Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1373

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, действующая редакция ст. 37 ВК недостаточно четко регламентирует вопросы сертификации комплектующих изделий, предназначенных для установки на образцы авиатехники (воздушные суда, авиадвигатели и воздушные винты). В предыдущих редакциях ВК СССР не было принято подробно излагать организационно-технические аспекты разработки, испытаний и сертификации авиатехники. Это предполагалось делать в подзаконных актах. Однако при разработке ВК 1997 г. для разграничения полномочий российских федеральных органов исполнительной власти и нового органа - МАК (см. комментарий к ст. 6 ВК) была сделана попытка подробно изложить процедурные аспекты сертификации образцов авиатехники. При этом многие положения оказались недостаточно четкими и одновременно не были включены нормы относительно обязательной сертификации комплектующих изделий. Представляется, что целесообразно в перспективе восполнить указанный пробел исходя из предположения о том, что утверждение конструкции (сертификация, одобрение, обязательное декларирование соответствия) комплектующих изделий является неотъемлемой частью общего процесса обязательной сертификации авиатехники и производится в порядке, установленном ФАП. Актуальность законодательного регулирования создания и поставок комплектующих изделий в последние годы обострилась в связи с проблемой запасных частей неизвестного происхождения.


Статья 38. Позывной радиосигнал воздушного судна


Комментарий к статье 38


1. Действие ст. 38 ВК распространяется на все виды авиации. Не допускается, чтобы у двух воздушных судов были одинаковые позывные радиосигналы. Норма п. 1 ст. 38 ВК определяет, что порядок присвоения позывного радиосигнала в гражданской авиации устанавливается ФАП. Постановление Правительства от 28.05.2008 N 399 "О некоторых вопросах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации" наделяет Минтранс России правом принятия таких правил.

Однако в настоящее время порядок присвоения позывного радиосигнала в гражданской авиации определен Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 30.11.1999 N 119 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и использования номеров рейсов российских авиакомпаний при управлении воздушным движением и обеспечении полетов". Эти правила регламентируют порядок назначения, использования и изъятия цифровых номеров рейсов воздушных судов гражданской авиации российских авиакомпаний.

Каждой зарегистрированной в РФ авиакомпании при оформлении свидетельства эксплуатанта (перерегистрации) назначается двухсимвольный код и устанавливается официальное название и радиотелефонный позывной.

Каждой зарегистрированной в ИКАО авиакомпании при оформлении свидетельства эксплуатанта (перерегистрации) назначается трехсимвольный код (буквами латинского и русского алфавитов) и устанавливается официальное название и радиотелефонный позывной.


ИКАО публикует указанные трехсимвольные коды в ежеквартальных сборниках "Условные обозначения летно-эксплуатационных агентств, авиационных полномочных органов и служб" (Doc. 8585). Эти условные обозначения состоят из трехбуквенных условных обозначений, предназначенных для использования международными службами авиационной электросвязи, и из используемых при необходимости телефонных условных обозначений летно-эксплуатационных агентств, полномочных органов и служб, занимающихся эксплуатацией воздушных судов. Части 1, 2 и 3 названного выше сборника состоят из таблиц кодирования и декодирования, содержащих трехбуквенные условные обозначения и телефонные условные обозначения, назначенные ИКАО и зарезервированные для использования летно-эксплуатационными агентствами, авиационными полномочными органами и службами. Адреса полномочных органов гражданской авиации государств - участников Чикагской конвенции 1944 г. приводятся в ч. 4 такого сборника.

При выполнении полетов авиакомпаниями, официально зарегистрированными в ИКАО с правом выполнения международных полетов, формат обозначения рейса, указываемого в планах полета, таков - при выполнении:

полетов в пределах России по внутреннему расписанию авиакомпаниями, использующими трехзначные цифровые обозначения номера рейса (исторически сложившиеся - ААА X(X)(X), где ААА - присвоенный трехбуквенный код авиакомпании; X(X)(X) - одно-трехзначный номер рейса;

полетов в пределах Российской Федерации вне расписания - ААА XXXX, где ААА - присвоенный трехбуквенный код авиакомпании, XXXX - четырехзначный номер рейса от 9000 до 9999;

международных полетов по расписанию и вне расписания - ААА XXXX, где ААА - присвоенный ИКАО трехбуквенный код авиакомпании, XXXX - номер рейса до четырех цифр.

Для задержанных международных рейсов с переносом времени вылета на следующие сутки за пределы России номер рейса не изменяется.

При выполнении полетов авиакомпаниями, не зарегистрированными в ИКАО и не имеющими права выполнять международные полеты, формат обозначения рейса, указываемого в планах полета, следующий - при выполнении полетов:

в пределах России по внутреннему расписанию - АА X(X)(X)(X), где АА - назначенный при регистрации двухсимвольный код авиакомпании, X(X)(X)(X) - одно-четырехзначный номер рейса от 0001 до 8999;

вне расписания или дополнительного рейса внутреннего расписания, вводимого авиаперевозчиком на период до пяти суток в пределах России, - АА XXXX, где АА - назначенный при регистрации двухсимвольный код авиакомпании, XXXX - четырехзначный номер рейса от 9000 до 9999.

При задержке рейса по внутреннему расписанию с переносом времени вылета на следующие сутки к номеру рейса добавляется соответствующая дню недели буква, за который должен был выполняться рейс: П - понедельник, Л - пятница, М - вторник, Н - суббота, С - среда, Т - воскресенье, Р - четверг.


При формировании дополнительного рейса внутреннего расписания, связанного с изменением типа воздушного судна с целью увеличения количества рейсов, к номеру рейса добавляются буквы Б, Д, Г, Е, Ф.

В качестве позывного воздушного судна используется полученный при регистрации радиотелефонный позывной авиакомпании и номер рейса. В остальных случаях применяются следующие положения об использовании позывных при радиотелефонной связи (п. 3.7.1 распоряжения Федеральной авиационной службы России от 22.05.1999 N 89-Р):

установленное ИКАО или полученное при регистрации официальное название (радиотелефонный позывной) авиакомпании и номер рейса (например, Аэрофлот-325);

пятизначный цифровой позывной, как правило, соответствующий присвоенному регистрационному номеру воздушного судна (например, 86534);

пятибуквенный позывной, как правило, соответствующий присвоенному регистрационному номеру воздушного судна (например, G-ABCD).

Возможный вариант позывного воздушного судна - использование названия фирмы-изготовителя или модели воздушного судна перед регистрационным номером (например, "Цессна F-KYRS"),

При радиотелеграфной связи используется пятибуквенный позывной, указанный в разрешении на использование бортовой радиостанции.

2. Нормы п. 2 ст. 38 ВК регламентируют порядок присвоения позывного радиосигнала в государственной и экспериментальной авиации. Такой порядок конкретизируется в нормативных документах, принимаемых уполномоченными органами в области обороны (Минобороны России) и в области оборонной промышленности (Минпромторг России). Сменный позывной радиосигнал присваивается командиру воздушного судна. Он выбирается руководителем организации из массива позывных, установленного уполномоченным органом для данной организации государственной или экспериментальной авиации. Такой сменный позывной радиосигнал присваивается командиру воздушного судна, как правило, на два года.

Дополнительно для унификации правил ведения радиосвязи в случаях выполнения государственным воздушным судном или экспериментальным воздушным судном полетов по воздушным трассам или местным воздушным линиям с посадками на гражданских аэродромах законом предусмотрено присвоение такому воздушному судну номера рейса по правилам гражданской авиации (п. 1 ст. 38 ВК).


Статья 39. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами


Комментарий к статье 39


Норма ст. 39 ВК основывается на положениях п. 3 ст. 55 и п. 3 ст. 56 Конституции РФ. Однако действие ст. 39 ВК распространяется только на гражданскую авиацию, что не вполне правильно, поскольку изменения, внесенные в ст. 7 ВК (Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"), не ограничивают прав физических и юридических лиц иметь в собственности имущество не только гражданской, но и экспериментальной авиации.


В данной статье законодатель определил случаи, допускающие ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие и иные ограничения), а именно:

в военное время;

при введении военного положения;

при введении чрезвычайного положения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Указанным Законом установлено, что в период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии со ст. 56 Конституции РФ и названным Законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения - временная мера, применяемая лишь для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Необходимо отметить также, что ограничения права пользования гражданскими воздушными судами в комментируемой статье сформулированы в виде нормы прямого действия (без отсылки к подзаконным актам), но формулировка имеет чрезвычайно общий характер. Из нее трудно понять порядок осуществления указанных ограничений на практике. Более логично было бы указать, что они могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом.


Кроме того, не затронут вопрос возмещения государством убытков, понесенных юридическими и физическими лицами вследствие ограничений их в праве владения, пользования и распоряжения имуществом авиации, что гарантировано ст. 35 Конституции. Было бы правильно сделать установление такого порядка исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации, чтобы исключить возможность принятия подобных решений на других уровнях исполнительной власти.


Глава VI. АЭРОДРОМЫ, АЭРОПОРТЫ И ОБЪЕКТЫ ЕДИНОЙ

СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 40. Аэродромы и аэропорты


Комментарий к статье 40


1. Пункты 1, 1 (прим.), 3, 4 и 7 ст. 40 ВК содержат определения понятий "аэродром", "вертодром", "аэропорт", "международный аэропорт" и "посадочная полоса" и практически полностью соответствуют терминологии, принятой в ИКАО (приложение N 14 к Чикагской конвенции 1944 г. "Аэродромы"). Несмотря на то что терминология ИКАО относится только к гражданской авиации, законодатель путем незначительной корректировки определений смог адаптировать их к применению в ВК для государственной и экспериментальной авиации.

2. Пункт 2 ст. 40 ВК устанавливает классификацию аэродромов в соответствии с видами авиации, предусмотренными в ст. 20 - 23 ВК. К сожалению, ст. 40 ВК не содержит классификации аэродромов по иным признакам (длина и тип покрытия взлетно-посадочной полосы, радиотехническое оборудование и др.), которая необходима для принятия решений о строительстве аэродромов, их сертификации и допуске к эксплуатации, а также для взимания государственной пошлины за государственную регистрацию аэродромов, предусмотренной п. 6 ст. 41 ВК. Классификация аэропортов и гражданских аэродромов, а также аэродромов государственной и экспериментальной авиации в ВК, к сожалению, тоже отсутствует.

3. Пункт 6 ст. 40 ВК содержит норму, которая явно должна быть расположена в ст. 49 ВК "Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов" и поэтому будет комментироваться при рассмотрении указанной статьи.

4. Пункт 7 ст. 40, кроме определения понятия "посадочная площадка", содержит норму о необходимости разработки требований, предъявляемых к этим площадкам, обеспечивающим взлет, посадку, руление и стоянку (или только взлет и посадку) воздушных судов. Эти требования должны устанавливаться ФАП, утвержденными Минтрансом России в соответствии с п. 1 Положения об этом Министерстве.


Статья 41. Государственная регистрация аэродромов и аэропортов


Комментарий к статье 41


1. Пункт 1 ст. 41 ВК устанавливает обязательность государственной регистрации гражданских аэродромов и аэропортов со включением данных о них в соответствующие государственные реестры. Поскольку государственная регистрация предоставляет право эксплуатации аэродрома или аэропорта, она проводится только после сертификации аэродрома (аэропорта), предусмотренной в ст. 48 ВК, и получения сертификата (свидетельства) годности к эксплуатации. Государственную регистрацию гражданских аэропортов и аэродромов и ведение государственных реестров осуществляет Росавиация в соответствии с п. 5.4.13 Положения об этом Агентстве. По состоянию на 01.01.2008 в государственных реестрах зарегистрировано 330 гражданских аэродромов и 330 аэропортов.