Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1447

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Норма п. 2 ст. 36 ВК предусматривает установление порядка выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) в федеральных авиационных правилах. Такие Федеральные авиационные правила, регламентирующие требования и процедуры сертификации экземпляра воздушного судна, приняты Приказом Министра транспорта РФ от 16.05.2003 N 132.

Выдача сертификата летной годности должна быть обусловлена внесением воздушного судна в Государственный реестр (см. комментарий к ст. 33 ВК). Она осуществляется на основании заявки на сертификацию экземпляра воздушного судна в орган по сертификации. Заявитель должен указать стандарты проектирования и нормы летной годности, согласно которым была сертифицирована типовая конструкция воздушного судна. Орган по сертификации может устанавливать специальные требования, подлежащие выполнению до выдачи сертификата летной годности. Эти требования должны быть оформлены как специальные условия и доведены до сведения заявителя.

Заявитель (владелец, как правило, будущий эксплуатант воздушного судна) отвечает за недостоверность представленных в заявке сведений.

Орган по сертификации, определяемый Росавиацией, организует проведение работ по оценке соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям, предъявляемым к летной годности и охране окружающей среды. При этом заявитель предъявляет воздушное судно для проведения работ по оценке его соответствия требованиям. Он обязан предоставить персонал и оборудование для успешного проведения указанных проверок и инспектирования, а также все учетные данные, непосредственно связанные с ранее проведенными проверками, обслуживанием, ремонтом, летными испытаниями и т.п.

Программа указанных работ предусматривает:

проверку эксплуатационной конструкторской и другой технической документации;

проведение детального осмотра конструкции, систем и оборудования воздушного судна (включая применение инструментального контроля);

проведение предусмотренного требованиями объема наземных и летных испытаний.

В рамках указанных работ удостоверяется летная годность воздушного судна, насколько это возможно установить по результатам его инспектирования, учетным записям и руководствам, а также проверяется выполнение всех применимых директив летной годности, обязательных модификаций и осмотров, предписанных государствами разработчика и регистрации воздушного судна. Полное описание выполненных работ должно быть внесено в техническую документацию эксплуатанта воздушного судна. По результатам работ оформляется заключение, в котором дается оценка соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям, и орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности экземпляра воздушного судна.


В случае признания экземпляра воздушного судна не соответствующим установленным требованиям орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения по оценке соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям.

Согласно стандартам ч. II приложения 8 к Чикагской конвенции 1944 г., сертификат летной годности возобновляется или сохраняет свою действительность в соответствии с законами государства регистрации. В Российской Федерации сертификат летной годности действует не более двух лет. Продление срока действия данного сертификата производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности воздушного судна.

Заявитель (держатель сертификата летной годности), изменивший конструкцию экземпляра воздушного судна, его компонентов или бортовой документации, извещает орган по сертификации об этих изменениях и предъявляет экземпляр воздушного судна для оценки соответствия требованиям, предъявляемым к летной годности и охране окружающей среды.

Орган по сертификации вправе приостановить действие сертификата летной годности в случае выявления несоответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям и должен известить об этом Росавиацию.

Заявитель (держатель сертификата летной годности) обязан незамедлительно информировать Росавиацию об инцидентах и авиационных происшествиях с данным экземпляром воздушного судна.

Согласно ст. 33 Чикагской конвенции 1944 г., возможна процедура признания действительности сертификата летной годности воздушного судна, выданного в другом государстве. Приложение 8 к Чикагской конвенции 1944 г. требует, чтобы при признании государством регистрации действительности сертификата летной годности, выданного другим Договаривающимся Государством, оно выдавало документ о признании, который должен перемещаться вместе с оригинальным сертификатом. Срок действия документа о признании не должен превышать срока действия оригинального сертификата. Однако при продлении срока действия сертификата может быть продлен и срок действия документа о признании либо может быть выдан другой документ о признании на срок, не превышающий срок действия оригинального сертификата.

Такие процедуры признания обычно не создают трудностей для признающего государства в случаях, когда признаваемый сертификат летной годности был выдан без ограничения срока его действия. Однако если сертификат выдан с указанием срока действия, новое государство регистрации, которое признает сертификат действительным, может, как об этом было сказано выше, выдать документ о признании только на срок действия сертификата. Таким образом, в подобных случаях новое государство регистрации должно будет выдать новый сертификат летной годности при условии удовлетворительного завершения проверок, необходимых для продления оригинального сертификата летной годности.


Когда государство регистрации признает действительным сертификат летной годности, выданный другим государством, оно своими действиями удостоверяет свою уверенность в том, что сертификат был выдан в полном соответствии с приложениями 6 и 8 к Чикагской конвенции 1944 г. Кроме того, в качестве нового государства регистрации оно тем самым принимает на себя обязанность в области обеспечения летной годности и безопасной эксплуатации экземпляра воздушного судна. Признавая вышеизложенное, новое государство регистрации должно установить процедуры признания, которые будут приближены к проверкам, необходимым для выдачи сертификата летной годности. В любом случае, если государство признает действительным сертификат летной годности, выданный другим государством, оно должно обеспечить фактическую летную годность воздушного судна.

Как можно видеть, процедуры признания действительным сертификата летной годности, выданного другим государством, имеют ряд юридических сложностей. Возможно, поэтому они пока не нашли практического применения в Российской Федерации.

3. Норма п. 3 ст. 36 ВК предусматривает разработку правил допуска к эксплуатации государственных воздушных судов Минобороны России. Такие правила, по существу, мало отличаются от правил, принятых в гражданской и экспериментальной авиации, и также предусматривают процедуру удостоверения годности воздушного судна к эксплуатации (летной годности) с документальным оформлением такого удостоверения. Основным документом при этом традиционно является формуляр воздушного судна.


Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов


Комментарий к статье 37


1. Действие ст. 37 ВК распространяется только на гражданскую авиацию. Нормы п. 1 и 2 регламентируют требования к сертификации образцов авиационной техники нового типа, включая воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты. Эти требования необходимы для реализации норм, регламентирующих допуск воздушных судов гражданской авиации к эксплуатации (см. комментарий к ст. 36 ВК).

Согласно ст. 31 Чикагской конвенции 1944 г. и воздушному законодательству РФ (см. комментарий к ст. 2 ВК), допуск конкретного экземпляра воздушного судна к эксплуатации осуществляется на основании сертификата его летной годности. Этот сертификат удостоверяет, в частности, соответствие экземпляра воздушного судна утвержденной для судов этого типа так называемой типовой конструкции. В свою очередь, типовая конструкция, согласно требованиям комментируемой статьи и ст. 8 ВК, должна пройти процедуры обязательной сертификации и подтверждения соответствия применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды (см. комментарий к ст. 35 ВК). Такое соответствие удостоверяется государством разработчика в рамках процедуры выдачи сертификата типа воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта. Этот сертификат типа и сопутствующие ему подробные данные, описывающие типовую конструкцию, определяют ее (типовой конструкции) эталон, по которому периодически проверяется каждый экземпляр воздушного судна.


Требования и процедуры сертификации типа определяются федеральными авиационными правилами. Процедуры должны носить общий характер и, как правило, не должны быть ориентированы на какой-то конкретный тип воздушного судна, особые виды оборудования и компоненты. Кроме того, процедуры должны предусматривать активное участие представителей органа по сертификации, начиная с ранних этапов создания образцов авиатехники, а также эффективную связь между всеми заинтересованными сторонами.

В качестве временных Федеральных авиационных правил, регламентирующих процедуры сертификации, в РФ приняты (Приказ Министра транспорта РФ от 05.07.1994 N 49) Авиационные правила: АП-21. Процедуры сертификации авиационной техники. - 1998. Этот документ содержит разделы по всем направлениям сертификационных работ:

Правила сертификации типа авиационной техники (разд. A, B, C, D, E - 1994);

Правила сертификации производства воздушных судов, двигателей и воздушных винтов (разд. F, G - 1992);

Сертификаты летной годности (разд. H - 1998).

Процесс сертификации начинается с того, что организация, ответственная за типовую конструкцию нового образца авиатехники, подает в орган по сертификации заявку (вместе с необходимыми конструкторскими документами). Постановлениями Правительства РФ от 23.04.1994 N 367 и от 27.03.1998 N 360 таким уполномоченным органом по сертификации типовой конструкции, упоминаемым в п. 2 комментируемой статьи, определен МАК (см. комментарий к ст. 6 ВК).

Как правило, образцы авиатехники новой конструкции должны соответствовать нормам летной годности, действующим на дату принятия заявки, а также любым дополнительным требованиям, которые орган по сертификации сочтет необходимым установить для обеспечения безопасности.

Заявка на выдачу сертификата типа подается по форме и правилам, которые предписаны федеральными авиационными правилами. К заявке прилагается:

общее описание и спецификации образца авиатехники;

заявление о применяемых нормах летной годности, включая информацию об установленных эксплуатационных ограничениях и специальных условиях, если таковые имеются.

После подачи и принятия заявки и установления применимых норм и требований разработчик должен провести углубленную оценку своей конструкции и убедительно доказать, что она соответствует указанным нормам и требованиям.

Сертификаты типа должны выдаваться только в тех случаях, когда соблюдены по крайней мере следующие условия (см. разд. 4.3 АП-21):

конструкция отвечает всем необходимым требованиям, указанным в нормах летной годности, и специальным условиям, установленным органом по сертификации для данного образца авиатехники;

проведена оценка типовой конструкции, в результате которой прототип образца авиатехники был признан удовлетворяющим всем необходимым требованиям;


все оборудование, агрегаты и т.д. отвечают установленным нормам;

прототип прошел летные испытания и признан удовлетворяющим всем требованиям, предъявляемым к летно-техническим характеристикам, указанным в соответствующих нормах летной годности;

экземпляр документации по итогам летных испытаний, проведенных заявителем, представлен в орган по сертификации, а также представлены отчеты, содержащие результаты расчетов и испытаний, необходимых в связи с метрологической оценкой приборов, используемых при испытаниях, и с приведением результатов испытаний к стандартным атмосферным условиям;

организация, ответственная за типовую конструкцию, подготовила руководство по вопросам летной эксплуатации образца, которое утверждено органом по сертификации;

представлена карта данных сертификата типа, устанавливающая ограничения, предписанные применимыми нормами летной годности, любые другие ограничения и содержащая иную информацию, признанные необходимыми для сертификации типа;

организацией, ответственной за типовую конструкцию, подготовлены указания по поддержанию летной годности образца, утвержденные согласно требованиям федеральных авиационных правил;

рабочая конструкторская документация рассмотрена и утверждена согласно требованиям федеральных авиационных правил;

в орган по сертификации представлено описание данной типовой конструкции, а также все сертификаты, имеющие отношение к конструкции, согласно требованиям федеральных авиационных правил.

Если орган по сертификации сочтет, что нормы летной годности не содержат адекватных или соответствующих стандартов безопасности в отношении какого-либо образца авиатехники вследствие новых или необычных особенностей его конструкции, то могут быть установлены специальные условия для сертификации типа.

Как правило, заявитель подтверждает соответствие специальным условиям результатами анализа или демонстрации, приемлемыми для органа по сертификации.

По завершении сертификационных работ описание типовой конструкции должно сохраняться в организации, ответственной за типовую конструкцию, что является важным требованием к процессу сертификации типа. Это описание включает по крайней мере следующие данные:

чертежи и спецификации, а также перечень этих чертежей и спецификаций, необходимых для определения конфигурации и особенностей конструкции образца авиатехники, в отношении которого показано соответствие применимым требованиям;

отчеты о результатах анализа и испытаний, проведенных для подтверждения соответствия применимым требованиям;

информацию, материалы и сведения о процессах, используемых при изготовлении образца;

утвержденное руководство по вопросам летной эксплуатации образца или эквивалентный ему документ (документ, связанный с типовой конструкцией), включающий типовой минимальный перечень оборудования (с отказами которого возможен вылет) и перечень допустимых отклонений в конфигурации (если применяется) воздушного судна;