Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1451

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для достижения определенного качества окружающей среды для каждого источника загрязнений установлены норматив предельно допустимых воздействий, а также выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в виде допустимых количеств (ПДВ и ПДС), а также лимитов - временно согласованных выбросов (ВСВ - см. ст. 35 ВК РФ).

Норматив ПДВ и ПДС - величина, выражающая предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника выброса или сброса. Для тех источников загрязнений, которые без совершенствования технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС, устанавливаются лимиты выбросов, сбросов. С учетом возможностей производства они поэтапно должны доводиться до уровня предельно допустимых выбросов и сбросов. Контролируют это органы охраны окружающей природной среды.

Проекты названных нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения. В развитие ВК РФ Правительством РФ утвержден порядок разработки предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.

Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным ресурсам - лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству, особо ценным регионам, например озеру Байкал, в ведомственных положениях и инструкциях разрабатывались органами лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, охраны природы.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" установил обязательность учета предельно допустимых нагрузок на природную среду при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, реконструкции городов (см. также комментарий к ст. 35 ВК РФ).

Под попусками воды понимается искусственный эпизодический или периодический сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле. Попуски производят для нужд энергетики, повышения расходов, уровней и глубин воды на нижележащих участках реки по запросам судоходства, орошения, рыболовства, водопользования и других водопользователей.

Отличают санитарные попуски для очищения русла реки и улучшения качества воды в ней (например, весенний попуск в Москве-реке). Неожиданный и не своевременный для отдельных отраслей народного хозяйства попуск может нанести серьезный экономический ущерб, например спровоцировать икрометание у рыбы (с последующим иссушением икры после перекрытия створов плотины).

Экологические требования к эксплуатации водохранилищ, гидротехнических и других сооружений гидроэнергетики определяются в Федеральных законах "Об охране окружающей среды" и "О безопасности гидротехнических сооружений".


В Типовых правилах эксплуатации водохранилищ предусматриваются режимы и назначение попусков, графики диспетчерского регулирования попусков, величины или пределы колебания величин забора воды, размеры судоходных и иных попусков воды среднесуточных и базовых, допустимый диапазон суточного и недельного регулирования.

Правила включают: пропуск высоких вод (создание паводковой комиссии), наблюдение за уровнями воды, пропуск паводка; гарантированную отдачу воды в маловодье (корректировка отдачи, ограничение или прекращение подачи, экономические расчеты); наполнение и сработку водохранилища (экологические требования).

Правилами предусматриваются специализированные попуски: рыбохозяйственные - на период нерестилищ в поймах и дельтах рек; сельскохозяйственные - в весенне-летний период в ирригационные системы; энергетические - в связи с маневрированием мощности ГЭС в суточном и недельном разрезе; воднотранспортные - для обеспечения навигационного уровня; ливневые - при выпадении сильного интенсивного дождя; чрезвычайные - при штормовом ветре, буре и т.п.; зимние - в период замерзания, ледостава, уменьшения попусков.


Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах


Комментарий к статье 63


В соответствии с Лесным кодексом РФ от 4 декабря 2006 г. в водоохранных зонах разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Пользование лесов водоохранных зон предоставляется по согласованию с федеральным уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с лесным и водным законодательством РФ.

Такой федеральный орган контролирует использование лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, вредно влияющие на состояние водных объектов.

В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные защитные полосы (см. ст. 65 ВК РФ).

Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ, в ч. 2 комментируемой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос. В этих лесах запрещены сплошные рубки, т.е. те, которые осуществляются в спелых и перестойных насаждениях и проводятся главным образом для заготовки древесины. В отличие от таких рубок выборочные рубки проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 6 ВК РФ о водных объектах общего пользования).



КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 1997.


Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г. леса водоохранных зон относятся к защитным лесам в соответствии с их экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями. В защитных лесах выделяются особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования - берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок и т.п. (см.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007).

В защитных лесах выделяются такие категории защитности, имеющие отношение к водным объектам, как запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, а также защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы.

Проекты лесоустроительных и иных работ в лесном фонде, влияющих на водные объекты, подлежат обязательному согласованию с водными органами (см.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова М.: Юстицинформ, 1997).


Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами


Комментарий к статье 64


Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов. Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он был введен Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1937 г., которое продолжало действовать до издания соответствующего российского правового нормативного акта. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых свой особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускаются только с особого разрешения органов санитарного надзора.


Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Здесь органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод, и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Местная администрация обязана оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Это особо охраняемая территория, на которой вводится особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения.

Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях - округа санитарной охраны. В составе округа выделяется до трех зон:

в первой - устанавливается строгий охранительный режим, запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;

во второй - запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природные среду, ресурсы и приводящих к их истощению;

в третьей - вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Установленный режим охраны обеспечивается в первой зоне юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.


Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов РФ - для регионального и местного значения.


Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы


Комментарий к статье 65


К водоохранным зонам применяются требования как водного, так и земельного законодательства РФ. Вокруг таких зон в последние годы возникает немало дискуссий, большинство которых основано на неведении и незнании водного и иного российского законодательства.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2005.


Земле-, водо- и иное природопользование не исключается в водоохранных зонах, но лишь ограничивается в целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. О береговой линии и береговой полосе см. ч. 6 ст. 6 ВК РФ. О среде обитания см. Федеральные законы "О животном мире" 1995 г. и "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" 2004 г. (см.: Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Кузнецова Н., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006). Готовится проект Федерального закона об охоте и охотничьем хозяйстве.

Границы и ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть основаны на естественнонаучных и опытных расчетах. Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием имеют особенности.

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ и иным земельным законодательством РФ, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.