ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1789
Скачиваний: 2
Предусматривается предоставление водных объектов и их частей на основании соответствующих решений не только федеральных, но и региональных органов государственной власти. Также (в рамках своей компетенции) решения могли принимать органы местного самоуправления. При этом на основании статьи 26 ВК РФ о передаче федеральных полномочий на региональный уровень федеральные по праву собственности водоемы и водотоки могут быть вполне законно предоставлены в пользование по решению органов власти того или иного субъекта Федерации (республики, края, области и т.д.).
Рассматриваемые административные акты охватывают размещение и строительство гидротехнических сооружений, строительство мостов подводных и подземных переходов, размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений. Все это может осуществляться в рамках концессионного соглашения.
Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (концедент) привлекают на возмездной основе частный бизнес (концессионеры) для создания и реконструкции транспортной и энергетической инфраструктуры. Согласно статье 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" для осуществления концессионного соглашения земля может предоставляться в аренду (субаренду). Однако для строительства и реконструкции напорного ГТС как объекта концессионного соглашения этого мало. Требуется принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, предусмотренное статьей 11 ВК РФ. Причем от имени концедента выступают органы (от Правительства РФ до органов местного самоуправления), выдающие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Таким образом, административный акт присутствует в качестве одного из элементов концессионных отношений.
Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
Комментарий к статье 22
Решение о предоставлении водного объекта в пользование не принадлежит к одномоментным актам исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Прежде чем вынести решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование, необходимо изучение его природных особенностей, возможностей его использования по назначению, учет (в необходимых случаях) рекомендаций бассейновых советов о рациональном использовании и охране водного объекта, изучение других обстоятельств, имеющих практическое значение для будущего водопользования на данном водном объекте. Поэтому в решении указываются сведения о водном объекте, т.е. не только описание его границ, в пределах которых предполагается данное водопользование, но и состояние всего водного объекта, так как будущий водопользователь несет ответственность за надлежащее использование "своей" части водного объекта, что оказывает влияние на весь водный объект.
В решении о предоставлении водного объекта в пользование с учетом всех обстоятельств и состояния водного объекта указываются цель, виды и условия использования водного объекта или его части. Они могут быть самые разнообразные и зависеть от характера и назначения использования водного объекта, что определено в перечне возможных видов использования водного объекта, приведенном в части второй ст. 11 ВК РФ.
Водный объект (или его часть) предоставляется в пользование конкретному водопользователю. Поэтому в соответствующем решении указываются сведения о данном водопользователе; причем не только об адресе и других его реквизитах, но и о материально-технических характеристиках, позволяющих судить о гарантиях выполнения водопользователем обязанностей по рациональному использованию и охране водного объекта.
В решении должен быть определен срок водопользования. В нормах ВК РФ не указывается предельных срок решений о предоставлении водных объектов в пользование (в отличие от предельного срока договоров водопользования). Однако в части первой ст. 23 ВК РФ поясняется, что срок водопользования указывается физическим, юридическим лицами, заинтересованными в получении водного объекта или его части в пользование. Но в каждом отдельном случае орган, принимающий решение о предоставлении водного объекта в пользование, вправе определить этот срок в зависимости от характера водопользования.
Например, при предоставлении водного объекта для обеспечения обороны страны и безопасности государства целесообразно установить продолжительное по срокам пользование; для размещения какого-либо строительства срок может быть определен в соответствии с проектом данного строительства; для подъема затонувших судов - по согласованию с организацией, проводящей эти работы; для сплава леса - на период сезонных работ по сплаву древесины; в других случаях при определении срока водопользования также должны учитываться особенности водопользования, с тем чтобы обеспечить удовлетворение нужд, указанных в решении.
Решение о предоставлении водного объекта (или его части) в пользование принимается уполномоченным органом по специальной типовой форме, утвержденной МПР России. Любое принятое решение подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре. Только после его регистрации данное решение вступает в юридическую силу. Отказ в регистрации решения может быть обжалован в судебном порядке.
Решение снабжается приложениями, необходимыми для уяснения целей и задач использования конкретного водного объекта с учетом его особенностей расположения на местности как природного комплекса. Это материалы в графической форме с указанием других водопользователей на водном объекте, а также соседних землепользователей, зон с особыми условиями использования водного объекта; схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте. В качестве дополнения к названным материалам прилагается пояснительная записка. Указанные материалы имеют важное практическое значение для органов экологического контроля, наблюдающих за состоянием водного объекта, так как эти сведения позволяют более основательно проверить выполнение водопользователем обязанностей по рациональному использованию и охране данного водного объекта.
Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
Комментарий к статье 23
Лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части в пользование, должно обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный государственный орган или орган местного самоуправления, в чьем ведении находится данный водный объект.
Само решение о предоставлении в пользование водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации, собственности муниципального образования, принимается законным представителем собственника водного объекта. Следовательно, речь идет об исполнительном органе государственной власти и органе местного самоуправления.
Между тем законным представителем Российской Федерации как собственника может быть и орган исполнительной власти субъекта Федерации, которому согласно статье 26 ВК РФ было передано федеральное полномочие по предоставлению федерального по праву собственности водного объекта в пользование.
Взаимоотношения между уполномоченным органом и заявителем регулируются Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" <84>. Заявлению предшествует процедура запроса заинтересованного лица у полномочных органов сведений о водном объекте, а уже на основании полученных сведений физическое и юридическое лица составляют заявление.
--------------------------------
<84> Российская газета. 2007. 12 янв.
В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование содержатся:
- сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя;
- наименование и место расположения водного объекта;
- обоснование вида, цели и срока водопользования.
К заявлению прилагается целый пакет документов:
- копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости;
- копия положительного заключения государственной экспертизы и акт о его утверждении - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;
- документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
- сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;
- материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении его в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка.
К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно прилагаются:
- расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;
- сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.
Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.
К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых кроме указанных документов прилагается лицензия на пользование недрами.
К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) кроме приведенных документов прилагаются:
- расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта;
- сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема водных ресурсов, забираемых (изымаемых) из водного объекта;
- сведения о технических параметрах водозаборных сооружений и мерах по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения или копия документа об утверждении проектно-сметной документации с указанием таких сведений для намечаемых к строительству водозаборных сооружений.
Предоставление документов не в полном объеме является основанием для отказа для рассмотрения вопроса, но требовать предоставления не установленных данным постановлением документов запрещено.
Решение о предоставлении в пользование водного объекта должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование. В течение этого срока исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан сообщить о своем решении заявителю (об удовлетворении просьбы либо об отказе в предоставлении водного объекта).
Как предусмотрено в Кодексе, отказ в предоставлении водного объекта или его части должен быть мотивированным и не носить характер "отписки". Поэтому в отказе необходимо указать конкретные статьи Закона, послужившие основанием для отказа в предоставлении данного водного объекта или его части.
Однако обоснование административными органами своего отказа не защищает их от возможных судебных споров или обжалования в административном порядке. Право на обжалование отказа заявитель имеет не только на основании положений Кодекса, но и на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <85>. При этом российское законодательство предусматривает и досудебное обжалование действий должностных лиц в вышестоящую административную инстанцию. Однако последнее должно быть отражено посредством административных регламентов (см. подробнее комментарий к ст. 10).
--------------------------------
<85> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
Комментарий к статье 24
Нормы главы 4 об управлении в области использования и охраны водных объектов ВК РФ и о разграничении соответствующих полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления базируются на Конституции РФ. Согласно статье 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Конституцией РФ предусматриваются компетенция Российской Федерации, совместная компетенция Федерации и ее субъектов и компетенция субъектов Федерации.
К ведению Российской Федерации согласно статье 71 Конституции РФ относятся:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических в области водных отношений);
- федеральная государственная собственность (прежде всего на воды, на другие природные ресурсы) и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране водных объектов, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
- метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области водных отношений, охраны окружающей среды).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно статье 72 Конституции РФ находятся:
- защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических в области водных отношений);
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности (прежде всего на воды, на другие природные ресурсы);
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории (сюда относится и благоприятная водная среда);
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Федерации согласно статье 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти.