Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1519

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешаются выборочные рубки и другие лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов (см. ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются теперь с учетом ливневой канализации и наличием набережных в городах и иных поселениях (там, где они есть) (см. также комментарий к п. 8 ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

В тех регионах, где выделяются водоохранные зоны, новые арендаторы и собственники земель должны быть уведомлены о таких зонах и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (этому способствовал тот недостаток, что границы фермерских и иных земельных владений не всегда были выделены в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Важным является правило, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ, ст. 1 ГК РФ).

В ВК РФ перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ о водоохранных зонах 1996 г. При этом их ширина уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

Аналогично устанавливается ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства.

Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды три десятка исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается Федеральная служба судебных приставов.

Сотни исков о нарушениях режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос, самовольном строительстве предъявлены Росприроднадзором. Повышенная правовая защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в ВК РФ режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем их режим, предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.


При землеустройстве в соответствии со ст. 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (см.: Постановление Правительства РФ об утверждении порядка проведения территориального землеустройства // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; и Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова и Е.Л. Мининой. М.: Юстицинформ, 2002).


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" (постатейный) (под ред. Е.А. Галиновской) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007 (издание четвертое, переработанное и дополненное).


Межевание объекта в ходе землеустройства включает установление границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения (см.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. "О землеустройстве" и Комментарий к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006).


Статья 66. Особо охраняемые водные объекты


Комментарий к статье 66


Установление особой охраны водных объектов может рассматриваться как разновидность особо охраняемых природных территорий, предусмотренных в Федеральных законах "Об охране окружающей среды" и "Об особо охраняемых природных территориях".

Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений государственных органов исполнительной власти по представлению федерального уполномоченного Правительством РФ государственного органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и федерального органа в области охраны окружающей среды.

Названный объект может относиться к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения, являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо ее частью, определенной законодательством РФ.

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены категории особо охраняемых водных объектов:

участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;

водно-болотные угодья;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.


Законодательством РФ могут быть предусмотрены иные категории особо охраняемых водных объектов. Находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, они могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом.

Установление особой охраны означает, что водный объект полностью или частично, постоянно или временно изымается из хозяйственной деятельности. Решение об установлении статуса особой охраны принимает орган исполнительной власти по представлению государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут представлять отдельную акваторию (территорию): памятник природы, государственный природный заказник либо входить в особо охраняемую территорию, установленную законодательством РФ: государственный природный заповедник, национальный или природный парк, дендрологический парк или ботанический сад, курорт, лечебно-оздоровительная местность.

На территории государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях водные объекты охраняются согласно соответствующему режиму, который устанавливается в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и принятым в его развитие законодательством РФ и нормативными актами субъектов РФ.

В отношении водных объектов государственных природных заповедников не допускается любая деятельность, нарушающая их неприкосновенность и необходимость сохранения для науки и исследований. Запрещается изъятие или прекращение прав в отношении водных объектов, расположенных на территории государственных природных заповедников.

В национальных и природных парках установлен дифференцированный режим охраны природы для различных их зон. Так, в заповедной зоне запрещены любая деятельность и рекреационное использование водных объектов. В зонах, отведенных для рекреации и отдыха, допускается использование водоемов для купания, любительской и спортивной рыбной ловли, прогулок на весельных лодках и т.п.

В Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривается организация специальных гидрологических заказников: болотных, озерных, речных, морских. Они предназначаются для сохранения и восстановления ценных водных экологических систем. Водные объекты охраняются в ландшафтных, биологических, создаваемых для охраны редких и ценных растений и животных и других видах заказников.

На территории государственных природных заказников ограничивается постоянно или временно деятельность, причиняющая вред их природным комплексам. Для специальных гидрологических заказников это мелиорация, осушение болот, использование вод для орошения, изыскательские работы.


Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном, эстетическом отношениях водные объекты. К ним относятся участки живописных или исторически ценных местностей, эталоны нетронутой природы; заброшенные каналы, водоемы, являющиеся местом произрастания и обитания ценных реликтовых растений, животных; болота, являющиеся местами произрастания ягодных, лекарственных и технических культур либо играющие важную роль в поддержании режима малых рек и уровня грунтовых вод; отдельные водные объекты или их части (реки, озера, участки акватории морей и океанов, бухты, лагуны), водопады и др.

На территориях, где находятся водные объекты-памятники природы, запрещается всякая деятельность, влекущая нарушение их сохранности.

В ботанических садах и дендрологических парках водные объекты охраняются, как места, где расположены коллекции водных растений, и как часть их декоративного оформления. В отношении их запрещается деятельность, связанная с нарушением задач садов и парков по сохранению разнообразия и обогащению растительного мира, ухудшением эстетической ценности территории.

Охрана водных объектов, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, порядок их использования и охраны, как и их округов, предусматриваются в ст. 64 ВК РФ. Применительно к условиям каждой отдельной особо охраняемой территории режим охраны ее природных комплексов, в том числе водных объектов, определяется в положении о конкретном природном государственном заповеднике, национальном парке, памятнике природы и др.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках охранных зон и округов может быть введен особый режим хозяйственной деятельности, который может касаться и водных объектов (см.: Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об особо охраняемых природных территориях. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006).

Отдельную категорию особо охраняемых водных объектов составляют имеющие международное значение (трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья), режим использования и охрана которых определяются Правительством РФ в соответствии с международными договорами и законодательством РФ и заслуживают дополнительного рассмотрения.

На сохранение особо охраняемых водных объектов международного значения направлен Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (см.: Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2003).

Особым звеном является управление трансграничными водными или международными речными бассейнами. Данный вопрос актуален в последнее время для России и стран Восточной Европы, где статус международных речных бассейнов получили многие реки и иные водоемы, имевшие ранее федеральное, а теперь приобретшие международное значение, - реки Днепр, Неман, Урал, Западная Двина, Азовское и Каспийское моря.


За последние 30 лет благодаря деятельности международных организаций приняты основные акты в области регулирования трансграничных вод. В 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды была принята Декларация, в которой зафиксированы принципы сотрудничества при использовании водных ресурсов, расположенных на территории двух и более стран.

Конференция ООН по водным ресурсам (Мар-дель-Плата, 1977 г.) провозгласила принцип международной кооперации в международном законодательстве по использованию водных ресурсов и объявила 1981 г. началом Международного десятилетия обеспечения населения питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Впервые был поднят вопрос о финансовой стороне управления международными речными бассейнами.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была отмечена необходимость включения управления водными ресурсами в качестве составной части в общегосударственную экономическую и социальную политику и намечены приоритетные задачи в области охраны и рационального использования пресной воды до 2000 г. Эти направления были подтверждены на международной встрече в Иоганнесбурге в 2002 г.

Данные руководящие документы используют в своей деятельности международные бассейновые комиссии, созданные на основе соглашений для регулирования использования и охраны трансграничных вод. Примером таких комиссий могут служить Международная комиссия по защите Рейна от загрязнений и Европейская комиссия по реке Дунаю, Российско-Казахстанская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных вод.

Анализ функций подобных комиссий показывает, что к традиционным проблемам управления водохозяйственными системами бассейна добавляется согласование нормативов и стандартов, принятых в водохозяйственной деятельности сопредельных государств, мониторинга на водных объектах бассейна; создание дополнительных организационных структур, выполняющих функции регулирования международных водных отношений либо признание этих функций за территориальным агентством, комитетом; решение проблемы юридической и финансовой самостоятельности организаций, международного характера, их материальной независимости.

Базовым документом для заключения межправительственных соглашений между Россией и сопредельными государствами по вопросам особо охраняемых водных объектов международного значения стала Конвенция по охране и использованию трансграничных вод. В этих соглашениях декларирована необходимость сотрудничества в области использования и охраны трансграничных вод на основе принципов равноправия и взаимопонимания сторон.

Россия, имея огромную протяженность государственных границ, которые пересекают трансграничные воды Амура, Оби, Днепра, Селенги, Иртыша, Урала, стоит перед необходимостью организации межгосударственного сотрудничества по вопросам управления особо охраняемыми водными ресурсами этих бассейнов.