ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1431
Скачиваний: 2
Глава VII. АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ
Статья 52. Понятие авиационного персонала
Комментарий к статье 52
1. Как следует из ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, отнесение к авиационному персоналу происходит по двум критериям: по наличию специальной подготовки и сертификата (свидетельства) и по осуществлению деятельности, непосредственно связанной с выполнением или обеспечением полетов.
Приложением 1 к Чикагской конвенции 1944 г. установлены международные стандарты "...для выдачи свидетельств следующему авиационному персоналу:
a) летный экипаж: пилоту-любителю (самолет);
пилоту коммерческой авиации (самолет);
линейному пилоту авиакомпании (самолет);
пилоту-любителю (вертолет);
пилоту коммерческой авиации (вертолет);
линейному пилоту авиакомпании (вертолет);
пилоту-планеристу;
пилоту свободного аэростата;
штурману;
бортинженеру;
b) остальной авиационный персонал:
техническое обслуживание воздушных судов (техник, инженер, механик);
диспетчеру воздушного движения;
сотруднику по обеспечению полетов;
оператору авиационной станции.
...К выполнению функций члена летного экипажа воздушного судна не допускается лицо, не имеющее действительного свидетельства, отвечающего требованиям настоящего приложения и соответствующего обязанностям, которые это лицо должно выполнять. Свидетельство выдается государством регистрации данного воздушного судна или любым другим государством, при этом в последнем случае свидетельству придается сила государством регистрации данного воздушного судна.
Примечание. Согласно статье 29 Чикагской конвенции 1944 г., члены летного экипажа должны иметь свои соответствующие свидетельства на борту каждого воздушного судна, занятого в международной воздушной навигации...".
Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 N 749 "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" к авиационному персоналу отнесен авиационный персонал центрального аппарата и аппарата региональных (территориальных) управлений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также, по неясным основаниям, - Межгосударственного авиационного комитета. Помимо них, к данной категории работников относится авиационный персонал авиапредприятий (см. комментарий к ст. 61 ВК), учреждений и организаций независимо от формы собственности, физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие перевозку пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ коммерческой гражданской авиацией, выполняющие авиационную деятельность в области экспериментальной авиации или обеспечивающие авиационную охрану лесов от пожаров и защиту их от вредителей и болезней, а также организацию воздушного движения или обеспечивающие деятельность МЧС России и таможенных органов РФ.
Федеральному органу исполнительной власти в области гражданской авиации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в сфере труда и социального развития, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предоставлено право вносить отдельные изменения и дополнения в перечни должностей авиационного персонала.
2. Следует обратить внимание на дополнение п. 1 ст. 52 ВК, внесенное Федеральным законом от 08.07.1999 N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации", предусматривающее запрет на проведение забастовок и (или) иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. Данное положение не противоречит предусмотренному в п. 4 ст. 37 Конституции праву работников на забастовку как средство разрешения коллективных трудовых споров, поскольку применяться данное право должно "с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения". Между тем, согласно п. "б" ч. 1 ст. 413 Трудового кодекса РФ, "в соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки" в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том числе авиационного транспорта, "в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей".
3. Трудовым кодексом РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, при заключении трудовых договоров допускается ограничение прав отдельных категорий лиц на их заключение (ст. 64), представление дополнительных по сравнению с общим перечнем документов (ст. 65), необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам (ст. 67), а также прохождение предварительного медицинского осмотра (ст. 69). На этом основании в п. 3 ст. 52 установлено ограничение для приема на должности авиационного персонала лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Вопросы погашения и снятия судимости регулируются ст. 86 УК. В соответствии с п. 3 ст. 86 УК "судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания".
Пункт 4 ст. 86 УК предусматривает, что "если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний".
В соответствии с п. 5 ст. 86 УК "если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости".
Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности
Комментарий к статье 53
В соответствии с Положением о Росавиации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396) Агентство проводит:
выдачу лицензий и сертификатов, в том числе сертификатов (свидетельств) авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование (п. 5.4.9);
ведение реестра выданных лицензий, сертификатов (свидетельств) - (п. 5.4.10).
Статья 54. Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации
Комментарий к статье 54
В соответствии с Положением о Росавиации Агентство проводит:
обязательную сертификацию образовательных учреждений (авиационных учебных центров), осуществляющих подготовку авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности (п. 5.3.1);
организацию обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами (п. 5.4.3);
утверждение учебных программ авиационных учебных центров по подготовке авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности (п. 5.4.7).
Статья 55. Признание сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала
Комментарий к статье 55
Статьей 32 Чикагской конвенции 1944 г. предусмотрены следующие нормы в отношении свидетельств авиационного персонала:
"a) пилот каждого воздушного судна и другие члены летного состава экипажа воздушного судна, занятого в международной навигации, обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свидетельствами, которые выданы или которым придана сила государством, где это воздушное судно зарегистрировано;
b) каждое Договаривающееся Государство сохраняет за собой право отказаться признать для целей выполнения полета над его собственной территорией удостоверения о квалификации и свидетельства, выданные любому из его граждан другим Договаривающимся Государством".
Статья 33 Чикагской конвенции устанавливает, что "удостоверения о годности к полетам и удостоверения о квалификации, а также свидетельства, которые выданы или которым придана сила Договаривающимся Государством, где зарегистрировано воздушное судно, признаются действительными другими Договаривающимися Государствами при условии, что требования, в соответствии с которыми такие удостоверения или свидетельства выданы или которым придана сила, соответствуют минимальным стандартам, которые время от времени могут устанавливаться в соответствии с настоящей Конвенцией, или превышают их".
Указанные нормы конкретизируются в международных стандартах приложения 1 к Чикагской конвенции 1944 г.:
"...1.2.2.1. В тех случаях, когда Договаривающееся Государство, вместо выдачи своего собственного свидетельства, придает силу свидетельству, выданному другим Договаривающимся Государством, оно устанавливает его действительность соответствующим разрешением, которое носится вместе со свидетельством, выданным другим Договаривающимся Государством, и удостоверяет, что это свидетельство действует наравне со свидетельством, выдаваемым данным Договаривающимся Государством. Срок действия разрешения не превышает срока действия самого свидетельства.
Примечание. Настоящее положение не имеет своей целью препятствовать государству, выдавшему свидетельство, продлить срок его действия путем соответствующего уведомления без обязательного возвращения самого свидетельства и вызова его обладателя в данное государство.
1.2.2.2. Рекомендация. Свидетельству пилота, выданному Договаривающимся Государством, следует придавать силу в других Договаривающихся Государствах с целью его использования пилотами-любителями.
Примечание. Договаривающимся Государствам, которые без формальностей придают силу свидетельству, выданному другим Договаривающимся Государством для использования пилотами-любителями, рекомендуется включить уведомление о такой возможности в сборник аэронавигационной информации..."
В соответствии с Положением о Росавиации это Агентство проводит признание сертификатов (свидетельств) иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности (п. 5.4.11).
Глава VIII. ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Статья 56. Экипаж воздушного судна
Комментарий к статье 56
1. Норма п. 1 ст. 56 ВК устанавливает, что экипаж воздушного судна подразделяется на летный и кабинный экипажи. Данное положение распространяется на воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации. К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели. К кабинному составу экипажа (обслуживающему персоналу) относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты. Этим же пунктом законодатель запретил полет гражданского воздушного судна, если состав летного экипажа меньше минимально установленного. Минимальный состав летного экипажа указывается в руководстве по летной эксплуатации конкретного типа воздушного судна.
2. В соответствии с п. 2 ст. 56 ВК состав экипажа воздушного судна определяется руководством по летной эксплуатации в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи законодатель справедливо установил, что на период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна, поскольку руководство по летной эксплуатации на данном этапе отсутствует, а состав экипажа также зависит от результатов испытаний.
4. Согласно п. 4 ст. 56 ВК в состав экипажа гражданских воздушных судов РФ, относящихся к коммерческой гражданской авиации, могут входить лишь граждане Российской Федерации. Тем самым законодатель встал на защиту отечественного летного состава в плане их трудоустройства. Других объяснений такому запрету не находится, тем более что на авиацию общего назначения данный запрет не распространяется. Изъятие из этого правила законодатель установил в этом же пункте, допустив включение иностранного гражданина в состав экипажа гражданского воздушного судна РФ, относящегося к коммерческой авиации, при его обучении (переучивании), при условии, что он не будет исполнять обязанности командира. Однако представляется, что при соблюдении этого условия невозможно в полном объеме подготовить пилота и дать ему допуск к самостоятельной деятельности по осуществлению воздушных перевозок, так как он для этого не только должен приобрести достаточный опыт управления воздушным судном, но и получить навыки руководства всем экипажем, т.е. выполнять функции командира воздушного судна. Лицо без гражданства, по неизвестным причинам, обучаться не может.
Статья 57. Командир воздушного судна
Комментарий к статье 57
Законодатель, выделяя ключевую роль командира воздушного судна в работе всего экипажа, а также его особую значимость в выполнении полета и обеспечении его безопасности, из пяти статей главы "Экипаж воздушного судна" две посвятил исключительно командиру воздушного судна (независимо от принадлежности воздушного судна к гражданской, государственной или экспериментальной авиации).
Особый акцент сделан на том, что командиром воздушного судна может быть только лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного пилотирования и управления воздушным судном данного типа, что должно быть подтверждено наличием сертификата (свидетельства) пилота (летчика).
Командир воздушного судна руководит всей деятельностью экипажа, а кроме того, в случае вынужденной посадки - действиями всех лиц, находящихся или находившихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий компетентным органам. Он обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил полета и эксплуатации судна. Распоряжения командира воздушного судна должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися на борту.
Командир воздушного судна подчиняется командиру своего подразделения и вышестоящим командирам (начальникам), а в аэропортах вне базы также командиру авиапредприятия (начальнику аэропорта).