Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1425

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 63. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей


Комментарий к статье 63


1. С одной стороны, коммерческая деятельность иностранных предпринимателей в сфере гражданской авиации регулируется общими нормами, посвященными коммерческой деятельности иностранных организаций и предпринимателей на территории России: ГК, НК, Законами "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", и иными. С другой стороны, специфика коммерческой деятельности иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей в данной области заключается в том, что большую роль в правовом регулировании их деятельности играют международные договоры Российской Федерации в сфере гражданской авиации. Статья 63 настоящего Кодекса основывается на положениях гл. II Чикагской конвенции 1944 г.

2. На иностранных предпринимателей в сфере гражданской авиации распространяются положения российского законодательства о лицензировании и сертификации. Лицензирование осуществляется уполномоченными государственными органами РФ в порядке, установленном для российских эксплуатантов в ст. 9 ВК. Сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ выдается уполномоченным органом иностранного государства. При этом упомянутый документ должен соответствовать международным стандартам, признаваемым РФ, а также международным договорам РФ.

Пунктом 5.4.11 Положения о Росавиации к компетенции этого Агентства отнесено признание сертификатов (свидетельств) иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности.

3. Иностранные предприниматели вправе открывать на территории России свои представительства в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аккредитации представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации (утверждена Приказом директора ФАС России от 05.08.1997 N 166). Этой Инструкцией предусмотрена возможность открытия несколькими иностранными авиационными предприятиями одного совместного представительства (п. 1.2). Аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации, производит Росавиация (п. 5.4.5 Положения о Росавиации).


4. Ограничения, установленные в п. 5 ст. 63 ВК, соответствуют положениям ст. 6 и 7 Чикагской конвенции 1944 г. Положением о Росавиации данному органу предоставлены права на:

предоставление разрешений иностранным назначенным авиапредприятиям на эксплуатацию договорных линий, т.е. линий, предусмотренных межправительственными соглашениями о воздушных сообщениях (за исключением транзитных), а также согласование расписаний полетов и тарифов в отношении указанных линий (п. 5.4.15);

согласование и подтверждение (одобрение) выполнения нерегулярных полетов (за исключением разовых и транзитных полетов иностранных воздушных судов в/через воздушное пространство Российской Федерации) в случаях, предусмотренных межправительственными соглашениями (п. 5.4.16).


Статья 64. Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов


Комментарий к статье 64


1. Статьей 15 Чикагской конвенции 1944 г. предусмотрено, что "любые сборы, какие могут взиматься или быть допущены к взиманию Договаривающимся Государством за пользование такими аэропортами и аэронавигационными средствами воздушными судами любого другого Договаривающегося Государства, не будут превышать: a) в отношении воздушных судов, не занятых регулярным обслуживанием международных воздушных линий, тех сборов, которые были бы уплачены своими национальными воздушными судами того же класса при осуществлении аналогичных операций, и b) в отношении воздушных судов, занятых обслуживанием регулярных воздушных линий, тех сборов, которые были бы уплачены своими национальными воздушными судами, занятыми обслуживанием аналогичных международных воздушных линий".

Следует в связи с этим отметить, что размеры аэронавигационных и аэропортовых сборов, а также тарифов за обслуживание воздушных судов для российских и иностранных эксплуатантов не совпадают.

Перечни аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов установлены в приложении 1 к Приказу Росавиации от 15.05.2000 N 125. Аэронавигационные сборы включают сборы за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах и в районе аэродрома. Аэропортовые сборы включают сборы за взлет-посадку, стоянку, обеспечение авиационной безопасности и пользование аэровокзалом. В соответствии с п. 5.2.2 Положения о Минтрансе России (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173) правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, за исключением сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ, устанавливаются Минтрансом России независимо от того, является ли эксплуатант российским или иностранным.

Перечни аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве России установлены в приложении 1 к Приказу Министра транспорта РФ от 02.10.2000 N 110 (п. 1.1). К ним относятся:


аэронавигационные сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на воздушных трассах РФ и маршрутах их спрямления на высотах нижнего эшелона и выше, за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях, в районах авиационных работ и в районе аэродрома;

аэропортовые сборы за взлет-посадку, обеспечение авиационной безопасности, сверхнормативную стоянку, пользование аэровокзалом и за метеообеспечение;

тарифы за обслуживание коммерческой загрузки воздушного судна, за обслуживание пассажиров, за обработку грузов, посадку или высадку пассажиров, доставку пассажиров, обеспечение бортовым питанием, специальное обслуживание убывающих пассажиров, за дополнительные услуги по авиационной безопасности, штурманское обеспечение полетов, за медицинский осмотр членов экипажа, доставку экипажа, обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами, временную стоянку на аэродроме, за стоянку в ангаре, за техническое обслуживание воздушного судна по формам регламента, за отдельные (дополнительные) работы по техническому обслуживанию воздушного судна, предоставление специальных технических и транспортных средств, за предоставление персонала.

2. Ставки сборов за предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации приведены в приложении N 10 к Административному регламенту Росаэронавигации по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации (утвержден Приказом директора Росаэронавигации от 14.12.2006 N 100).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 Федеральная служба по тарифам наделена правом на установление (утверждение, регистрацию) тарифов (цен) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов (п. 5.3.1.24 Положения о Службе) и ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства (п. 5.3.1.24.1 Положения о Службе). Приказом этой Службы от 18.09.2007 N 244-т/3 установлено, что ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах России являются предельно максимальными, при этом субъекты естественных монополий, осуществляющие свою деятельность в сфере услуг аэропортов, вправе применять ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов на уровне или ниже предельного максимального уровня.

3. В пункте 2 ст. 64 ВК воспроизведены положения п. 1 ст. 790 ГК об установлении провозной платы по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В пункте 2 ст. 64 ВК наряду с принципом свободы воли сторон при определении цен за чартерные перевозки предусмотрена возможность установления минимальных цен решением уполномоченного органа в области гражданской авиации (по-видимому, таким органом является Росавиация).


Однако и в тех случаях, когда установление цен отдано на усмотрение сторон договора, действуют общеправовые нормы, в частности о публичном договоре (ст. 426 ГК), условия которого должны быть одинаковыми для всех потребителей, а также о регулировании ценообразования у хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

4. Пункт 3 ст. 64 ВК вступает в противоречие с нормами ст. 790 ГК. Согласно п. 2 ст. 790 ГК, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования (в нашем случае в п. 3 ст. 64 ВК это воздушный транспорт, осуществляющий регулярные воздушные перевозки по расписанию) определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, в том числе ВК. Пункт же 3 ст. 64 ВК предоставляет исключительное право установления платы за воздушные перевозки самим перевозчикам, которые не обязаны руководствоваться при этом утвержденными государством тарифами (как того требует п. 2 ст. 790 ГК). Можно предположить, что это намеренная недоработка нормы (видимо, лоббированная авиакомпаниями), которая привела к безудержному росту цен на авиабилеты и поставила потребителей авиатранспортных услуг в крайне сложное (если не сказать отчаянное) положение.


Статья 65. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей


Комментарий к статье 65


1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации осуществляет Ространснадзор (п. 5.1.1 Положения об этой Службе). Вопросы же лицензирования и сертификации находятся в компетенции Росавиации (п. 5.3, 5.4 Положения об этом Агентстве).

2. Согласно п. 106 ФАП "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", уполномоченный орган в области гражданской авиации может ввести ограничения в действие, приостановить действие сертификата эксплуатанта или аннулировать сертификат эксплуатанта.

Основаниями для введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта могут являться (п. 107 названных ФАП):

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом правил производства и обеспечения полетов, влияющие на безопасность полетов и авиационную безопасность;

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом сертификационных требований, действующих в гражданской авиации Российской Федерации;

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом установленных сертификатом эксплуатанта и эксплуатационными спецификациями условий эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов;

невыполнение эксплуатантом указаний уполномоченного органа в области гражданской авиации, данных в пределах его компетенции, об устранении в установленный срок выявленных инспекционной проверкой недостатков, угрожающих безопасности полетов или авиационной безопасности;


ухудшение основных производственных и финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей;

прекращение действия условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, содержащихся в основных данных и необходимой документации заявки на сертификацию, на основании которых были выданы сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации (расторжение или окончание сроков действия договоров аренды воздушных судов, договоров о техническом обслуживании воздушных судов, договоров об обеспечении полетов, окончании действия сертификатов летной годности воздушных судов);

отсутствие у эксплуатанта во владении на любых законных основаниях исправных воздушных судов;

письменное заявление эксплуатанта;

возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью.

Основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта может быть факт авиационного происшествия, инцидента или производственного происшествия с воздушным судном эксплуатанта. По истечении трех месяцев приостановления действия сертификат эксплуатанта подлежит аннулированию.

В соответствии с п. 110 названных ФАП решение о введении ограничений в действие, приостановлении действия или об аннулировании сертификата эксплуатанта принимается уполномоченным органом в области гражданской авиации на основании акта инспекционной проверки эксплуатанта.

3. Согласно ст. 49 ГК, юридическое лицо отдельными видами деятельности вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Нарушение данного правила влечет за собой недействительность сделки (ст. 168 ГК) и наступление последствий, предусмотренных в ст. 167 ГК. Кроме того, лица, осуществляющие в нарушение установленного порядка деятельность без необходимых лицензий, могут быть привлечены к административной (ст. 14.1 КоАП) или уголовной (ст. 171 УК) ответственности.

Итак, отметим, что почти все нормы, содержащиеся в статьях гл. IX, относятся к коммерческой гражданской авиации. Поэтому представляется, что более целесообразно разместить данную главу перед главой "Воздушные перевозки" (гл. XV). Кроме того, само название гл. IX "Авиационные предприятия" весьма неудачно, так как в гражданском законодательстве, например в § 4 гл. 4 ГК, под термином "предприятие" понимается вполне конкретная коммерческая организация с соответствующей организационно-правовой формой и типом собственности. Следовательно, очень сложно отнести, например, акционерные общества и другие коммерческие организации к понятию "предприятие". По этой причине и исходя из содержания главы ее можно было бы назвать "Коммерческая гражданская авиация".


Глава X. ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ