Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1440

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 47. Размещение различных объектов в районе аэродрома


Комментарий к статье 47


1. Пункт 1 ст. 47 требует согласовать с собственником аэродрома размещение в районе этого аэродрома объектов, которые могут представлять угрозу безопасности полетов (здания, сооружения) или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме (линии электропередачи, радиотехнические устройства и т.п.). В соответствии с подп. 48 п. 2 ФП ИВП под районом аэродрома понимается часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов. Границы района аэродрома определяются по географическим координатам и должны публиковаться в документах аэронавигационной информации. Районы аэродрома имеют порой весьма значительные размеры. Например, в европейской части России не существует территории, не занятой районом какого-либо аэродрома. В соответствии с п. 128 ФП ИВП организации, заинтересованные в размещении объектов в районе аэродрома, должны согласовать их размещение со старшим авиационным начальником этого аэродрома. Согласованию подлежит размещение:

а) всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома;

б) объектов высотой 50 м и более (относительно уровня аэродрома) в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома;

в) линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений независимо от места их размещения;

г) взрывоопасных объектов независимо от места их размещения;

д) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени) независимо от места их размещения;

е) предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов, независимо от места их размещения.

Статья 129 ФП ИВП запрещает размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне этих полос - менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Сложность проведения указанных согласований заключается в отсутствии у строительных и других обязанных организаций необходимой технической информации о границах районов аэродромов, их полосах воздушных подходов и контрольных точках аэродромов. Поскольку в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 14 и ст. 15 ВК организация использования воздушного пространства, в том числе установление границ районов аэродромов, возложена на Росаэронавигацию (на основании п. 5.3.4 Положения об этой Службе), все организации, заинтересованные в строительстве вышеуказанных объектов, должны обращаться в эту Службу или ее территориальные органы за получением необходимой информации.


2. Пункт 2 ст. 47 обязывает организации, планирующие размещение линий связи, линий электропередачи, радиоизлучающих объектов, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи других объектов, обеспечивающих полеты воздушных судов, согласовывать их размещение с Росаэронавигацией (п. 5.3.10 Положения об этой Службе), а также с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся системы посадки, объекты радиолокации и радионавигации. Такими государственными органами в большинстве случаев являются Минобороны России, Минпромторг России или ФСБ России. В соответствии с п. 131 ФП ИВП организации, допустившие нарушение порядка размещения объектов в районе аэродрома, обязаны по требованию руководства этого аэродрома или представителя территориального органа Росаэронавигации произвести в установленный срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения объекта.


Статья 48. Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов единой системы организации воздушного движения


Комментарий к статье 48


1. Пункт 1 ст. 48 ВК устанавливает обязательную сертификацию гражданских аэродромов и аэропортов, т.е. подтверждение соответствия таких аэродромов и аэропортов (их зданий, сооружений, оборудования и авиационного персонала) требованиям обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов различных типов в соответствующих метеорологических условиях, а для аэропортов, кроме того, - приема и отправки пассажиров, грузов и почты. Порядок сертификации гражданских аэродромов и аэропортов, их оборудования и перечень этого оборудования устанавливается ФАП, которые должны утверждаться Минтрансом России в соответствии с п. 1 Положения об этом Министерстве. Сертификацию осуществляет Росавиация на основании п. 5.3.1 Положения об этом Агентстве. Однако данный пункт Положения о Росавиации содержит необъяснимое изъятие относительно международных и категорированных аэродромов, сертификацию которых Росавиация по каким-то причинам не может проводить. Поскольку понятие "аэропорт" включает в себя, прежде всего, аэродром, сертификация аэропорта может проводиться только после того, как будет установлено, что входящий в его состав аэродром, независимо от его принадлежности к виду авиации, соответствует требованиям годности к эксплуатации для целей гражданской авиации, т.е. при наличии сертификата (свидетельства) годности аэродрома. К сожалению, ВК не содержит данного требования.

2. Пункт 2 ст. 48 определяет, что требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются ФАП, которые должны утверждаться Минтрансом России на основании п. 1 Положения об этом Министерстве. Данные требования обязательны для соблюдения всеми органами государственной власти и муниципальных образований, а также физическими и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.


3. Требования, предъявляемые к радиотехническому, светотехническому и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на гражданских аэродромах, аэродромах совместного с гражданскими воздушными судами базирования и аэродромах совместного использования, а также к объектам ЕС ОрВД, определяются ФАП, утвержденными Минтрансом России на основании п. 5.2.53.9 Положения об этом Министерстве. Соответствие указанных оборудования и объектов требованиям годности к эксплуатации подтверждается сертификатом. Такие сертификаты годности к эксплуатации оборудования аэродромов (почему-то кроме международных и категорированных аэродромов) выдает Росавиация на основании ч. 4 п. 5.3.1 Положения об этом Агентстве, а типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также объектов ЕС ОрВД - Росаэронавигация в соответствии с п. 5.3.5.1 и 5.3.5.3 Положения об этой Службе.

4. Пункт 4 ст. 48 ВК определяет, что государственный контроль над соответствием сертифицированных аэродромов и аэропортов требованиям годности к эксплуатации должен осуществлять уполномоченный орган в области организации и проведения сертификации этих аэродромов и аэропортов. Таким органом является Росавиация на основании п. 5.3.1 Положения об этом Агентстве.

5. По аналогии с п. 4 ст. 48 ВК государственный контроль над соответствием требованиям годности к эксплуатации объектов ЕС ОрВД должна проводить Росаэронавигация. К сожалению, п. 4 ст. 48 ВК этой нормы не содержит.


Статья 49. Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов


Комментарий к статье 49


1. В соответствии с п. 1 ст. 49 ВК допуск к эксплуатации аэропортов и аэродромов для использования в целях гражданской авиации (аэропортов, аэродромов совместного базирования и совместного использования) осуществляет Росавиация на основании выданных этим Агентством сертификатов. В соответствии с п. 6 ст. 40 ВК порядок допуска к эксплуатации таких аэродромов и аэропортов определяется ФАП, утвержденными Минтрансом России.

2. Пункт 2 ст. 49 ВК устанавливает, что аэродромы государственной авиации допускаются к эксплуатации в порядке, определяемом Минобороны России, а аэродромы экспериментальной авиации - Минпромторгом России. Этот порядок должен включать требования годности к эксплуатации, процедуру проверки соответствия аэродрома этим требованиям и условия выдачи документа (свидетельства) о допуске указанных аэродромов к эксплуатации. Желательно, чтобы порядок допуска к эксплуатации аэродромов государственной и экспериментальной авиации в будущем определялся федеральными авиационными правилами.

3. Пункт 3 ст. 49 ВК возлагает обязанность обеспечивать соответствие аэродрома (и, конечно, аэропорта и объекта ЕС ОрВД, хотя в ВК эта норма, к сожалению, отсутствует) в период его (их) эксплуатации установленным требованиям годности на организацию, осуществляющую эксплуатацию аэродрома (аэропорта, объекта ЕС ОрВД). К таким организациям относятся: в государственной авиации - войсковые части и подразделения Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, воздушные суда которых базируются на аэродроме; в экспериментальной авиации - службы научно-исследовательских институтов и центров, а также авиастроительных предприятий; в гражданской авиации - предприятия и другие организации.



Статья 50. Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах


Комментарий к статье 50


1. Пункт 1 ст. 50 ВК определяет, что обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (имеются в виду аэродромы гражданской авиации, аэродромы совместного с гражданскими воздушными судами базирования и аэродромы совместного использования) должно обеспечиваться на единообразных условиях, иными словами, такое обслуживание по своему качеству и объему должно быть одинаково для всех воздушных судов независимо от их принадлежности. В данном пункте, к сожалению, не указано, что это обслуживание осуществляется за плату (как это сделано в п. 1 ст. 69 ВК в отношении аэронавигационного обслуживания). Указанное обслуживание включает в себя обслуживание воздушного движения, техническое обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров, обработку грузов, обеспечение авиационной безопасности, метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое обеспечение, предоставление аэронавигационной информации. Законодательство РФ предусматривает освобождение от платы за обслуживание некоторых категорий воздушных судов. Так, в соответствии с п. 21 ст. 30 Закона о Государственной границе освобождаются от платы за обслуживание в аэропортах и на аэродромах воздушные суда пограничных органов при выполнении ими служебных задач. Безусловно, правовые нормы, содержащие подобные льготы, целесообразно разместить и в ВК, так как авиационный персонал аэропортов и аэродромов, обслуживающих воздушные суда, не всегда бывает осведомлен о содержании других, кроме ВК, законов РФ. В данный пункт ст. 50 ВК также целесообразно ввести нормы об освобождении от платы за аэродромное и аэропортовое обслуживание воздушных судов, участвующих в оказании помощи в случаях, угрожающих жизни людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при проведении поисково-спасательных работ и т.п. Наряду с этим в данном пункте необходимо предусмотреть порядок равноценного возмещения отчужденного имущества (топливо, электроэнергия, денежные средства в виде оплаты за работы по обслуживанию воздушных судов и другие затраты) для государственных нужд (обслуживание воздушных судов пограничных органов, подразделений МЧС, МВД, ФСБ России), как этого требует ст. 35 Конституции РФ. Такая компенсация, несомненно, должна осуществляться за счет средств государственного бюджета.

2. В соответствии с п. 2 ст. 50 аэродромы и аэропорты могут быть временно закрыты для приема и отправки воздушных судов только в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов. Такой запрет, как правило, устанавливает руководитель полетов аэродрома. Кроме того, полеты на аэродромах или в аэропортах могут быть запрещены решением Правительства РФ, например в случаях террористической угрозы или возникновения опасности вследствие непреодолимой силы. Такие случаи желательно установить правовыми нормами ВК.


3. Пункт 3 ст. 50 ВК предусматривает возможность установления специальных режимов использования, прежде всего, гражданских аэродромов и аэропортов в военное время и (или) при введении военного или чрезвычайного положения. Такой режим предусматривает введение ограничений в праве собственности на аэродромы и аэропорты для использования их в военных, организационно-мобилизационных, медицинских и других целях в условиях войны, военного или чрезвычайного положения. Особые условия эксплуатации аэродромов и аэропортов в эти периоды определяются федеральными конституционными законами, и они (условия) идентичны тем ограничениям, которые предусмотрены для гражданских воздушных судов в ст. 39 ВК (см. комментарий к ст. 39 ВК).


Статья 51. Маркировка зданий и сооружений


Комментарий к статье 51


1. Пункт 1 ст. 51 ВК устанавливает обязанность для собственников (правильно было бы сказать - для владельцев) зданий и сооружений (постоянных и временных), в том числе линий электропередачи и радиотехнического оборудования, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства. Пункт 130 ФП ИВП требует, чтобы эти знаки и устройства были различимы и в дневное, и в ночное время. Размещение маркировочных знаков и устройств производится в соответствии с ФАП, утвержденными Минтрансом России на основании п. 5.2.53.5 Положения об этом Министерстве.

2. Аэродромы и их взлетно-посадочные полосы в целях опознавания с воздуха и ориентировки экипажей при взлете и посадке воздушных судов маркируются специальными знаками и устройствами. Пункт 2 ст. 51 запрещает размещать в районе аэродромов знаки и устройства, сходные с принятыми для опознавания аэродромов в соответствии с ФАП.

Заканчивая комментарий гл. VI ВК, отметим, что практически каждая ее статья содержит множество недостатков, указанных в процессе их рассмотрения выше, которые затрудняют, а в отдельных случаях делают невозможным применение этих норм в практической деятельности. Главным же недостатком содержания гл. VI ВК является отсутствие логики в последовательности размещения статей. При подготовке новой редакции данной главы (а это неизбежно) было бы целесообразно придерживаться реально существующей практики создания и функционирования аэродромов и аэропортов, исключив из нее нормы, касающиеся ЕС ОрВД, и разместив их в отдельной главе ВК или в гл. II ВК вместе с другими нормами, регламентирующими деятельность данной системы, но беспорядочно разбросанными по тексту действующей редакции ВК. Главу VI ВК целесообразно изложить в следующей последовательности: определение понятий, классификация аэродромов и аэропортов, строительство и реконструкция аэродромов и аэропортов, отвод земли или воды для строительства аэродрома, сертификация аэродромов и аэропортов, государственная регистрация аэродромов и аэропортов, допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов, обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах, строительство в пределах приаэродромной территории, размещение объектов за пределами приаэродромной территории, маркировка зданий и сооружений. Если существует необходимость регламентировать на уровне закона процесс создания и эксплуатации вертодромов и посадочных площадок, то это следует сделать по всему тексту главы, а не ограничиваться определениями понятий.