Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Пункты 2 и 3 ст. 41 ВК требуют проводить государственную регистрацию аэродромов государственной и экспериментальной авиации с внесением данных о них в государственные реестры. Такая регистрация должна производиться после того, как будет установлено, что аэродром соответствует требованиям годности к эксплуатации в зависимости от предназначения данного аэродрома для военной, пограничной, таможенной, милицейской и другой государственной службы или для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ и испытаний авиационной и другой техники. Ведение Государственного реестра аэродромов государственной авиации, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляет Минобороны России (в соответствии с ФАП, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 14.11.2002 N 440), а Государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации - Минпромторг России (в соответствии с ФАП, утвержденными Приказом генерального директора Росавиакосмоса от 02.12.1999 N 378).

3. Пункт 4 ст. 41 ВК устанавливает порядок исключения данных о гражданских аэродромах и аэропортах из государственных реестров, а также регламентирует последствия такого исключения. Причинами исключения являются либо нарушения требований государственных органов о порядке регистрации или эксплуатации таких аэродромов и аэропортов, либо волеизъявление лица, по заявлению которого производилась государственная регистрация, например на основании решения о закрытии аэродрома или аэропорта.

К сожалению, п. 4 ст. 41 не определяет порядок исключения данных об аэродромах государственной и экспериментальной авиации из соответствующих государственных реестров. Можно предположить, что единственным основанием для указанных действий может быть только решение федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о создании такого аэродрома.

4. Пункт 5 ст. 41 определяет последствия, которые должны наступать после исключения данных об аэродромах (в этом пункте - гражданской, государственной и экспериментальной авиации) и аэропортах из соответствующих государственных реестров. При исключении данных из указанных реестров эксплуатация аэродрома или аэропорта должна быть прекращена (временно или навсегда), а свидетельство о регистрации возвращено федеральному органу исполнительной власти, проводившему государственную регистрацию.

5. Пункт 6 ст. 41 ВК предусматривает взимание государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского аэродрома или аэропорта в государственных реестрах, указанных в п. 1 ст. 41 ВК. Размеры государственной пошлины установлены в п. 62 ст. 333.33 НК в соответствии с классификацией гражданских аэродромов. Так, за регистрацию аэродрома класса А, Б, В взимается пошлина в размере 40 000 рублей, а класса Г, Д, Е - 20 000 рублей. За регистрацию аэропорта взимается пошлина в размере 5000 рублей (независимо от категории аэропорта). К сожалению, гл. VI ВК не содержит классификации гражданских аэродромов и аэропортов по признакам, дающим возможность определять размер соответствующей государственной пошлины.


6. Пункт 7 ст. 41 ВК детализирует положения п. 1 ст. 130 ГК, закономерно относя аэродромы и аэропорты к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). Из определений аэродрома и аэропорта (п. 1 и 3 ст. 40 ВК) следует, что к имуществу аэродромов и аэропортов относятся земельный (водный) участок и расположенные на нем здания, сооружения, оборудование и другие объекты, прочно связанные с землей. Это имущество в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК также является недвижимостью. На основании п. 1 ст. 131 ГК и Закона о регистрации прав на недвижимость государственная регистрация права собственности и других вещных прав на аэродромы, аэропорты и на иное указанное недвижимое имущество, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение производятся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Такая государственная регистрация осуществляется органами по государственной регистрации по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. За государственную регистрацию прав на указанное выше недвижимое имущество и сделок с ним взимается государственная пошлина в размерах, установленных в п. 19 и 20 ст. 333.33 НК. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 16 Закона о регистрации прав на недвижимость Российской Федерации, ее субъектов, муниципального образования регистрация прав на государственное, муниципальное недвижимое имущество, закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно казну Российской Федерации, ее субъекта, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.


Статья 42. Объекты единой системы организации воздушного движения


Комментарий к статье 42


1. Статья 42 ВК определяет имущество, которое относится к объектам ЕС ОрВД. Перечень объектов ЕС ОрВД определяется ФАП, утвержденными Минтрансом России (Приказ от 18.04.2005 N 31) в соответствии с п. 5.2.53.8 Положения о Минтрансе.

В соответствии с ФАП "Объекты ЕС ОрВД" к объектам этой системы относятся: Главный центр ЕС ОрВД, осуществляющий планирование и координирование использования воздушного пространства России, а также за ее пределами, где ответственность за обслуживание воздушного движения несет Российская Федерация в соответствии с Европейским и Азиатским аэронавигационными планами ИКАО; зональные и вспомогательные зональные центры ЕС ОрВД; районные центры ЕС ОрВД и вспомогательные районные центры. Указанные ФАП подразделяют объекты ЕС ОрВД с учетом их стратегического значения и в соответствии с функциональными задачами. Объекты ЕС ОрВД подразделяются на объекты ОВД, организационно-контрольные и вспомогательные объекты ЕС ОрВД.

2. Имущество ЕС ОрВД в соответствии со ст. 7 ВК находится в федеральной собственности и передано в хозяйственное ведение федеральному государственному унитарному предприятию - Государственной корпорации по организации воздушного движения на основании п. 1 ст. 113 ГК и п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях указанная Корпорация создана Постановлением Правительства РФ от 14.05.1996 N 583. На основании п. 1 и 2 ст. 5 Закона об унитарных предприятиях Корпорацией созданы и функционируют пятнадцать филиалов, обеспечивающих ОрВД в воздушном пространстве России, а также за его пределами, где ответственность в отношении обслуживания воздушного движения несет Российская Федерация.



Статья 43. Предоставление земельного участка или поверхностного водного объекта


Комментарий к статье 43


1. Земельные участки, предназначенные для размещения подавляющего большинства находящихся в эксплуатации аэродромов, аэропортов и объектов ЕС ОрВД, были предоставлены много лет назад в соответствии с решениями, как правило, Совета Министров СССР или правительств входивших в состав СССР союзных республик, в том числе РСФСР. Земельные участки, на которых расположены аэродромы государственной авиации, в большинстве случаев находятся в федеральной собственности и в соответствии с подп. 2 и 10 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса изъяты из оборота. Аэродромы экспериментальной авиации, гражданские аэродромы, занятые в коммерческой авиации, и аэропорты располагаются на земельных участках, находящихся, как правило, в государственной или муниципальной собственности. Такие земельные участки ограничиваются в обороте на основании подп. 5 и 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса. Участки земли, на которых располагаются гражданские аэродромы авиации общего назначения, могут находиться в собственности юридических и физических лиц на основании гл. 17 ГК, ст. 7 и п. 1 ст. 40 ВК.

2. Для строительства новых и реконструкции существующих аэродромов, аэропортов и объектов ЕС ОрВД предоставляются земельные участки: находящиеся в федеральной собственности - Правительством РФ (Росимущество) в соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса; находящиеся в собственности субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса; находящиеся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления.

3. Поверхностный водный объект, предназначенный для размещения аэродрома, предоставляется в соответствии с Водным кодексом. Для аэродромов государственной авиации поверхностный водный объект предоставляется в пользование в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 11 указанного Кодекса на основании решения Правительства РФ, предусмотренного п. 1 ст. 21 этого Кодекса. Поверхностный водный объект для аэродрома гражданской или экспериментальной авиации предоставляется в пользование на основании договора водопользования в соответствии с п. 1 ст. 11 Водного кодекса. Плата за пользование водным объектом осуществляется в соответствии со ст. 20 указанного Кодекса. Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование для осуществления разового взлета или разовой посадки воздушного судна на основании подп. 2 п. 3 ст. 11 Водного кодекса. Пункт 2 ст. 47 этого Кодекса определяет, что использование поверхностных водных объектов для взлета и посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Однако такой порядок Правительство РФ никогда не устанавливало. Единственным нормативным правовым актом, где возможно предусмотреть порядок использования указанных объектов для авиационной деятельности, являются ФАП полетов, но они, к сожалению, утверждаются совместным приказом Минобороны России, Минтранса России, Минпромторга России (см. комментарий к ст. 2 ВК).



Статья 44. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования


Комментарий к статье 44


1. В пункте 1 ст. 44 ВК дается определение понятия "аэродромы совместного базирования". Однако это определение недостаточно полное, так как к аэродромам совместного базирования следует относить также аэродромы, на которых базируются государственные воздушные суда, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти (например, воздушные суда Минобороны России и МЧС России). Естественно, официальное постоянное совместное пребывание воздушных судов различной принадлежности требует нормативного закрепления на уровне Правительства РФ. Перечень аэродромов совместного базирования определен распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р. В настоящее время в этот перечень включено 95 аэродромов.

2. В пункте 2 ст. 44 дано определение понятия "аэродромы совместного использования". По непонятным причинам в этом определении в качестве базового признака указан только аэродром государственной авиации, хотя для полетов гражданских воздушных судов по расписанию вполне могут использоваться и аэродромы экспериментальной авиации. Решение о совместном использовании аэродрома принимает федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данный аэродром (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, Минпромторг России).

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и совместного использования предусматривает создание технических и организационных условий, необходимых для выполнения полетов воздушных судов различных типов и предназначения (истребители, бомбардировщики, разведчики, пассажирские и др.). Создание указанных условий требует значительных материальных затрат и дополнительных организационных мероприятий. По этим причинам п. 3 ст. 44 ВК требует осуществлять эксплуатацию указанных аэродромов на основе договора, заключенного между всеми организациями, чьи воздушные суда базируются на аэродроме или выполняют полеты на аэродром по расписанию. Особую сложность представляет организация, выполнение и обеспечение полетов воздушных судов разных типов, обладающих разными летно-техническими характеристиками (взлетная и посадочная скорости, углы наклона глиссады, схемы снижения и захода на посадку и др.). Практика организации, выполнения и обеспечения полетов на аэродромах совместного базирования и совместного использования требует издания специальных ФАП.

4. Пункт 4 ст. 44 ВК обязывает организовать на аэродромах (почему-то только государственных, несмотря на то, что имеются аэродромы экспериментальной авиации, где базируются воздушные суда гражданской авиации, например Ульяновск (Восточный), Иркутск-2) совместного с гражданскими воздушными судами базирования и на аэродромах совместного использования условия, отвечающие требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам. Для создания указанных условий аэродромы государственной и экспериментальной авиации необходимо оборудовать дополнительными радиотехническими, светотехническими и другими средствами, необходимыми для взлета и посадки гражданских воздушных судов, причем такие средства не должны создавать помехи для нормальной эксплуатации данных аэродромов государственной или экспериментальной авиацией. Кроме того, потребуется установка специальных средств обеспечения авиационной безопасности (см. комментарий к гл. XII ВК). По этим причинам п. 4 ст. 44 должен содержать норму, обязывающую организацию, чьим интересам отвечает дооборудование аэродрома, нести расходы, связанные с созданием условий, отвечающих требованиям безопасности полетов гражданских воздушных судов на этом аэродроме.



Статья 45. Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения


Комментарий к статье 45


1. Содержание ст. 45 ВК не в полной мере соответствует ее наименованию, так как она устанавливает только обязательность проведения согласования строительства и реконструкции аэродромов, аэропортов и объектов ЕС ОрВД с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых планируется это строительство или реконструкция. Это согласование проводится с целью исключения вредного воздействия деятельности аэродрома, аэропорта или объекта ЕС ОрВД (авиационные шумы, эмиссия топлива, электромагнитные излучения и т.п.) на население и окружающую среду. При согласовании учитываются планы развития городов, других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, санитарно-защитные зоны, наличие зон отдыха, заповедников и др.

2. Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов ЕС ОрВД связаны с множеством вопросов, порядок решения которых требует регулирования законодательством РФ (лучше всего ВК). К таким вопросам, в частности, относится принятие решения о строительстве новых и реконструкции действующих аэродромов и аэропортов в зависимости от их принадлежности к видам авиации, классификации и предназначения, а также порядок выделения земельных участков, постройка подъездных путей, использование действующих транспортных магистралей и, наконец, главное - возможность выделения необходимого воздушного пространства для района аэродрома в целях его оптимальной эксплуатации.


Статья 46. Строительство в пределах приаэродромной территории


Комментарий к статье 46


Статья 46 ВК устанавливает требования к организациям, осуществляющим проектирование, строительство и развитие городских и сельских населенных пунктов (имеются в виду в том числе долгосрочные планы развития), выполняющим строительство и реконструкцию промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории. Такие требования обязывают указанные организации выполнять работы с соблюдением условий обеспечения безопасности полетов и с учетом возможных негативных воздействий от деятельности аэродрома на окружающую среду. Для выполнения указанных требований необходимо иметь официально установленные границы приаэродромной территории и правила обеспечения безопасности полетов над этой территорией. Приаэродромная территория определяется в процессе проектирования аэродрома в зависимости от его предназначения и от типов воздушных судов, которые будут выполнять полеты с этого аэродрома. Однако порядок определения земельного участка приаэродромной территории не регламентирован законодательством РФ. По этой причине возникали и будут возникать споры относительно лиц, виновных в причинении ущерба, возникающего вследствие негативного воздействия функционирующего аэродрома на окружающую среду.