часть 2 ст. 43 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что участок водной поверхности под аэродром отводится в соответствии с водным законодательством. Необходимо отметить, что положения ст. 86 Водного кодекса РФ 1995 г. содержали требования, согласно которым как для плавания на маломерных плавательных средствах, так и для разовых взлетов и посадок воздушных судов получения лицензии на водопользование не требовалось. Данное требование воплощено и в ВК РФ. Так, в силу п. 1 и 2 ч. 3 его ст. 11 для судоходства, плавания маломерных судов, а также для разового взлета и посадки воздушных судов не требуется ни заключения договора водопользования, ни принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

--------------------------------

<2> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.


Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины


Комментарий к статье 48


Виды работ по сплаву леса приведены в Отраслевых особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса, утвержденных Минэкономики России 19 октября 1994 г. <1>. В числе прочих к данным работам относятся: молевой сплав леса; зачистка русла реки после окончания первоначального сплава; транспорт лесоматериалов в плотах, а также в судах; сбор аварийной древесины и вылов топляка.

--------------------------------

<1> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".


Обязательными требованиями к осуществлению лесосплава по водным объектам, закрепленными положениями комментируемой статьи, являются:

возложение обязанности на водопользователей, осуществляющих лесосплав, регулярной очистки водных путей от затонувшей древесины;

запрет на лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги;

запрет на осуществление молевого сплава леса на водных объектах.

Одним из наиболее значимых требований для всех водопользователей, осуществляющих лесосплав по водным объектам, является очистка данных объектов и их русел от затонувшей древесины, что подтверждается положениями ч. 1 комментируемой статьи. Затонувшая древесина (топляк) наносит существенный ущерб водным объектам, загрязняя и засоряя их, причиняя вред их руслам и берегам, а также качеству воды, которая не может быть использована после этого ввиду ее низкого качества в питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целях.