Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1450

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок использования и охраны ледников и снежников определяется водным и иным законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Как резерв чистой пресной воды ледники и снежники охраняются усиленным образом от загрязнения и засорения. Забор льда из них может производиться в количествах, не оказывающих негативного влияния на состояние поверхностных и подземных вод.

Ледяной покров рек и иных водоемов также запрещается загрязнять нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, а также засорять бытовыми и иными отходами и отбросами.


Статья 59. Охрана подземных водных объектов


Комментарий к статье 59


При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения подземных водных объектов.

Закон не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации, а относит обязанности по охране подземных водных объектов ко всем без исключения физическим и юридическим лицам. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), их добыча допускается без специального разрешения.

Водосборной площадью считается территория, сток с которой формирует водный объект (ВК РФ 1995 г.). Законодательство РФ о недрах упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но, поскольку одновременно снижается уровень озера (что может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов.

Последнее время в связи с ростом урбанизации и повышением экологических требований вызывает беспокойство состояние кладбищ и скотомогильников, в которых споры опасных заболеваний могут сохраняться столетиями. В бассейне реки Волги таких захоронений, прошедших учет и инвентаризацию, насчитываются сотни. А некоторые остаются пока не известными и обнаруживают себя после загрязнения и заражения подземных водных объектов.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой внесены в администрации десятков субъектов РФ представления, предписания и предостережения (в зависимости от состояния и опасности объекта) об устранении нарушений водного законодательства в связи с нахождением на водосборной площади кладбищ и скотомогильников, которые могут стать источниками массовых инфекционных заболеваний.


Правовое регулирование орошения и удобрения земель наряду с санитарным законодательством осуществляется согласно Федеральному закону "О мелиорации земель" (см.: Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель" / Под ред. С.А. Боголюбова, Ю.Г. Жарикова. М.: Сельхозиздат, 1998).

Часть 4 комментируемой статьи носит достаточно общий характер и продолжает ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", где предусматриваются объекты охраны окружающей среды: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

О негативном воздействии самих вод см. п. 16 ст. 1 ВК РФ. Под водозабором понимается комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов (см. ст. 1 ВК РФ 1995 г.). В частях 1, 4 и 5 комментируемой статьи перечислены обязанности по принятию и осуществлению "мер...", хотя сами меры не называются, и, следовательно, они остаются на усмотрение водопользователей.


Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы


Комментарий к статье 60


Первая часть комментируемой статьи посвящается гидротехническим сооружениям (см. Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и ч. 2 ст. 46 ВК РФ) и внедрению новых технологических процессов.

Об использовании водохранилищ см. ст. 45 ВК РФ, в которой приведены некоторые меры их охраны. Об использовании гидротехнических сооружений см. Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений". Предоставление и изъятие земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматриваются в ст. 30 и 49 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), выбор, порядок предоставления, органы, предоставляющие земельные участки, содержатся в ст. 29, 31 - 33 ЗК РФ 2001 г.

Вещные и иные права на землю и иные природные ресурсы и объекты, являющиеся предметом гражданского (имущественного) оборота, регулируются гл. 17 ГК РФ.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, производятся в соответствии с ВК РФ, экологическими требованиями, установленными в Федеральных законах "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе".

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Места строительства хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, определяются в соответствии с ЗК РФ и Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Их месторасположение согласуется с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти, органами в области охраны окружающей среды, другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и с согласия в ряде случаев органов местного самоуправления. В необходимых случаях при размещении хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, решение о месте их расположения принимается по результатам обсуждения или референдума.


При технико-экономическом обосновании (ТЭО) проекта, проектировании хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, надо учитывать уровень научно-технического прогресса, предельно допустимые нагрузки на водные объекты, предусматривать надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными отходами, их обеззараживание и утилизацию, внедрение ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных ресурсов.

ТЭО и проекты на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, проходят государственную экспертизу на предпроектную и проектную документацию, государственную экологическую экспертизу, а при необходимости - общественную экологическую экспертизу.

Осуществляемая специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.

При государственной экологической экспертизе устанавливается соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических, иных последствий реализации названного объекта.

Такая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в данной области в порядке, установленном Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых согласно их уставам является охрана окружающей природной среды.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк.


Градостроительным кодексом РФ предусматривается экспертиза градостроительной деятельности, включающая проверку экологических требований (см. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007).


Развивая общие экологические нормы, Водный кодекс 1995 г. установил, что при проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем водоснабжения. Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения допускаются в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы.

Строительство, реконструкция хозяйственных и других объектов может производиться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной предпроектной, проектной и экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими санитарными, строительными нормами и правилами.

Ограничение, приостановление или запрещение водопользования и эксплуатации водохозяйственных систем предусматриваются в ст. 10 и 41 ВК РФ, в ст. 34 и 43 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в ГК РФ и КоАП РФ.


Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ


Комментарий к статье 61


Логика изложения комментируемой главы ВК РФ предполагает сначала перечисление общих основных требований к охране водных объектов, включая их охрану от загрязнения и засорения, затем особенности охраны таких заслуживающих повышенного внимания водных объектов, как болота, ледники, снежники, подземные водные объекты, а потом - в ст. 60 - 63 ВК РФ - охрану от определенного вида негативного воздействия.

В комментируемой статье приводятся самые разнообразные виды работ. Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Строительные, дноуглубительные, взрывные и иные работы на водных объектах и их водоохранных зонах ведутся по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк.


При согласовании определяются водоохранные требования к производству работ (см. ст. 55, 56 ВК РФ, ст. 34 - 39, 46, 51, 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Многие работы на водных объектах, поскольку проводятся на территории поселений, регулируются Градостроительным кодексом РФ (см.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ИЗиСП-Проспект, 2007).


Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, принимают меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. Такие меры определяются в общем виде в ст. 42, 55 и 56 ВК РФ, а также в ином законодательстве РФ.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов нельзя сбрасывать в водные объекты не очищенные и не обезвреженные в соответствии с установленными нормативами сточные воды; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние; сбрасывать сточные воды, содержащие вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.

На основании указанных норм ВК РФ, Федеральных законов "О Правительстве Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иных федеральных законов ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, могут осуществляться Правительством РФ, иными органами публичной (государственной, муниципальной) власти по представлению федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и в сфере санитарно-эпидемиологического надзора (см.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М.: Норма, 2007).

Основные обязанности граждан и юридических лиц по охране вод, в том числе при проведении работ, определены в ст. 39 ВК РФ. Эти основные обязанности по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и вредного воздействия вод определяются и развиваются законодательством РФ, а также инструкциями, правилами и нормами министерств и ведомств.


Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 62


Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод (о пропусках паводков, специальных пропусках, наполнении и сработке водохранилищ см. ч. 2 ст. 45, а также ст. 46 ВК РФ).

Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается.